СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Переворот в избирательном законодательстве  
29:09:2016 г.



Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Переворот в избирательном законодательстве Печать E-mail
Элла Щукина, Григорий Белонучкин   
24:06:2012 г.

В пятницу 22 июня Дума приняла во втором чтении закон о едином дне голосования и не только о нём (полное название – О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Обсуждение прошло мирно и длилось недолго. Единственным, кто проявил активность, был координатор фракции КПРФ Сергей Решульский. Он поставил на отдельное голосование три поправки из таблицы рекомендованных к принятию (все они касались дня голосования в сентябре и соответствующего продления и сокращения полномочий органов власти и местного самоуправления).

Решульский был недоволен тем, что в первом чтении единый день голосования был в марте, а во втором перекочевал на второе воскресенье сентября. По его мнению, люди, которые назначили эту дату, не знают, что бывает кроме дня голосования ещё и предвыборная кампания, которую в летнее время провести никак невозможно. На это Владимир Плигин, докладывавший законопроект, отвечал, что дата единого дня не относится к концепции проекта и поэтому её можно менять после первого чтения.

Решульский, сославшись на низкую явку в Омске и Красноярске (17-20%), пообещал единороссам после принятия закона явку в 5-10%. Он также вспомнил, что авторы закона, депутаты из фракции ЛДПР Сергей Иванов, Игорь Лебедев и Максим Рохмистров, обосновывали необходимость введения одного дня выборов (вместо нынешних двух) в марте именно физиологией человека (весной у избирателя душа поёт, и он с удовольствием бежит на участок, а летом и осенью он копается в огороде, зимой же впалает в спячку). Согласившись с логикой жириновцев, Решульский выразил мнение, что провести выборы в сентябре можно исключительно за счёт административного ресурса. Плигин же указал, что к сентябрю сезон уже заканчивается, а кроме того, ЕДГ в сентябре позволяет провести повторные выборы в конце октября, когда снег ещё не выпал.

Под конец дебатов с Плигиным Решульский обвинил Единую Россию в том, что она хочет назначить все выборы на сентябрь, потому что в сентябре день рождения у её лидера Дмитрия Медведева. Единороссы, сказал он, готовы пожертвовать выборами ради вкусовых предпочтений одного человека. Соответственно Решульский предложил (устно, в поправках это не отразилось) перенести выборы на октябрь и ноябрь. Например, сказал он, 4 ноября – чрезвычайно подходящий день для голосования. Плигин же объяснил, что единый день голосования в сентябре нужен потому, что политическая система РФ усложняется, и появляется множество новых партий. Коммунист Михаил Заполев усмотрел в плигинских словах попытку уйти от ответа и попыталсяпризвать его к порядку. Плигин не отреагировал и несимпатичные Решульскому поправки были приняты голосами Единой России (234-235 голосов за).

Когда дело дошло до таблицы поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, то Решульский вынес на отдельное голосование поправки 1, 2 и 4, но ему не дали их обосновать, т.к. не он был их автором (им был единоросс Сергей Чижов, и они не сильно отличались от поправок принятых). Коммунист Анатолий Локоть немного повозмущался новыми порядками, когда депутату не дают разъяснить чужую поправку, и Дума, точнее – Единая Россия, приняла закон во втором чтении.

Может сложиться впечатление, что новые правила сводятся к введению одного дня голосования в сентябре вместо двух в марте и октябре. Но в закон были внесены по инициативе четверых единороссов во главе с Владимиром Плигиным, ещё несколько длинных поправок, в корне меняющих принципы формирования избиркомов на самом приземлённом, участковом уровне. Эти нормы во время заседания не обсуждались вообще.

Во-первых, схему одномандатных и многомандатных округов на региональных и муниципальных выборах будут утверждать не перед каждыми выборами, а сразу на 10 лет (это будут, как и прежде, делать представительные органы соответствующего уровня). Во-вторых, схема избирательных участков для выборов всех уровней будет утверждаться главой муниципального образования на 5 лет. Изменения в неё будут вноситься лишь в том случае, если число избирателей, прописанных на участке, более чем на 100 превысит установленный максимум в 3000 человек или наоборот снизится до 50 человек и менее. В-третьих, члены участковых избиркомов будут назначаться не к каждым выборам, а сразу на 5 лет. Те же претенденты в состав УИКов, которые были надлежащим образом выдвинуты, но не прошли в комиссию из-за ограниченного числа мест в ней, зачисляются в резерв УИКов. Резервисты могут стать полноправными членами участковых комиссий в двух случаях: если на единый день выпадают выборы двух и более уровней (либо выборы совмещаются с референдумом) – в этом случае до четырёх резервистов включаются в комиссии дополнительно; второй случай – прекращение полномочий кого-либо из полноправных членов УИК. При этом, если мы правильно поняли закон, партиям не воспрещается выдвигать в УИКи двух и более кандидатов (одного – с шансами попасть в комиссию, остальных в резерв), т.к. только в этом случае ей будет кем заменить своего единственного представителя в УИКе, если с ним, не дай Бог, что случится.

Меняются и правила проведения повторных и дополнительных выборов. Если представительный орган избран в недостаточном для правомочного состава количестве округов или мэр (глава администрации) не был избран на общих выборах, повторные выборы проводятся через три месяца. Если заксобрание (муниципальный совет) в течение своей жизни останется в неправомочном составе из-за выбытия депутатов – через четыре месяца. Что касается губернаторов, их выбирают строго в следующем за отставкой сентябре, а если со дня отставки до дня выборов осталось меньше трёх месяцев (предельный срок избирательной кампании) – то в сентябре годом позже. Во всех остальных случаях выборы назначаются на сентябрьский единый день в течение года со дня образования вакансии.

Если же в соответствующем году предстоят федеральные выборы в Госдуму – единый день голосования приурочивается к ним.

Что касается президентских выборов, они, как и установлено Конституцией, проводятся через 6 лет со времени предыдущего избрания президента (то есть в марте) или в течение трёх месяцев со дня смерти или отставки.

Схемы избирательных округов на последующие 10 лет должны быть утверждены за год до соответствующих выборов, схемы участков на 5 лет – до 20 января 2013 года, новые, пятилетние избиркомы должны быть сформированы до 30 апреля 2013 года. Таким образом, после ближайшего нового года мы получим тот состав УИКов, который будет проводить и думские выборы 2016-го, и президентские 2018-го года.

 
« Госкомстат насчитал в России 27 тысяч людей советской национальности   Утвержден новый вице-губернатор Петербурга »
Последние новости
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ