СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Бюджетные прорицания  
27:04:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Бюджетные прорицания Печать E-mail
Элла Щукина   
26:01:2014 г.

В пятницу 24 января Дума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"» – номер в базе 407473-6. Представитель минфина Алексей Лавров объяснил депутатам, что поправки, вводящие обязательное долгосрочное бюджетное планирование на федеральном и региональном уровне, нужно внести потому, что президент в своём бюджетном послании поставил задачу удлиннения горизонта планирования в связи с тем, что срок действия государственных программ выходит за сроки действия трёхлетнего бюджета.

Соответственно, и на уровне Российской Федерации, и на уровне каждого субъекта будет разрабатываться новый документ – долгосрочная бюджетная стратегия, минимум – 12 лет (можно и больше). Стратегия будет приниматься ежегодно, и ежегодно же в неё будут вноситься изменения, отражающие изменение прогнозов.

На муниципальном уровне бюджетная стратегия будет не обязательным, а желательным документом (трудно, однако, предположить, что муниципалитеты откажутся выполнять задачу, поставленную президентом). Для муниципалитетов, кроме того, предусмотрено послабление: им разрешат планировать на 6 лет.

Содокладчик от бюджетного комитета Андрей Макаров, разумеется, поддержал идею расширения горизонта, но высказал мнение, что принятие поправок по бюджетному прогнозированию желательно синхронизировать с одобрением закона о стратегическом планировании (его приняли в первом чтении, но после того, как главный российский идеолог долгосрочных прогнозов Андрей Белоусов ушёл с поста министра экономического развития, законопроект подвис). Наконец, Макаров напомнил, что в 2013 году Дума пять раз принимала поправки в бюджет текущего года. Означает ли это, что Думе пришлось бы пять раз в год менять бюджетную стратегию, – спросил он. Вопрос остался без ответа.

Депутат Антон Ищенко (ЛДПР) спросил, есть ли смысл строить стратегии, если евро пробил потолок в 47 рублей, а доллар – уже 34 рубля, то есть выше бюджетных проектировок. К нему присоединился коммунист Борис Кашин. С его точки зрения, минфин существует в вакууме, ничем иным нельзя объяснить, что министерство волнуют стратегии, расписанные на 12 лет в момент, когда национальная валюта демонстрирует крайнюю нестабильность. Точка зрени Макарова (и минфина), однако, как раз и выражается в том, что именно в силу того, что прогнозы не оправдываются, полезно прогнозировать больше и чаще.

Дальнейшее обсуждение показало, что депутаты не понимают отличия бюджетного планирования от стратегического и желают, чтобы министерство финансов разрабатывало экономическую стратегию. Лавров предпочитал не спорить и со всем соглашался. В частности, он согласился с тем, что можно удлинить горизонт бюджетного планирования и до 20, и до 75 лет – было бы желание.

В ходе выступлений депутат Катасонов (ЛДПР) сказал, что планирование – вещь хорошая, но в предложенном виде это профанация. Он привёл пример Оренбургской области, где бюджет в течение года корректировали 80 раз, и бюджетные проектировки разошлись с фактическим исполнением на 46%. С его точки зрения, при такой бюджетной дисциплине планировать на 10 лет никакого смысла не имеет.

Оксана Дмитриева (Справедливая Россия) высказала мнение, что бюджетная стратегия вообще не нужна, потому что всё то, что предполагается в неё включить, уже и так содержится в пакете документов, который правительство вносит в Думу вместе с бюджетом, только в другом формате. «Правительство не только само не работает, но и нас заставляет обсуждать совершенно никому не нужные схоластические документы», – заявила Дмитриева. Главное возражение Лаврова заключалось в том, что сейчас нет ни одного бюджетного документа, который выходил бы за бюджетный период, то есть за два года. Что в этом плохого, он не объяснил. Макаров же утешил Дмитриеву и других скептически настроенных коллег тем, что от поправок точно не будет никаких вредных последствий, а вот позитивный эффект в принципе не исключён.

В результате голосования идею принудить региональные правительства к долгосрочному прогнозированию поддержало 328 депутатов, остальные не сочли нужным проголосовать. Среди поддержавших – все 237 единороссов, 85 из 91 коммуниста (не голосовали Арефьев, Б.Кашин, Левченко, Мархаев, Никитчук и Смолин) и 6 эсеров (Аксаков, Зотов, Левин, Митрофанов, Парахин и Харлов).

 
« «Жемчужный прапорщик» остаётся под стражей   Оппозиционеры Новосибирска приняли соглашение перед выборами мэра »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ