ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ЗАДАЧНИК

В среду, 26 мая, президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Эта обязанность президента прямо указана в Конституции, в одном перечне с такими полномочиями главы государства, как назначение думских выборов и право законодательной инициативы. Трудно сказать, чем руководствовались разработчики Конституции, включая в неё упоминание о послании, возможно - просто зарубежным опытом, но фактически получилось так, что президент России должен - как минимум раз в год - выступать с программным заявлением "об основных направлениях внутренней и внешней политики государства". Разумеется, оглашение послания - это крупнейшее светское событие политического сезона, его посещают и думцы, и члены Совета Федерации, и министры, и другие великие люди. Приглашенные и профессиональные кремленологи внимательно следят, кто где сидел, кто с кем разговаривал, кто пел гимн, а кто не пел (Владимир Путин - не поет). На этот раз все волновались, придет или нет Абрамович (пришел). По упомянутым в послании словечкам и оборотам выясняется степень участия чиновников администрации президента в работе над текстом, а из этого, соответственно, выводится степень их текущего политического влияния. В интонациях и выражении глаз президента вычитывают знаки благоволения или, напротив, недовольства тем или иным персонажем, обычно - постфактум. Всё это, конечно, чрезвычайно интересно, полезно и существенно, но, кроме третьих, вторых и десятых смыслов, у послания есть еще и прямой смысл. Важно не только то, как президент читал текст послания и кто этот текст писал, но и то, что в нем написано. Особенно, когда речь идет не о слоганах, пусть и очень красивых, типа "свободное общество свободных людей", а о вещах более земных.
Владимир Путин уже довольно давно утверждает, что главная цель государства, главой которого он является, это - "высокий уровень жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной, значимый рост благосостояния граждан". В Послании-2004 задачи государства в связи с повышением уровня жизни, пожалуй, впервые сформулированы достаточно конкретно для этого жанра. Президент требует от чиновников решить три задачи, которые он считает самыми насущными для граждан страны. Это "качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания". Все эти задачи, что примечательно, относятся к одному и тому же сектору, который принято называть "социальным". С ним связаны те блага, которые при советской власти были (или считались) бесплатными и гарантированными.
Первая, и, судя по степени детализации, главная задача власти связана с жильем. Она сформулирована так: "Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести - за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов". В связи с этим президент делает важное замечание: "Надо прекратить обманывать людей, вынуждая их годами и десятилетиями стоять в очередях на получение жилой площади, и обеспечить возможности ее приобретения на рынке для основной части работающего населения России, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим гражданам социального жилья." Иначе говоря, жилье для бедных - бесплатно, для остальных - жилищные кредиты. Число бедных оценивается примерно в 30 миллионов человек - эта цифра приводится в послании.
Про то, что чиновники, собственно, должны делать, президент говорит несколько вскользь, замечая, что набор необходимых действий "известен". Он упоминает ипотеку, участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах, государственную систему регистрации прав на недвижимость, бюро кредитных историй. В качестве специфических проблем называются монополии на строительных рынках ("пнул Лужкова", - был общий комментарий), гарантии права собственности добросовестных приобретателей жилья и наведение порядка в сфере предоставления социального жилья, в том числе целевая поддержка отдельных категорий граждан.
В области здравоохранения задача ставится менее четко - в том смысле, что количественные показатели не названы. Цель - "повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения". Конечный результат - медицинские услуги в рамках базовых медицинских стандартов бесплатны, "дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом".
Что касается образования, то здесь президент требует от чиновников обеспечить "развитие", повысить требования и "внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты". Его беспокоит чрезмерная массовость высшего образования - вероятно, он, как отец двух девочек, не в курсе, что главная причина наплыва студентов в том, что институт является самым распространенным средством спасти ребенка от призыва в армию. Аудитория встретила бурными ностальгическими аплодисментами предложение ввести порядок, при котором студент "после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение".
Несмотря на явно разную степень проработки вопросов, общий подход вырисовывается достаточно отчетливо. Бедные получают социальные блага бесплатно, все остальные платят и за себя, и за бедных. Это вполне соответствует идее социального (перераспределяющего) государства, каковым Россия является по конституции. Перераспределять деньги от одних к другим должны государственные чиновники, они же решают, кого отнести к бедным. С точки зрения задачи повышения уровня жизни людей к этой системе есть множество претензий. Например, она консервирует бедность и не особенно поощряет индивидуальную инициативу; она не учитывает разнообразия жизненных обстоятельств и человеческих потребностей; она дает в руки государственных служащих огромную власть над людьми. Тем не менее, в принципе такая система работоспособна, как показывает, например, европейский опыт. Однако для того, чтобы она функционировала удовлетворительным образом, вероятно, необходимы некоторые базовые условия, как-то: общественный консенсус, а точнее, консенсус доноров, то есть согласие самостоятельных граждан поддерживать малоимущих через социальную систему социальной защиты; отсутствие массовой низовой коррупции; наличие постоянно действующей обратной связи между государственными органами и гражданами (обычно осуществляется политическими партиями и - шире - лицами, действующими в сфере публичной политики); сильное и независимое местное самоуправление; общенациональные СМИ, которые не являлись бы органами государственной пропаганды. За исключением общественного консенсуса, про который ничего неизвестно, поскольку российское общество само о себе имеет очень смутные представления, всего остального в стране явно нет. Поэтому правительству будет очень сложно решить президентские задачи - если, конечно, речь не идет о простой подгонке результатов.

Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")


СЦИЛЛА