СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Приемная гражданского омбудсмена открыта в Новосибирске  
29:03:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Приемная гражданского омбудсмена открыта в Новосибирске Печать E-mail
Алексей Голубков   
16:03:2013 г.

Правозащитное движение «За права человека» начало реализацию проекта «Гражданский омбудсмен». Теперь функцию омбудсмена – уполномоченного по правам человека – смогут осуществлять не только государственные чиновники, но и общественные активисты.

Движение – а точнее, федерация правозащитных организаций – существует с 1997 г.. В качестве основной его цели было провозглашено становление правового государства и гражданского общества в России.

Исполнительный директор движения Лев Пономарев на конференции в Уфе отметил, что возможностей государственных правозащитных институтов, имеющихся в стране, явно недостаточно. В рамках проекта, предполагается два направления работы – прием обращений граждан с передачей особенно сложных случаев в государственные институты,и подготовка предложений по усовершенствованию законодательства.

Первая приемная открылась в Уфе, вторая – в Новосибирске. В связи с этим, наш корреспондент встретился с представителем новосибирского отделения движения Виктором Поляковым.




Виктор Поляков (фото Станислава Шевченко)

– Когда возникло новосибирское отделение?

– В октябре 2010 года.

– Сколько у вас человек на данный момент?

– У нас есть председатель – Владимир Владимирович Степанов, есть я как заместитель, есть волонтеры, но официально никто пока не устроен.

– За это время что-нибудь вообще сделано?

– Смотря что под этим понимать. То, что мы сделали сами, своими силами – это участвовали в 42 уголовных делах. Большой пользы нигде, конечно, не было. Только в одном случае, когда был областной суд по обвинению в том, что человек напал на следователя – в результате, его освободили. А вообще мы, конечно, вносим свои ходатайства, но реально к нам никто не прислушивается, нас обычно гонят. Мы смогли, например, инициировать комиссию в государственной зоне – о которой писали в октябре-месяце. Такие вот вещи – конечно, небольшие, незначительные – поскольку финансирования нет, у нас всё на добровольной основе.

В декабре прошлого года под программу «Гражданский омбудсмен» был выигран грант Президента России. Подобные гранты выигрывались и ранее, но теперь их размер составляет 4 миллиона рублей, а не 1 как ранее. Подобный грант получила и Московская Хельсинкская группа, возглавляемая Людмилой Алексеевой. Заметим, что это произошло вскоре после принятия закона об НКО – согласно которому организации, получающие деньги из-за рубежа, были провозглашены иностранными агентами. Является ли это противоречивым «постмодернизмом», как выразился Лев Пономарев или попыткой властей создать реальную альтернативу финансирования правозащитных организаций, остается лишь гадать.

Гражданский омбудсмен Башкирии назвал двумя наиболее острыми проблемами рейдерство и неблагоприятную обстановку в сфере ЖКХ.

– А какие основные проблемы можно назвать именно в нашей области?

– Самая болезненная тема – это, конечно, зона. У нас, к сожалению, общероссийская тенденция: в зонах всё чаще применяют пытки. Когда мы подняли волну в прошлом, в этом году, привлекли твиттер – таких жалоб стало немного меньше. Таким образом, мы считаем, что тоже, возможно, какую-то небольшую пользу здесь принесли – в том плане, что просто обратили на это внимание тех же органов и общественности.

Вторая тема, которая беспокоит нас – это неправосудные приговоры. В целом по России, 60% находятся сейчас на зонах в результате неправосудных приговоров. Неправосудные они в том плане, что человек, который сидит – это, может быть, действительно плохой человек – но если его, например, обвиняют в том, что он убил бабушку, по 105 статье, то не надо доказывать, что он убил дедушку. А у нас сейчас это норма: следователи, особенно по 105 статье, собирают в деле какой-то винегрет, а потом отправляют его в суд. Суд же, вместо того, чтоб отправить дело назад, боится, всё это глотает и выносит приговор на основании вот такой, полной ошибок работы следователя. Фактически, у нас уже нет сейчас никакого суда. Очень просто определить: когда обвинительные заключения переписываются в приговоре слово-в-слово, без изменений, иногда даже с ошибками, это означает, что судебного процесса не было и приговор неправосудный. И наша задача – обращать на это внимание.

Третье, что тоже нас интересует – это дела по экстремизму. То, в чем наша организация принимала участие, – это в Горном Алтае был процесс над свидетелями Иеговы. Их обвиняли в распространении экстремистской литературы – но слава Богу, там процесс закончился без обвинительного приговора, то есть какого-то политического заказа, видимо, не было. Вот сейчас мы, наверное, примем участие в деле якобы разоблаченной мусульманской секты, распространявшей экстремистские материалы. У меня есть сведения, что, конечно же, это неправда: люди отрицают, что распространяли литературу. Таким образом, по экстремизму многие дела также с вопросом – и прежде всего, это вопрос в отношении самого закона, антиконституционного по своей сути. Это «закон для лентяев», которые не могут разбираться с терроризмом на Кавказе, и для того, чтобы велась какая-то работа, придумали «Центр Э»: сейчас можно не ехать на Кавказ, а разбираться здесь, с нами. Закон написан так, что абсолютно любого можно обвинить в экстремизме. К счастью, пока что эта статья не применялась у нас широко – хотя сама по себе она допускает сколь угодно широкое применение, и сейчас ее уже начинают постепенно применять. Значит мы будем бороться против нее и, в том числе, за тех, кто попал под данную статью.

– Программа «Гражданский омбудсмен» также предусматривает подготовку предложений по усовершенствованию законодательства. Есть ли у вас какие-то конкретные идеи?

– Их масса, это долго очень рассказывать.

Ну вот хотя бы чтоб они отказались от антиконституционных законов: например, таких как «Закон о митингах и собраниях» или «О пропаганде гомосексуализма».

А так, например, можно было бы принять нормальный закон о строительстве малоэтажного жилья – земли у нас очень много, выделить ее тоже несложно.

Также мы уже два года предлагаем создать комиссию, чтобы просто разобраться с тарифами ЖКХ.

Однако, всё, что облегчает жизнь человека, скорее всего, у нас не будет сделано никогда.

– Есть ли еще у нас в области другие организации, осуществляющие правозащитную деятельность?

– Есть, конечно! У нас вообще более 250 организаций, которые назвались правозащитными. Те из них, которые являются якобы правозащитными, это, например, организации ветеранов МВД – я не считаю их правозащитными, они защищают только права своих: бывших офицеров, ФСБ-шников. Еще есть, например, организация по общественному наблюдению за УФСИН – но, к сожалению, она опять-таки больше защищает права УФСИН, нежели права заключенных – хотя они себя рекламируют, будто находятся на нейтральных позициях.

– У нас ведь в области пока даже обычный омбудсмен отсутствует?

– Новосибирская область решительно отказывается выполнять федеральный закон – принимать местные нормативы об уполномоченном по правам человека. Это продолжается с 2006 года, уже в течение 7 лет. При этом, за один день был принят закон о противодействии пропаганде гомосексуализма, в течение одного дня без рассуждений приняли закон о митингах – и есть целый ряд таких антиконституционных законов. Законодательное собрание под разными предлогами говорит о том, что они не знают, не понимают, что это такое – ведь за отсутствие такого закона их никто не накажет: это же не закон о налогах или об армейском призыве. Во всей Сибири такого уполномоченного нет только у нас и в Кемеровской области – они делают вид, что нам это не нужно. Но неправда – нам это нужно.

Региональный закон об уполномоченном по правам человека был принят лишь недавно, он вступил в силу 1 марта. Кандидатуры на этот пост могут вноситься в течение 30 дней после вступления закона в силу. Уже известно, что месячная зарплата омбудсмена составит ок. 154 тыс. руб. – а годовое жалование, соответственно, превысит задекларированный доход за 2011 год как губернатора, так и спикера Заксобрания. По информации из областного правительства, наиболее вероятной кандидатурой, которую предложит губернатор, является нынешний спикер и глава фракции «Единая Россия» в Новосибирском горсовете Надежда Болтенко.

 
« В Новосибирске подвели итоги года правления Путина   Планы Думы на март 2013 »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ