СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Дума и Медведев правят избирательное законодательство  
25:05:2017 г.



Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Дума и Медведев правят избирательное законодательство Печать E-mail
13:03:2009 г.
     Сегодня Государственая Дума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в статьи 25 и 26 федерального закона "О политических партиях" и федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав…», внесённый депутатами от трёх фракций, и в первом чтении – закон «О внесении изменений в ФЗ "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий», внесённый президентом.
     Первый закон в думских бумажках фигурировал как закон «о предоставлении общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, права принимать участие в совместном с политической партией формировании списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований». Согласно закону, общественные объединения теряют бывшее у них до сих пор право на самостоятельное участие в выборах по спискам. Пока закон не вступил в силу, общественные объединения, предусмотревшие в своем уставе право участия в выборах, могут выдвинуть список кандидатов на выборах в местный Совет по пропорциональной (или смешанной) системе, и кое-где (Тольятти, Долгопрудный) активно и успешно этим правом пользуются, противопоставляя себя на выборах всем партиям вместе взятым.
     После того, как президент подпишет закон, общественное объединение сможет участвовать в пропорциональных выборах только если создаст «объединение или союз» с одной из семи зарегистрированных политических партий. Для этого общественному объединению и партии надо заключить письменное Соглашение. Закон требует зафиксировать в этом соглашении обязанность политической партии включить в свой список кандидатов общественного объединения, а также основания, по которым партия вправе не включать в список кандидатов ту или иную предложенную кандидатуру. После этого общественное объединение получает право на 15% мест в партийном списке (но не менее одного места). Если политическая партия заключила соглашение с несколькими объединениями, то 15-процентная квота делится между ними. Если квота составляет 1 место, то политическая партия сама решает, кому из союзных организаций оно достанется.
     Партия может включить в список и большее число членов дружественных общественных организаций и вообще кого угодно, но уже по собственному усмотрению, без всяких квот и обязательств.
     Перед голосованием новосибирский коммунист Анатолий Локоть объявил от имени фракции КПРФ, что депутаты-коммунисты будут голосовать против законопроекта. По мнению Локтя, закон – это подарок административному ресурсу. Он закрепостит общественные движения, и они вынуждены будут обслуживать партию власти, как бы она ни называлась.
     Владимир Жириновский тоже выступил против закона. С его точки зрения, политическая партия не обязана кого-то включать в свои списки. «Это закон о коррупции и предательстве» - сказал он.
     Закон был принят 353 голосами при 57 против.
     Законопроект о поэтапном снижении минимальной численности членов политических партий внесён во исполнение послания Д.А.Медведева, который в прошлом году пообещал обеспечить условия, чтобы в политический процесс включилось большее количество игроков. На практике предложения, которые должны стимулировать появление «новых игроков», выражаются в том, что с 1.1.2010 минимальная численность политических партий снижается с 50.000 до 45.000 человек, а с 1.1.2012 – до 40.000. Сейчас политическая партия должна иметь более чем в половине субъектов отделения численностью не менее 500 членов; численность остальных региональных отделений не может быть меньше 250 членов. С 1.1.2010 эти цифры будут снижены до 450 и 200, а с 1.1.2012 – до 400 и 150. Как сказал представитель президента в Думе Гарри Минх, это позволит политическим партиям провести мероприятия, которые будут направлены на улучшение качества их деятельности (видимо, выгнать наиболее компрометирующих партию членов).
     Кроме символического снижения численности, в законопроекте содержится новелла, направленная, по мнению автора, на улучшение внутрипартийной демократии. После принятия закона партии будут обязаны предусмотреть в своих уставах «ротацию руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений». Таким образом, на секретаря Генсовета Единой России (Вячеслава Володина) и председателя ЦК КПРФ (Геннадия Зюганова) требование ротации распространяется, а на председателя Высшего совета ЕР (Бориса Грызлова) и тем более – на председателя партии ЕР (Владимира Путина) – нет.
     Геннадий Гудков (Справедливая Россия) спросил, как следует рассматривать законопроект – как первый или как последний шаг к упрощению регистрации партий. Он утверждал, что численность партий регулируется только в России и в Мексике. Минх ответил, что законопроект представляет собой два шага, а не один, но второй шаг – пока последний.
     Игорь Лебедев (ЛДПР) поинтересовался, что подразумевается под ротацией, с учётом того, что генсеки в Советском Союзе тоже подлежали ротации. Кроме того, его интересовало, готова ли администрация президента поддержать предложение о поэтапном снижении барьера на выборах в Государственную Думу. Минх ответил, что Российская Федерация – не Советский Союз, и нынешнее правовое регулирование построено на принципе политического разнообразия, поэтому каждая политическая партия должна самостоятельно оценить свои кадровые и иные возможности. Что касается снижения барьера, то в Дум у внесён закон о предоставлении «утешительных мест» малым политическим партиям, если они наберут 5%, и этим дело ограничится.
     Анатолий Локоть (КПРФ) спросил, зачем нужно устанавливать внутрипартийные нормы федеральным законодательством. Минх ответил, что президент специально предложил очень мягкую формулировку и не редписал партиям ни конкретных сроков, ни конкретного порядка ротации. «Никакие конкретные партии в виду не имеются. Мы никоим образом не вмешиваемся в партийные дела», - добавил представитель президента.
     Андрей Воробьёв, член Генсовета «Единой России» похвастался, что его партия уже внесла в устав поправки: на федеральном уровне можно сидеть два срока по 4 года, а на региональном – два срока по 3 года.
     Коммунистка Нина Останина задала два вопроса: почему предлагается нарушить статью 8 действующего закона о партиях, где говорится, что партии свободно определяют свою внутреннюю структуру, и почему лидер ЕР, не являясь членом партии, её возглавляет. Минх сказал, что администрация не предлагает ничего конкретно по тому, как должна строиться внутренняя структура партии. Партии должны сами решать, как часто они будут проводить ротацию «исходя из собственной политической зрелости и готовности»: раз в 4, 8 или 99 лет. «Конкретно по ЕР, думаю, не вписывается в логику того вопроса, как Вы его сформулировали» – ответил он на второй вопрос. Тем не менее, представитель президента разъяснил, что любое лицо, замещающее государственную должность, в то же время является гражданином Российской Федерации и имеет право реализовывать свои права, никак не связанные с государственной деятельностью.
     Выступая от фракции, Владимир Жириновский сказал, что требования к численности партий необоснованно занижены. По его мнению, в партии должно быть тысяч 300. Он горячо выступает за ротацию, причём не только в партиях, но и на государственных должностях. А то «сидят по 10 лет» и от этого всё киснет. Бессменный лидер ЛДПР с 1990 года в очередной раз повторил, что для обеспечения свободных выборов необходимо установить верхний предел результата партии на выборах – 40%.
      Геннадий Гудков одобрил законопроект как шаг вперёд, пусть робкий и декоративный. При этом он выразил мнение, что такими робкими шагами мы никогда не дойдём до цивилизованного государства с развитой партийной системой. Сейчас, с его точки зрения, партии в России существуют не благодаря системе, а вопреки, и вследствие этого ответственность за результаты проводимого политического курса никто не несёт. Он привёл примеры использования административного ресурса. Например, в Брянской области партии собирали у губернатора и говорили, какой процент кто должен получить. В Московской области было прямое указание всем торговым точкам развешивать плакаты одной партии. С его точки зрения, сегодня доблестную милицию и суды используют как инструмент сведения счётов в политической борьбе. «Ели мы пойдём дальше такими косметическими шагами, то мы угробим нашу политическую систему!» – эмоционально воскликнул Гудков.
     От имени коммунистов своё возмущение выразил депутат Валерий Рашкин. Он заявил, что ротация – это вопиющий факт вмешательства во внутренние дела партии, и подробно остановился на том, как Минюст проверяет численность региональных организаций КПРФ. Например, в Вологде разослали письма всем членам партии с требованием прийти в управление юстиции и подтвердить членство. В Перми требуют представить оригинал устава, который существует в единственном экземпляре и хранится у Зюганова. А в ходе выборов МВД, ФСБ и прочие антитерриростические организации запрашивали и проверяли списки кандидатов от КПРФ на основании закона «О противодействии экстремизму». «Нашу партию сейчас мутузят как Тузик ту грелку», - заключил депутат Рашкин.
     Законопроект поддержали 389 депутатов, против было 56, 1 воздержался.
 
« Владимир Прибыловский о выборах мэра Сочи   Результаты выборов 1 марта »
Последние новости
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ