ВЫБОРЫ ДЛЯ РОССИИ

29 июня Государственная дума приняла во втором чтении поправки в избирательное законодательство. Третье чтение закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и в иные законодательные акты Российской Федерации" еще предстоит, но в третьем чтении обычно законы не меняются. Таким образом, следует считать, что новый избирательный порядок установлен.
Выборы президента проходят раз в четыре года. Один и тот же человек может быть избран президентом не более двух раз подряд. Поправка депутата Александра Москальца ("Единая Россия), позволявшая президенту баллотироваться на третий срок на повторных выборах в случае провала первых выборов, назначенных после его отставки, была в самый последний момент забракована администрацией президента.
Выборы Государственной думы проходят раз в четыре года. Все депутаты должны быть избраны от политических партий по их федеральным спискам. Не менее половины кандидатов, внесенных в список, должны быть членами соответствующей политической партии. В политической партии должно быть не меньше 50 тысяч человек, она должна быть зарегистрирована не позднее, чем за год до выборов. Проходной барьер для политических партий составляет 7%, но при этом в Государственной думе должно быть представлено не меньше двух партий, причем в совокупности эти партии должны получить не менее 60% голосов участников выборов. Неизвестно почему, но все считают, что администрация президента хочет видеть в следующей Думе три партии. Главная - естественно, "Единая Россия", относительно остальных мнения расходятся. Прогноз Владимира Жириновского - ЕР, КПРФ и ЛДПР, прогноз Дмитрия Рогозина - ЕР, КПРФ и "Родина".
Избранный депутат имеет право отказаться от мандата в пользу следующих кандидатов в списке. Депутат, добровольно вышедший из думской фракции, лишается мандата.
Члены Совета Федерации назначаются. Губернаторы назначаются. Мэры, главы районных администраций, региональные парламенты, муниципальные советы и т.п. избираются. Не менее половины депутатов региональных парламентов должны избираться по пропорциональной системе.
Вводится единый день для региональных и муниципальных выборов - второе воскресенье марта. Резервный день - второе воскресенье октября, а в год думских выборов - день думских выборов.
Любые избирательные блоки запрещены - на выборах любого уровня. На региональных и местных выборов из избирательных бюллетеней может быть исключена графа "против всех кандидатов". Кандидат или политическая партия не имеет право одновременно сдать подписи и воспользоваться избирательным залогом. Подписи могут быть забракованы - а кандидат или партия не допущены к выборам - если сомнение вызовут 10% от их общего числа. Партия или кандидат могут быть сняты с выборов по решению суда. Список оснований, по которым это может быть сделано, оставляет широкий простор для толкований.
Центральная избиральная комиссия получила полномочия по финансовому контролю в отношении политических партий. Партии обязаны ежегодно предоставлять в ЦИК сводные финансовые отчеты, и ежеквартально - отчеты о поступлении и расходовании средств.
Во время избирательной кампании практически любое упоминание о выборах, кандидатах, партиях и др. трактуется как предвыборная агитация и соответственно должно быть оплачено из избирательного фонда соответствующей партии. Независимые наблюдатели и журналисты не допускаются на процедуру подсчета голосов. Предусматривается возможность безбумажного голосования, при котором точность результатов зависит от качества работы электронной системы, которую контролирует ЦИК.
Новый избирательный порядок исключает глав регионов из круга избираемых лиц. Он отличается жесткой и мелочной регламентацией, сохраняет старые и вводит новые барьеры для претендентов. Он сужает круг участников выборов, ограничивает роль независимых депутатов и чрезвычайно усложняет создание новых политических организаций. ЦИК в новой системе превращается не просто в министерство выборов, но еще и в министерство партий, а в период избирательной кампании - в цензурный комитет.
Запрет коалиций и блокового строительства отражает иррациональный страх нынешнего политического истеблишмента страны перед консолидацией оппозиции, в том числе демократической. Предполагается, вероятно - и не без основани - что многочисленные, но хилые демократические партии предпочтут политическую смерть слиянию в лоне одной партии. Вариант, при котором исчезновение невооруженной оппозиции выведет на сцену боевиков и путчистов, российская администрация не учитывает.
Путинское избирательное законодательство не будет способствовать политической конкуренции даже в том случае, если исполнители будут свято придерживаться буквы закона и не употреблять его для обслуживания текущих политических задач (или прихотей) исполнительной власти. Если же закон будет сознательно использоваться в качестве политического орудия правящей группы бюрократов, то страна в кратчайшие сроки перейдет от отчасти свободных выборов к имитации выборов. Назначаться, если называть вещи своими именами, будут не только губернаторы, но и депутаты, мэры, муниципальные советники и все якобы избираемые представители власти. К списку достижений президента и его администрации можно будет добавить победу над представительной демократией.
Перед обсуждением избирательных поправок в Думе произошел любопытный эпизод. В зал, где работают парламентские журналисты, зашел независимый депутат, один из лидеров оппозиционной Республиканской партии России Владимир Рыжков и попросил прессу досидеть до избирательного закона, который Совет Думы поставил на вторую половину дня - время, когда газетные репортеры обычно покидают Думу. Высказав свою просьбу, депутат Рыжков не сразу покинул зал, а, застыв у двери, воздел свои довольно длинные руки и, ни к кому не обращаясь, убежденно произнес: "Мерзавцы! Подонки!" Неизвестно, кого он имел в виду, но вряд ли турецких строительных рабочих, которые начали перекладывать думский паркет, не дожидаясь завершения сессии.

Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")


СЦИЛЛА