СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Арест последнего Портоса  
22:01:2025 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Арест последнего Портоса Печать E-mail
26:05:2008 г.
      22 мая арестована и доставлена в Люберецкий изолятор временного содержания Юлия Приведенная - активист разгромленного властями 7 лет назад объединения "Ф.А.К.Э.Л.-П.О.Р.Т.О.С." (полное название: Формирование Альтруистов - Кандидатов в Эволюционирующие Люди "Поэтизированное Объединение Разработки Теории Общенародного Счастья" им. офицера гр. «Альфа» Г. Сергеева - http://www.fakel-portos.ru ). Её арестовали по постановлению, вынесенному прокурором еще в 2001 году по статье 208 ч.1 Уголовного кодекса РФ - Создание вооруженного формирования (объединения, отряда дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование.
      Публикуем экспертизу документов по делу ПОРТОСа, произведенную президентом "Панорамы" Владимиром Прибыловским в 2004 году по запросу МХГ.

ЭКСПЕРТИЗА ДОКУМЕНТОВ
Поэтизированного Объединения Разработки Теории Общего Счастья (П.О.Р.Т.О.С)
(Документы: Устав, Постановление об оперативно-разыскных мероприятиях, Приговор суда,
Определение суда, Кассационная жалоба, Кассационное определение, Дайджест прессы - всего 44 листа)


      По запросу Московской Хельсинкской группы

      В Уставе Калужской областной общественной организации Молодежное Поэтизорованное Объединение "ПОРТОС", принятом 21.11.1993 (с изменениями и дополнениями от 16.05.1999) нет никаких признаков противоправности этого объединения, нет также никаких признаков экстремизма, возбуждения национальной, расовой, религиозной или социальной вражды.
      В своих уставных документах организации редко пишут, что они собираются свергать режим или отстреливать несогласных со своими взглядами. Некоторые организации (чаще всего нацистские или радикально коммунистические) даже имеют по два комплекта уставных документов - один для Минюста, другой для внутреннего употребления. С учетом этого возникает необходимость сопоставить деятельность организации с законодательством и зарегистрированным уставом. В публикациях от имени объединения ПОРТОС не имеется никаких признаков экстремизма или призывов к противоправным деяниям.
   
      В многочисленных публикациях прессы о деятельности объединения ПОРТОС нет никаких свидетельств экстремистских действий участников объединения. Фактически нет свидетельств и о других нарушениях ими законодательства Российской Федерации, за единственным исключением - случаях применения в коммуне портосовцев телесных наказний (об этом - ниже). Членство в объединении и его хозяйственном подразделении было сугубо добровольным, выход из его состава - беспрепятственным.
      Напротив, в публикациях прессы о группе ПОРТОС есть многочисленные свидетельства ее общественно-полезной деятельности: помощи инвалидам, беспризорникам, продуктивной экономической деятельности созданного ими хозяйства по типу коммуны.
      То, что в качестве ориентира и идеала объединение ПОРТОС избрало себе философа Пифагора, легендарного Алексея Мересьева, пожертвовавших своей жизнью (не чужой жизнью) офицеров ОМОНа, Раису Горбачева, самого Горбачева - никак не свидетельствует об их экстремизме. Напротив, это свидетельствует об их ориентации на героизм - но не на насилие, на социальную справедливость - но не на бунт и революцию, на социалистические идеалы – но не на тоталитаризм.
      В октябре 1993 года ПОРТОСовцы вышли к Белому дому - но не для того, чтобы принять участие в вооруженном противостоянии, а чтобы уговорить враждующих помириться. "Сначала нас хотели расстрелять те, кто защищал Белый дом, а потом те, кто его штурмовал" - рассказывала одна из участниц миротворческой миссии (Г.Тарасевич. Опасное счастье.- "Алфавит", N30, июль 2002).
      Наверное, ПОРТОС можно упрекнуть в романтической наивности, в утопизме, но никак не в экстремизме.
      Документы, исходящие от правоохранительных органов и суда, фактически свидетельствуют о преследовании организации ПОРТОС за ВЗГЛЯДЫ - таков, по крайней мере, один из официальных мотивов, зафиксированный, в частности, в самом Приговоре по делу Дергузовой и Ломакиной от 24 июля 2002 ("..признаны виновными в том, что... пропагандировали и развивали так называемую "теорию общественного счастья", согласно которой современнное общество нуждается в усовершенствовании путем воспитания нового поколения людей не с помощью старого поколения, а с помощью специально разработанных новых воспитательных методов").
      Утверждения следствия и суда, что ПОРТОС пропагандировал "основные положения теории общественного счастья, в том числе и человеконенавистнические" - в части "человеконенавистнических взглядов" не находит никакого подтверждения ни в документах организации, ни в публикациях от их имени, ни в публикациях о них, ни в самих документах суда: судебном определении (по делу Давыдова и Привалова) и судебном приговоре (по делу Ломакиной и Дергузовой). Безусловно в суде доказан только факт "абсурдного требования ежедневного написания определенного количества стихотворных строк" и "ведения тетради планирования, называемой "Внешней совестью". Однако это всего лишь правило внутреннего распорядка организации, в которую никого не загоняют силой, и оно не более абсурдное, чем посты в монастырях, и во всяком случае - не предмет для рассмотрения в суде.
      Руководители объединения признаны виновными в создании вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, и руководстве этим формированием, в создании общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданамии и с побуждением граждан к совершению противоправных действий, и руководстве этим объединением; кроме того, они признаны виновными в том, что в составе организованной группы незаконно лишили свободы заведомо несовершеннолетних, с применением оружия, и истязали несовершеннолетних, находящихся от них в полной материальной и иной зависимости.
      Однако из материалов самого же судебного дела следует, что все найденное (газовое, пневматическое и охотничье - около 20 единиц) было "приобретено на законных основаниях" и зарегистрировано. Ни этим оружием, и никаким другим образом члены ПОРТОСа не сопротивлялись, когда вооруженный люберецкий ОМОН напал на их коммуну и разграбил ее.
      В качестве довода, что ПОРТОС - военизированное формирование, судом приводятся лишь названия должностей и категорий членства в организации: "ВРИОпарламентарий, старший курсант, курсант, ВРИОкурсант, новичок" а также "командиры отделений".
      Утверждения о том, что портосовцы незаконно лишили свободы заведомо несовершеннолетних, с применением оружия, и истязали несовершеннолетних, - отчасти просто голословны, а отчасти основываются только на показаниях, полученных от потерпевших под давлением - под арестом и фактически под угрозой применения к ним пыток (к самим обвиняемым избиения - то есть ПЫТКИ - были применены, но суд это игнорировал). После своего освобождения эти несовершеннолетние отказались от своих показаний и утверждали, что дали эти показания следствию "...чтобы не били". (Циганков Валерий. Теория счастья стала составом преступления. Общая газета, 18-24 апреля 2002).
      Суд должен был бы по крайней мере проверить свидетельства о пытках и угрозе пытками - о чем сообщала пресса со слов и осужденных, и потерпевших. Но суд, казалось бы озабоченный истязаниями, которым были подвергнуты потерпевшие портосовцами (несколько ударов веревками за курение и спиртное - наказание, избранное самими подростками взамен исключения из коммуны), совершенно не озаботился тем, как обращались с теми же подростками в милиции. Сами пострадавшие подростки были депортированы на Украину, не присутствовали на суде и обратились в суд с заявлениями о невиновности осужденных и даже готовности вернуться в коммуну, если ее руководители выйдут на свободу.
      Осуждая лидеров ПОРТОСа на годы тюрьмы, суд, возможно исходил из того, что существует дилемма: с одной стороны, есть организация фанатиков, которая пытается перевоспитать трудных подростков сомнительными педагогическими методами, а с другой - есть любящие и состоятельные родители этих подростков или благополучное социальное государство, готовое содержать их и воспитывать бесспорными педагогическими методами.
      На самом деле, дилемма совсем другая. Есть группа энтузиастов со спорными социальными идеалами и спорной педагогикой, но готовая самоотверженно возиться с трудными подростками, эта группа, как умеет, спасает детей от голода и отвлекает от преступности. А с другой стороны - нищие и пьющие родители, нищее и забывшее о своих гражданах государство, беспризорность подростков, милиционеры-вымогатели, попрошайничество, а перспективе - наркотики, преступления и тюрьма.
      Пока государство не готово взять на себя заботу о социально слабых гражданах, оно просто не имеет морального права придираться к тем, кто эту заботу реально проявляет. Пока нет ничего лучшего, таким людям, как активисты ПОРТОСа, государство должно хотя бы не мешать.
      Что касается телесных наказаний - которые в той или иной степени, очевидно, практиковались в объединениии ПОРТОС, - то если суд докажет это корректно (а не опираясь на ВЫБИТЫЕ, то есть не имеющие силы, показания) - то виновные в этом должны нести соответствующую их вине ответственность. Но именно соответствующую и соразмерную вине, а не годами тюрем (как Ломакина и Дергузова – 8 и 6 лет соответственно, согласно приговору!) и психушек (как Давыдов и Привалов). Собственно, большинство из них (предполагаемых виновных) уже заплатили чудовищную чрезмерную цену за свои педагогические ошибки.
      Резюмируя:
      1)Объединение “Портос” не является экстремистской организацией
      2)В целом “Портос” занимается общественно-полезной деятельностью.
      3)Телесные наказания за нарушения устава, применявшиеся некоторыми руководителями объединения “Портос” по отношению к участникам объединения, не соответствуют зарегистрированному уставу. Хотя наказуемые сами выбрали себе телесные наказания взамен исключению, это противоречит законодательству РФ. Такие правонарушения должны быть исключены из деятельности объединения, но не путем разгрома и расхищения имущества Объединения и не такими драконовскими приговорами.
      4)Обвинения в создание ПОРТОСом вооруженного формирования и смежные обвинения фактически голословны.
      5)В В преамбулах Приговора по делу Ломакиной и Дергусовой, а также в Определении по делу Давыдова и Привалова содержатся фразы, свидетельствующие о преследовании их за ВЗГЛЯДЫ.

      Владимир Прибыловский, президент РОО “Центр "Панорама",
      член Экспертного совета Комиссии при Президенте РФ по политическому экстремизму (существовавшей до 2000 года),
      один из авторов книги "Политический экстремизм в России".
 
« В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ В 33 РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ "МОЛОДЁЖНОГО ЯБЛОКА" ПРОЙДУТ ПРАЙМЕРИЗ   114-е заседание ЦИК: Дума вновь укомплектована »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ