СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Бюджетный процесс пошёл  
19:05:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Бюджетный процесс пошёл Печать E-mail
Э.Щукина, Гр.Точкин   
19:10:2012 г.

В пятницу 19 октября Государственная Дума приняла в первом чтении федеральный бюджет на 2013 и 2014-15 годы, а также бюджеты трёх фондов – Пенсионного, Медстраха и Соцстраха. За бюджет проголосовало 296 депутатов, против – 139, воздержавшихся не было.

Доходы бюджета в 2013 году составят согласно законопроекту 12 трлн. 865 млрд. 900 млн. рублей, расходы – 13 трлн. 387 млрд. 300 млн., иными словами дефицит бюджета составит формально 521,4 млрд. На самом деле этот дефицит виртуальный, и в следующем году, скорее всего, у страны будет сбалансированный бюджет. Дело в том, что принятый в первом чтении проект Минфина свёрстан, исходя из базовой цены нефти 91 доллар за баррель, а консервативные оценки специалистов, в основном, исходят из того, что баррель будет стоить значительно больше ста долларов. Как сказал министр финансов Антон Силуанов, сбалансированность бюджета в 2013 году будет достигнута при средней цене нефти 105,1 доллара за баррель (что весьма вероятно). В то же время, министр счёл нужным напомнить, что в докризисные времена сбалансированность достигалась уже при ценах 20 – 35 долларов.

В своём докладе Силуанов сформулировал основные задачи бюджетной политики. Главная – снижение зависимости от нефтяных доходов. По мнению Минфина, в этом отношении российская экономика продолжает находиться в зоне риска.

Силуанов также твёрдо пообещал, что бюджетные расходы к ВВП будут снижаться и в 2015 году достигнут докризисного уровня – 18%. Будет продолжено создание подушки безопасности (заначки на чёрный день). Сегодня средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в совокупности составляют 7% от ВВП, до кризиса было 16%. Поскольку цены на нефть отличаются цикличностью, все нефтегазовые страны создают такие резервы, чтобы пережить регулярно повторяющиеся периоды зимы. Силуанов, в частности, напомнил, что резервный фонд Норвегии составляет 130% ВВП, Объединённые Арабские Эмираты отложили на чёрный день сумму, равную 162%, а Саудовская Аравия – 80%.

Важным приоритетом министр финансов считает повышение фективности расходов бюджета. Основные направления – то социальная сфера, оборона, а также инфраструктурные проекты.

Правительство, заверил Силуанов, разработало меры, обеспечивающие устойчивость российской экономики в случае глобального экономического кризиса. Это государственные гарантии, деньги, зарезервированные на поддержку банковского сектора и т.п. Правда, Силуанов считает, что такой сценарий маловероятен.

Председатель Счётной палаты Сергей Степашин выступил с нетипично оптимистическим докладом. Он заявил, что не припомнит такой тщательной работы над бюджетом и столь профессионального обсуждения. Можно предположить, что радостный настрой главного аудитора страны объясняется сменой поколений в руководстве Минфина. Степашина даже перестала беспокоить зависимость российской экономики от нефти и газа: «Кто сказал, что нефть и газ – это плохо?» – воскликнул он и предложил учиться у Норвегии.

Председатель думского Комитета по бюджету Андрей Макаров также отметил, что с приходом Силуанова на пост министра взаимодействие парламента и денежных властей достигло небывалых высот. Дума, сказал он, получила возможность знакомиться с любой информацией. От нас ничего не скрывали! – восхитился Макаров. Желая закрепить успех, глава профильного комитета предложил до утверждения основ налоговой политики правительством обсуждать их в Думе.

Председатель Комитета по экономической политике Игорь Руденский в своём выступлении сосредоточился на необходимости найти баланс между макроэкономической стабильностью и развитием. Во имя развития он предложил снизить средства Резервного фонда до 5% ВВП и включить в каждую из государственных программ специальный раздел по развитию производственной базы за счёт федерального бюджета. Кроме того, он предложил продолжить выделение средств на адаптацию экономики к условиям ВТО и после 2013 года.

Вопросы депутатов в основном носили частный характер (штрафы для загрязнителей, очередь в детские сады и т.п.). Бывший вице-мэр Москвы Людмила Швецова предложила правительству и Думе совместно делать «социальный портфель». Силуанов предложение отверг.

Точку зрения Общественной палаты изложил Валерий Фадеев (не депутат, редактор «Эксперта»). Он гневно обрушился на силуановское ведомство. По мнению Фадеева, избегание рисков, стремление к бездефицитному бюджету и вообще идеология стабильности – это смертные грехи. Стабильность должна быть принесена в жертву развитию. Процентные ставки следует административно понизить до уровня ведущих стран мира (с 10-15% до 5). Экономический рост должен быть не ниже 6%, и отвечать за него должны Минфин и Центральный банк.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов полностью согласился с выводами Фадеева и был в своём выступлении более умерен, чем главный редактор «Эксперта». Он даже покритиковал правительство за рост внешнего долга.

От ЛДПР вопреки обыкновению говорил не Владимир Жириновский, а председатель Комитета по охране здоровья Сергей Калашников. С его точки зрения, бюджет очень плохо сделан технически и абсолютно непрозрачен. Благодаря принятым недавно поправкам в Бюджетный кодекс правительство получило беспрецедентные возможности вносить изменения в процесс распределения бюджетных средств без ведома парламента.

Андрей Воробьёв от имени Единой России заявил, что идеальный бюджет создать невозможно, но рассматриваемый законопроект – это верный шаг в правильном направлении. Бюджет, с точки зрения Единой России, предусматривает реализацию приоритетов, определённых майскими указами президента, не предполагая при этом безмерных и безответственных трат. «Мы на правильном пути, потому что 11 лет побеждаем на выборах», – завершил своё выступление Воробьёв.

От имени Справедливой России как всегда выступала Оксана Дмитриева. Как обычно, она сказала, бюджет не решает ни одной задачи и даже не ставит их. Российская экономика напоминает ей человека, который не ест, не пьёт, не обзаводится семьёй, а всю жизнь копит на собственные похороны. Дмитриева полагает, что расходы бюджета можно с лёгкостью увеличить на 3 – 3,5 триллиона рублей за счёт лежащих на поверхности дополнительных источников (реальной цены на нефть, прогрессивного подоходного налога и налога на роскошь). Этими предложениями, которые Дмитриева повторяет уже много лет, обсуждение и завершилось.

Второе чтение ожидается в ноябре.

 
« СПб: Штаны для губернатора   На дебатах КС встретились оппозиционные политики двух столиц »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ