КРЕМЛЕВСКИЙ ЦЕРЕМОНИАЛ

В пятницу, 7 мая, переизбранный президентом Российской Федерации 14 марта Владимир Путин официально вступил в должность. Торжественная церемония по этом поводу прошла в Большом Кремлевском дворце. Движение в центре города было, как водится, частично перекрыто. Накануне ходили слухи, что Путин поедет в Кремль на лошадях, но здравый смысл победил, и он прибыл на "мерседесе". Не подтвердились также и другие слухи - о том что ко дню инаугурации будет пойман Аслан Масхадов, лидер мятежной Чечни.
На инаугурацию были приглашены тысяча семьсот человек - министры, депутаты, губернаторы, послы. Представители демократических партий, оставшихся за бортом Госдумы, приглашения не получили. Президент СССР Михаил Горбачев и президент России Борис Ельцин приглашения получили, но прибыть не смогли. Основная функция приглашенных состояла в том, чтобы поприветствовать проходящего мимо президента. Некоторые потом жаловались, что им было ничего не видно и что кремлевская охрана, отбиравшая на входе мобильники, свалила их в одну кучу, так что было невозможно разобраться, где чей. Эти жалобы не представляются обоснованными, поскольку никто никого в Кремль на веревке не тащил - можно было остаться дома и с комфортом смотреть телевизор. Было заранее ясно, что в церемонии инаугурации представителям политической элиты отведена роль массовки. Зато, между прочим, каждому участнику подарили голограмму с изображением Кремля и памятную медаль, выпущенную по этому случаю.
Церемония была недолгой. К присяге на специальном экземпляре Конституции России (говорят, с обложкой из кожи варана) Владимира Путина привел председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. При этом микрофон у Зорькина почему-то включился не сразу, и в церемониии случился краткий сбой. После того, как Путин зачитал присягу, он, как предписывает Конституция, произнес речь. В ней он поблагодарил избирателей за оказанное ему доверие и похвалил народ России за патриотические качества и упорный труд., с которым народ создает основы роста экономического потенциала Росии.
Вновь избранный президент сформулировал главную цель своего второго, заключительного срока: "превратить уже накопленный нами потенциал в новую энергию развития, достичь за счет этого принципиально лучшего качества жизни наших людей, добиться реального, ощутимого роста их благосостояния". Говоря о стране, он называл её "великой Россией", "тысячелетней Россией", "огромной, великой державой", при этом, судя по контексту, речь шла прежде всего об экономических достижениях. Как объяснил президент, Россия, которой можно гордиться - это "сильная, но миролюбивая страна".
Ключевой пассаж инагаурационной речи, безусловно, этот: "Мы часто повторяем: в России глава государства отвечал и будет отвечать за все. Это по-прежнему так. Но сегодня, глубоко понимая меру собственной, личной ответственности, хочу подчеркнуть: успех и процветание России не могут и не должны зависеть от одного человека или от одной политической партии, одной политической силы. Мы должны иметь широкую базу поддержки для того, чтобы продолжать преобразования в стране. Убежден: лучшей гарантией такой преемственности является зрелое гражданское общество. Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными. Это основа и экономического роста России, и ее политической стабильности." Жалко, что инаугурационные речи мало кто слушает внимательно. "Свободные люди в свободной стране" - это замечательная формулировка, гораздо лучше и понятнее, чем просто слова о гражданском обществе, под которым можно понимать что угодно. В смысле практической политики он означает, что государство должно перестать ограничивать любые мирные инициативы российских граждан (например, право устраивать шествия, концерты и праздники, строить частные трубопроводы, автомобильные и железные дороги, беспрепятствено ввозить и вывозить деньги и товары, выбирать между российскими и импортными продуктами и т.п.). Прекрасно, что президент готов взять на себя личную ответственность за это.
После окончания церемонии Путин посетил Благовещенский собор, где выслушал молебен, отслуженный по поводу инаугурации патриархом Алексием II. Тогда же, согласно Конституции, правительство сложило полномочия перед вновь избранным президентом. Вероятно, чтобы не затягивать процесс повторного формирования недавно сформированного кабинета, в Думу немедленно ушло письмо с просьбой одобрить кандидатуру Михаила Фрадкова в качестве премьер-министра. Перестановок в кабинете не ожидается, хотя президент вроде бы намекал, что могут быть и мелкие сюрпризы.
По случаю вступления президента в должность в Москве прошли различные акции. Движение "Идущие вместе" провело на Воробьевых горах шествие в поддержку президента. В арбитражном суде Москвы начался процесс по налоговому делу компании "ЮКОС" (как известно, министерство по налогам и сборам, расформированное в ходе административной реформы, предъвило к Юкосу иск о неуплате налогов: по мнению налоговиков, только за 2000 год недоплаченная сумма составила 3.5 миллиарда долларов). Антипутинскую акцию организовал Молодежный левый фронт, группа под руководством Ильи Пономарева, близкая к КПРФ. Участники маленького шествия прошли в саванах по Тверскому бульвару. На саванах были надписи: "Я голосовал за Путина и меня выселили из квартиры!", "Я голосовал за Путина и погиб в Чечне!", "Я голосовал за Путина и сгорел в метро!". Участники шествия также развернули лозунг "Долой Царь-Путина!". Шествие было санкционировано - правда, в заявке организаторы ничего не писали про саваны.
Вечером национал-большевики, они же - лимоновцы, провели в Большом театре несанкционированную акцию протеста против инаугурации Владимира Путина. Во время оперы "Мазепа" участники акции, примерно пятнадцать юношей и девушек, прорвались на сцену и приковали себя наручниками к осветительной аппаратуре. Кроме того, лимоновцы развернули транспарант, на котором было написано "Долой самодержавие Путина!" Сотрудники охраны Большого театра отреагировали на беспорядки очень жестко, милиция тоже не ограничилась увещеваниями. По словам пресс-секретаря НБП Александра Аверина, одному из участников акции, несовершеннолетнему Сергею Стаднику, пробили голову, остальным отбили почки. Тверской суд Москвы квалифицировал произошедшее как мелкое хулиганство и приговорил нацболов к административному заключению на сроки, не превышающие семи суток.

Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")


СЦИЛЛА