Несмотря на явно разную степень проработки вопросов, общий подход вырисовывается достаточно отчетливо. Бедные получают социальные блага бесплатно, все остальные платят и за себя, и за бедных. Это вполне соответствует идее социального (перераспределяющего) государства, каковым Россия является по конституции. Перераспределять деньги от одних к другим должны государственные чиновники, они же решают, кого отнести к бедным. С точки зрения задачи повышения уровня жизни людей к этой системе есть множество претензий. Например, она консервирует бедность и не особенно поощряет индивидуальную инициативу; она не учитывает разнообразия жизненных обстоятельств и человеческих потребностей; она дает в руки государственных служащих огромную власть над людьми. Тем не менее, в принципе такая система работоспособна, как показывает, например, европейский опыт. Однако для того, чтобы она функционировала удовлетворительным образом, вероятно, необходимы некоторые базовые условия, как-то: общественный консенсус, а точнее, консенсус доноров, то есть согласие самостоятельных граждан поддерживать малоимущих через социальную систему социальной защиты; отсутствие массовой низовой коррупции; наличие постоянно действующей обратной связи между государственными органами и гражданами (обычно осуществляется политическими партиями и - шире - лицами, действующими в сфере публичной политики); сильное и независимое местное самоуправление; общенациональные СМИ, которые не являлись бы органами государственной пропаганды. За исключением общественного консенсуса, про который ничего неизвестно, поскольку российское общество само о себе имеет очень смутные представления, всего остального в стране явно нет. Поэтому правительству будет очень сложно решить президентские задачи - если, конечно, речь не идет о простой подгонке результатов.
Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")
СЦИЛЛА