СОЮЗ МЕЧА И ОРАЛА

На прошлой неделе, 15 февраля, состоялось драматическое заседание Комитета-2008 - организации, объединяющей видных персонажей нелевой оппозиции. Комитет был создан в январе 2004 года группой проигравших выборы политиков (Борис Немцов, Сергей Иваненко, Ирина Хакамада и др.) и либеральных журналистов (Виктор Шендерович, Сергей Пархоменко и др.) с целью обеспечить честные президентские выборы в 2008 году.
Довольно быстро члены Комитета поняли, что вопрос о честных выборах является глубоко второстепенным, поскольку страна - частично тщанием Путина и его команды, частично по инерции - на удивление быстро сползает с европейского демократического пути и отращивает чекистско-бандитскую полудиктатуру. В этой ситуации в очередной раз остро встал вопрос об объединении демократических (т.е. некомунистических) оппозиционных сил для противодействия антиконституционной деятельности президента Путина и другим актуальным угрозам (коммунистической реставрации, националистического реванша, гражданской войны и т.п.).
Задача объединения легальной демократической оппозиции осложняется тем, что поправленный "Единой Россией" в 2004 году закон "О политических партиях" предъявляет очень жесткие требования к созданию новых партий (50.000 членов против 10.000 в прежней версии плюс запутанная процедура регистрации), а закон о выборах запрещает участие в федеральных выборах блоков политических партий. Таким образом, создание коалиции уже существующих партий невозможно. Остаются два варианта: либо объединять оппозицию на базе одной из существующих партий, либо конструировать новую партию с нуля. Разумеется, второй вариант - более хлопотный, более дорогой и связан с дополнительными политическими рисками (например, уже существующие партии могут обидеться).
Нетрудно заметить, что в России есть только две партии, которые могут стать основой для объединения всех демократов (некоммунистов): Яблоко и СПС. По данным самих партий, в Яблоке 85 тысяч членов, а в СПС - 38. Обе партии после позорного поражения на думских выборах-2003 переживают кризис. СПС, оставшись без руководства, ушедшего в коллективную отставку, агонизирует. Яблоко лишилось главного спонсора, посаженного в "Матросскую тишину". Успехи обеих партий на региональных парламентских выборах весьма относительны - конкуренции "Единой России" они не составляют. Но, поскольку другие демпартии ("Наш выбор" Ирины Хакамады, республиканцы Владимира Лысенко) пребывают в еще более жалком состоянии, то выбирать приходится из этих двух. Именно это должен был сделать Комитет-2008 на прошедшем заседании.
Неудивительно, что и Яблоко, и СПС предложили использовать свои структуры в качестве базы для будущей объединенной партии. Яблоко согласно сменить название и уступить "чужакам" половину мест в руководстве партии (и в будущем партсписке на выборах в Думу). СПС согласен на все, поскольку нынешнее руководство партии осознает, что без кадрового обновления ему так и так не выжить. Позицию Яблока излагал сам Явлинский, который первый раз почтил своим присутствием заседание Комитета. Самый влиятельный из эспээсовцев, Анатолий Чубайс, наоборот, не пришел, чтобы не дразнить гусей, и предложения партии разъяснял куда более приемлемый для социал-либералов Борис Немцов. Несмотря на проявленную сторонами вежливость, договориться удалось лишь о продолжении консчультаций. Переговоры о объединении, едва начавшись, зашли в тупик.
Еще на Гражданском конгрессе в декабре 2004 года Явлинский предложил всем противникам Путина вступать в Яблоко, самую сильную и многочисленную демократическую партию. С тех пор его позиция принципиально не изменилась. Однако ни 35 тысяч членов СПС, ни многие тысячи членов правозащитных организаций явно не готовы раствориться в Яблоке, и в Яблоке этого не могут не знать. Даже если Яблоко сменит название на другой фрукт. Что касается более кротких предложений СПС - тем, кто их формулировал, было хорошо известно, что значительная часть яблочного руководства и абсолютное большинство активистов партии считает партию СПС оппортунистической и конформистской группой, не имеющей никакого отношения к демократической оппозиции.
Не принадлежащие к бывшим парламентским партиям демократической оппозиции Гарри Каспаров (председатель Комитета-2008) и Владимир Рыжков (независимый депутат Госдумы, в прошлом - член проправительственных "Выбора России" и НДР) выдвинули идею строительства партии с нуля (или почти с нуля - на базе какой н-нибудь мелкой, но успевшей зарегистрироваться демпартии) - естественно, под своим чутким руководством. В лучшем случае - если получится найти сторонников и преодолеть бюрократические барьеры - из этого выйдет еще одна маргинальная демократическая партия. Трудно себе представить, что Яблоко или СПС захотят принести себя в жертву амбициям Владимира Рыжкова. Еще не родившись, проект Рыжкова - Каспарова уже раскалывает демократическое движение.
Новое вино не вливают в старые мехи, и действительно новая партия не может быть создана старыми людьми. Из строителей объединенной демократической партии к новым людям можно отнести только Гарри Каспарова. Все остальные - это хорошо знакомые лица, те самые, которым непутинский избиратель в 2003 году предпочел либо кандидата против всех, либо воскресный отдых с семьей. Какие из них выйдут оппозиционеры, тоже не ясно; до сих пор почти все эти люди живо откликались на проявления симпатии со стороны гадкого Путина и порочного Суркова.
Если бы, например, Явлинский и Ко были стопроцентными оппозиционерами, они не держались бы так за руководящие кресла в родной партии. Ну какая перспектива у Явлинского в "Яблоке"? В самом оптимистическом случае - лидер малочисленной думской фракции, скорее всего - унылый эмигрант. Отказавшись от мелких амбиций, он мог бы войти в команду строителей новой политической организации, способной победить бюрократический режим Путина на выборах и взять власть в стране в свои руки. Тогда он мог бы стать, например, председателем парламента, министром экономики, мэром Москвы. Рискованный, но захватывающий проект. Однако пока и яблочники, и их заклятые друзья из СПС предпочитают насиженные шестки великому политическому приключению. Это было бы достойно снисходительной улыбки, если бы в России существовала политическая конкуренция нескольких групп интересов или бюрократических кланов. В условиях, когда правящая бюрократия маниакально рубит под собой сук, а снизу поднимается волна стихийного леворадикального протеста, поведение демократических лидеров - это преступное легкомыслие.

Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")


СЦИЛЛА