РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

4 декабря 2005 года в Москве пройдут не только выборы городской думы. Москвичи выберут также двух депутатов Государственной думы: от Преображенского и Университетского округов (места в Думе стали вакантными после назначения единоросса Александра Жукова вице-премьером, а яблочника Михаила Задорнова - президентом дочки Внешторбанка). В Университетском округе, том самом, где выдвигался, но по известным причинам не смог зарегистрироваться ныне пребывающий во глубине сибирских руд Михаил Ходорковский, ожидается напряженная борьба. Кандидатами в депутаты зарегистрировано 13 человек, в том числе кинорежиссер Станислав Говорухин (выдвинут партией "Единая Россия), бывший член Центризбиркома, замруководителя аппарата думской фракции "Родина" Сергей Даниленко, сын лидера Народной партии Геннадия Гудкова Дмитрий, дочь Егора Гайдара Мария (молодежное движение "Да!") и писатель-сатирик Виктор Шендерович.
Округ традиционно считается вотчиной демократов, однако наличие двух демократических кандидатов - Марии Гайдар и Виктора Шендеровича - естественно, увеличивает шансы г-на Говорухина, баллотирующегося при поддержке "партии власти". Это понимают даже сами кандидаты, которые заранее объявили, что в ходе кампании они договорятся, кто из них станет единым кандидатом от демократических сил. Объявить-то объявили, но вот договориться не договорились. Напряжение росло. Казалось, что именно драматический выбор, который предстоит сделать либо Гайдару, либо Шендерович, станет главным сюжетом избирательной кампании в Университетском округе. Однако в эту человеческую драму вмешались небожители.
24 октября Виктор Шендерович опубликовал одновременно в сетевом "Ежедневном журнале", в своем блоге (www.livejournal.com/users/shenderovich) и на персональном сайте текст своего обращения в милицию с просьбой о защите. Из текста следует, что старый знакомый г-на Шендеровича Александр Левин, бывший генеральный продюсер НТВ, а ныне - продюсер телешоу политтехнолога Глеба Павловского "Реальная политика", по поручению администрации президента Путина настоятельно предложил сатирику отказаться от участия в выборах. Точнее, г-н Левин заверил г-на Шендеровича в том, что в президентской администрации есть люди, которые способны пойти на уголовные действия в отношении неугодного им кандидата в депутаты и членов его семьи. "В качестве примера", пишет г-н Шендерович в отделение милиции №83 Пресненского ОВД, "было приведено возможное автопроисшествие с участием моей жены". Людмила, жена Шендеровича, присутствовала при этом разговоре.
Г-н Левин, как написано в заявлении, не называл конкретных имен сотрудников администрации и отрицал, что он действует от их имени. Он объяснил г-ну Шендеровичу свою осведомленность о настроениях в президентской администрации тесными контактами с Глебом Павловским. Г-н Левин рассказал претенденту на думское кресло со ссылкой на безымянных сотрудников Кремля, что если он решил заняться политикой, то должен войти в контакт с администрацией и начать "договариваться, как делают все". В ходе встречи продюсер г-на Павловского неоднократно заверял собеседника, что им руководит исключительно обеспокоенность будущим старого друга и безопасностью членов его семьи.
Официальной реакции ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны Кремля на заявление г-на Шендеровича не последовало. Неофициально анонимные источники в администрации президента всё опровергли, о чем оперативно сообщили большинство респектабельных российских газет. Некто, подписавшись сотрудником администрации президента Александром Магомедовичем Гревцевым, пришел к г-ну Шендеровичу в блог и оставил сообщение о том, что "якобы озвученная г-ном Левиным идея Вашего физического устранения в целях недопущения т.н. "пощёчины власти" всего лишь плод его (или Вашего, или г-жи Литвинович [Марина Литвинович - политтехнолог, лучшая ученица Глеба Павловского, в настоящее время - консультант Гарри Каспарова и Виктора Шендеровича. - Е.М.], или ещё кого-либо - неважно) воспалённого воображения:у Администрации Президента достаточно иных забот, кроме как с грациозностью слона в посудной лавке гоняться за всевозможными моськами, обуянными идеями "пощёчин", "силы" и т.п." Конкурент-единоросс Говорухин назвал всю историю "черным пиаром" со стороны Шендеровича. Наконец, сам г-н Левин обвинил писателя в сознательном искажении состоявшегося между ними дружеского разговора и предательстве. "Ради политики он предал нашу дружбу, написав фактически на меня заявление в милицию. Я руки ему больше не подам!" - сообщил бывший главный продюсер НТВ и ТВ-6 газете "Газета".
Негодование г-на Левина разделили малоизвестные, в основном сетевые СМИ, а также один из ведущих программы "Реальная политика" Максим Кононенко, более известный как Mr Parker, автор интернет-сайта (и книги)"Владимир Владимирович (ТМ)". В своем блоге он резко осудил г-на Шендеровича за некорректное отношение к старому другу. В отличие от м-ра Паркера, бывший главный редактор "Еженедельного журнала" и журнала "Итоги" Сергей Пархоменко полностью доверяет рассказу г-на Шендеровича и не одобряет поведение г-на Левина. "Те, ОТ КОГО ему (Левину. - Е.М.) теперь досталось - это люди, чьих поручений ему исполнять не следовало." - пишет г-н Пархоменко в блоге г-на Кононенко. - "Вот они - эти поручатели (я слово "заказчики" не хочу тут употреблять, очень уж затерли его) - первыми подставили Левина. Они могли не сомневаться, что Шендерович сначала действительно испугается (а он испугался, в чем я не вижу абсолютно ничего неестественного или стыдного), а потом бросится за защитой к тому единственному, что способно его защитить - к общественному мнению, к огласке. Так и вышло. Левин, который знает Шендеровича тысячу лет, тоже мог это все предвидеть заранее. А поэтому должен был отказаться: как угодно должен был вертеться, что угодно врать, слезы должен был по щекам размазывать, но от этой пошлой вербовки должен был уйти. ... И идея поручить "теплый разговор" с Шендеровичем именно Левину - правильная, по своему, тонкая идея. Глеболегычеподобная, я бы сказал. Потому что, с одной стороне, Левин - человек, которого давно и надежно за глотку держат, а сдругой - один из немногих, кому Шендерович, вроде, вполне доверяет".
Наконец, г-н Шендерович, не связанный, как в заявлении в милицию, необходимостью соблюдать условности делового стиля, отликнулся на благородное негодование м-ра Паркера следующим комментом (коммент - слово из жаргона блоггеров, означающее реплику в дискуссси. - Е.М.,): "Еще раз, медленно. Г-н Левин передает мне и моей жене угрозу; не предупреждает о ней, а именно ПЕРЕДАЕТ - совершенно недвусмысленно и адресно - ссылаясь на людей из президентской администрации (Павловский это, не Павловский - Вы уж там сами разбирайтесь среди своих нынешних товарищей по работе). Я заявляю об этой угрозе в милицию - и после этого третий день слышу отовсюду, что я подлый провокатор, злоупотребивший дружбой, а также трус и черный пиарщик."
Неизвестно, как будет развиваться история г-на Шендеровича и его неизвестных кремлевских доброжелателей. На данный момент публика не располагает документальными подтверждениями ни версии Шендеровича, ни версии Левина. Неизвестно, будет ли Пресненское ОВД заниматься этим делом и сможет ли оно установить истинные причины, побудившие г-на Левина предупредить старого друга об опасности. Таким образом, кому верить, каждый решает сам. В пользу версии Левина говорит некоторая несообразность масштаба угрозы (жизнь жены) и незначительности вызвавшего её повода (одним независимым депутатом больше, одним меньше - никто и не заметит). В пользу версии Шендеровича - то, что ему не было никакого резона выдумывать столь идиотскую историю, на которой никаких избирателей не приобретешь, а потеряешь - многих. Кроме того, известно, что сотрудники администрации президента любят "работать с людьми". Например, бывший член фракции "Единая Россия" депутат Анатолий Ермолин не так давно поведал, как администрация руководит парламентом. В опубликованном на этой неделе запросе в Генпрокуратуру другого думца, бывшего лидера Партии пенсионеров Валерия Гартунга, рассказывается о том, как федеральные инспекторы оказывали давление на руководителей региональных отделений партии пенсионеров, вынуждая их отречься от Гартунга. В этом контексте сообщение о том, что сотрудники администрации президента предупреждают кандидата в депутаты, что без их разрешения в выборах участвовать не положено, не кажется абсурдным.

Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")


СЦИЛЛА