ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ОППОЗИЦИИ

1 мая в Москве прошли разнообразные шествия в связи с праздником, который в СССР официально отмечался как день международной солидарности трудящихся, а после принятия нового Трудового кодекса получил политически нейтральное и неконфронтационное название "Праздник весны и труда". Раньше всех на Тверскую улицу вышли официальные, или "голубые" (по цвету знамен) профсоюзы из Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). К их демонстрации присоединилась партия власти ("Единая Россия") и еще полтора десятка лояльных политических объединений, в том числе рогозинский блок "Родина". Значительную часть демонстрантов составляли люди, посланные по разнарядке - хотя, конечно, были и такие, кто пришел по старой памяти. Главный слоган: "Достойная зарплата - путь к преодолению бедности", с чем, конечно, трудно не согласиться. Мини-сенсацией профсоюзного мероприятия стало то, что Юрий Лужков, мэр Москвы, и Михаил Шмаков, лидер ФНПР, выступили против пенсионной реформы, а именно - против идеи правительства заменить льготы для пенсионеров (например, бесплатный проезд на транспорте) денежными компенсациями.
Коммунисты, по уже сложившейся традиции, провели отдельное шествие и митинг под главным слоганом "Народ требует перемен!". Другие лозунги представляли собой смесь знакомых с детства советских клише типа "Да здравствует 1 Мая - День международной солидарности трудящихся!" и результатов новых партийных веяний, как то "Путинский курс реформ - тупик для России!", "Что грефам - хорошо, русскому - погибель!", "Руки прочь от льгот ветеранов и военнослужащих!", "Требуем пересмотра приватизации!", "Прожиточный минимум - горе-реформаторам!" и даже "Автогражданка! Прочь с российской дороги!" Лидер КПРФ Геннадий Зюганов выступил с речью, в которой определил две главные задачи партии. Это - "укрепление партии и подготовка к проведению общероссийского референдума по вопросу собственности на недра". Для собравшейся послушать Зюганова публики его слова яно были чересчур умеренными и недостаточно революционными. Написанные от руки плакаты призывали восстановить СССР и Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Нынешняя коммунистическая демонстрация, как и любое публичное мероприятие КПРФ, привлекла не только активистов партии, но и разнообразных левых радикалов и маргиналов. Нацболы из партии замечательного писателя и политического авантюриста Эдуарда Лимонова устроили, как и положено, драку. В целом же коммунистическое мероприятие носило характер народных гуляний. С партийного грузовика ряженые пели популярные советские шлягеры, молодые и немолодые люди с красными бантами на лацканах чинно совершали променад, обозревая товар, выставленный на продажу коммунистическими коробейниками. У коробейников можно было купить разнообразные малотиражные левые издания, труды Сталина, Мухина и Петухова, сборники советских песен в формате mp3 и другие не менее ценные предметы.
Некоммунистическая оппозиция также провела шествие и митинг под лозунгом "Гражданское общество против полицейского государства". Напомним, что разрешение на шествие его организаторам удалось получить только со второго раза. Отличительная особенность нынешней акции - в том, что в ней приняли участие практически все сколько-нибудь заметные организации так называемого "демократического" крыла. Это Московская хельсинкская группа - старейшее объединение правозащитников, партия "Яблоко", заклятые друзья "Яблока" из "Союза правых сил", "Комитет 2008: свободный выбор" (главные идеологи - Гарри Каспаров и Борис Немцов), Союз комитетов солдатских матерей, "Свободная Россия" (новая партия Ирины Хакамады), Движение за права человека Льва Пономарева, Ассоциация региональных правозащитных организаций, "Демократический Союз" Валерии Новодворской, общество "Мемориал", "Гринпис России", Демократическая партия России, Республиканская партия России, Транснациональная республиканская партия и т.п. Число участников составило примерно три тысячи человек. Это немного, но значительно больше, чем обычно собирают акции "демократов" и значительно больше, чем та явка, на которую рассчитывали организаторы. Как и у коммунистической оппозиции, в рядах демократической оппозиции тоже появились молодые лица, в отличие от прошлых лет, когда средний возраст участников неумолимо стремился к семидесяти. Узкая Мясницкая оказалась запружена оппозиционно настроенными гражданами, что вызвало некоторое беспокойство у многочисленных ментов сопровождения. Они, впрочем, вели себя доброжелательно, за что заслужили от демонстрантов персональную речевку "Российской милиции - достойную зарплату". У здания ФСБ/КГБ, где заканчивался маршрут шествия, вполне уместно прозвучали слова "Спецслужбы под гражданский контроль!" Лозунг "Путина - в отставку" прозвучал довольно тихо, а чаще всего повторялись призывы "Нет - полицейскому государству!" и "Нет войне в Чечне".
Главными спикерами на митинге демократов у Соловецкого камня, что на Лубянке, были Людмила Алексеева (Хельсинкская группа), Григорий Явлинский и Ирина Хакамада. Все они призывали объединить демократические силы для защиты демократии. Другие ораторы затрагивали конкретные проблемы: например, муниципальные выборы в Москве 16 мая, оправдательный приговор, вынесенный судом присяжных группе капитана ГРУ Эдуарда Ульмана, по ошибке расстрелявшей в Чечне шестерых мирных российских граждан, создание фракции "Новая Москва" в Мосгордуме. У демократов, как и у коммунистов, настроение публики было куда более оппозиционным, чем у партийных лидеров. Наибольшее одобрение аудитории встретили выступление Валентины Мельниковой от Комитета солдатских матерей и Олега Орлова из "Мемориала". Мельникова призвала саботировать насильственный призыв в армию и не отдавать детей на растерзание государственной машине. Орлов привел цифры, доказывающие, что количественный уровень репрессий против гражданского населения в Чечне сравним с временами сталинского террора, и высказал мнение, что единственный способ закончить войну в Чечне - это изменить правящий режим.

Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")


СЦИЛЛА