СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Дума и лекарства: мания взаимозаменяемости  
29:03:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Дума и лекарства: мания взаимозаменяемости Печать E-mail
Элла Щукина   
08:10:2019 г.

Сегодня, 8 октября, Государственная дума приняла в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части совершенствования порядка определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения». Законопроект сложный, как и его название, и внутренне противоречивый, что отмечает в своем отзыве правовое управление ГД. К тому же, для того, чтобы он заработал, нужно не менее 12 постановлений правительства.

Законопроект представил статс-секретарь Минздрава Дмитрий Костенников. Он объяснил, что предлагаемые изменения по смыслу можно разделить на четыре блока. Во-первых, уточняются разнообразные определения и процедуры для того, чтобы взаимозаменяемых лекарств стало больше. С точки зрения Минздрава, это «приведёт к улучшению конкурентной среды в сфере закупок, снижению издержек в системе здравоохранения на приобретение препаратов и к повышению охвата граждан лекарственной терапией». Будет отдельный правительственный перечень взаимозаменяемых препаратов: первоначальный вариант должны опубликовать к 1 апреля будущего года, а завершить работу над ним собираются к 1 января 2021 года.

Во-вторых, ужесточаются требования к внесению изменений в инструкцию в случае, если Росздравнадзор получит новые данные о побочных действиях и т.п. Костенников не стал говорить о том, что за несвоевременное изменение инструкции будут приостанавливать регистрацию препаратов, но об этом написал в своем заключении думский комитет по охране здоровья. Комитет, кроме того, увидел, что терминология законопроекта отличается и от действующего российского законодательства, и от законодательства Евразийского экономического союза.

В-третьих, исключается дублирование сведений о фармацевтических субстанциях. В-четвертых, уточняются вопросы, связанные с НДС на препараты, цены на которые регулирует государство. Эти два блока поправок направлены на устранение неопределенности формулировок действующего закона, которые, как признал Костенников, допускают двоякое толкование.

Содокладчик от комитета Александр Петров (Единая Россия) выражался гораздо более простым языком. Он сказал, что сейчас пациенты спорят, когда их переводят с одного препарата на другой, «взаимозаменяемый», а если сделать официальный перечень, то повод для споров исчезнет и к тому же можно будет сэкономить. «Мне больно было слышать вчера, когда диабетологи, очень уважаемая профессура, говорили о том, что надо государственные закупки вернуть по торговым наименованиям», – сказал депутат, подразумевая, что врачи в данном случае руководствуются не интересами пациента, а в лучшем случае – желанием истратить побольше денег (в худшем – корррупционными мотивами). Представление о том, что правительство лучше, чем врач, знает, что нужно пациенту, в Думе разделяют многие, что было ясно по вопросам и выступлениям депутатов.

Большинство участников дискуссии волновало, как быстро можно заменить как можно больше препаратов на отечественные аналоги; говорили о 70% к 2021 году (сейчас – 16%). Были и исключения. Наталья Боева (Единая Россия) предложила учитывать мнение пациентов, особенно онкологических, когда они не хотят замены лекарств. На это Костенников сказал, что это возможно только при наличии «жизненных показаний».

Алексей Куринный (КПРФ) спросил, не приведет ли тотальная взаимозаменяемость к выдавливанию оригинальных препаратов. Статс-секретарь косвенно признал это: предлагаемая система «нацелена, если говорить в целом, на снижение цен» (оригинальные препараты всегда дороже).

Айрат Фаррахов (Единая Россия), в прошлом – замминистра финансов РФ и министр здравоохранения Татарстана, обратил внимание на то, что «в мире нет оптимальных подходов при определении взаимозаменяемости, потому что есть очень высокие риски вмешательства в оказание медицинской помощи и выбор лекарств». Он также предложил не разрабатывать 12 постановлений правительства по вопросу взаимозаменяемости, а внести в законодательство об охране здоровья нормы прямого действия.

Представитель Минздрава с ним не согласился: с его точки зрения, только правительство в состоянии быстро реагировать на изменение ситуации на лекарственном рынке. На чем основано это убеждение, особенно в свете тянущейся много недель истории с попытками правительства найти выход из ситуации с незарегистрированными лекарствами от эпилепсии, он не сказал.

Депутат Фаррахов также предупредил, что приостановление регистрации за недостаточно быстрое внесение изменений в инструкцию и за уклонение от определения взаимозаменяемости может лишить пациентов нужных им лекарств. Про уже состоявшееся исчезновение некоторых лекарств Костенникова спрашивали несколько раз, и каждый раз он отвечал в духе «некоторые перебои кое-где у нас порой». Для примера: в России исчез преднизолон, надежное (и часто – незаменимое) средство для больных астмой.

Законопроект поддержали 412 депутатов. Срок предоставления поправок – 6 ноября; вероятно, текст законопроекта будет существенно доработан.

 
« Дума и дети   Планы Думы на октябрь 2019 »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ