СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Наши авторы  
15:11:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Лев Московкин об обсуждении поправок в Налоговый кодекс Печать E-mail
07:10:2005 г.
В итоге продолжительной дискуссии из числа трех альтернативных одобрен проект федерального закона N181057-4 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
В итоге рейтингового голосования правительственный проект набрал 347 голосов, депутатский - 62 и депутата Похмелкина - 9.
Правительственный законопроект внесен 02.06.2005 правительством РФ. Законопроект представил депутатам замминифина Сергей Шаталов, который заявил, что проект затрагивает как выездные, так и камеральные налоговые проверки. В качестве камеральных проверок в законе появляются процедуры, которые ранее отсутствовали. В законе появляется норма защиты налогоплательщика с правом опротестовать результаты проверки во внесудебном порядке.
Выездных налоговых проверок согласно проверки может быть не более двух в течение календарного года. Предусмотрен жесткий порядок назначения повторных проверок, которые назначаются только с санкции руководителя федерального органа налоговой службы.
Авторы проекта указали, что в законопроекте предпринята попытка конкретизировать документы, подтверждающие право налогоплательщиков на возврат (возмещение) сумм налогов, прежде всего налога на добавленную стоимость и акцизов.
Профильный комитет по бюджету и налогам считает, что в законе следует также закрепить действительно бесспорный (при отсутствии спора), а не безакцептный (без согласия плательщика) порядок взыскания недоимок и пеней. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган должна автоматически приостанавливать принудительное взыскание. В случае отказа вышестоящих налоговых органов в жалобе налогоплательщику необходимо предоставить срок для обращения в суд, в течение которого взыскание невозможно. Такой порядок создаст условия для последовательного обжалования (сначала в вышестоящие налоговые органы, а затем - в суд), что снизит нагрузку на судебную систему и позволит реализовать уже в 2006 году меры, направленные на расширение досудебного урегулирования налоговых споров. Комитет также отметил, что рассматривая уплату налога как законную форму ограничения прав собственности, необходимо обеспечить систему мер, направленных на защиту имущественных интересов налогоплательщиков. Необходимо возложить на налоговый орган бремя доказывания факта нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, толковать любые неясные положения Кодекса в пользу налогоплательщика, ограничить реализацию государственными органами только тех полномочий, которые напрямую указаны в федеральном законодательстве.
Зампред комитета по бюджету и налогам представил альтернативный депутатский законопроект N177884-3 "О внесении изменений и дополнений в первую часть Налогового кодекса РФ" (в части устранения неточностей и противоречий, содержащихся в части первой Налогового кодекса РФ). Внесли проект 07.02.2002 депутаты Государственной Думы В.М.Дубов, С.И.Штогрин, Н.И.Табачков
Депутаты вносят достаточно серьезные поправки в те главы Кодекса, которые посвящены вопросам установления элементов налогообложения, проведения налоговых проверок и оформления их результатов, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Депутаты предлагают уточнить перечень участников налоговых правоотношений. Исключены из числа участников органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции. По словам Штогрина, проводить тотальные проверки всех налоговых деклараций неправильно.
Третий в числе альтернативных законопроектов представил его автор, независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин - N77478-3 "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" (новая редакция части первой Налогового кодекса РФ). Похмелкин считает, что налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность, бремя доказывания вины лежит на государстве.
Похмелкин считает, что правительственный законопроект нельзя принимать, он концептуально неверен. Он предложил представителям Минфина не думать, что они у нас выдающиеся, это не тот стиль общения правительства с депутатами. Заключения профильного комитета по бюджету и налогам на три законопроекта представил зампред комитета Андрей Макаров, который отметил недостаток альтернативных депутатских законопроектов - они внесены пять лет назад и потому несовременны. Макаров считает, что надо прекратить террор налоговых органов. Депутат отметил, что они наглеют внизу, на местах. Высказавшись в пользу правительственного проекта, Макаров отметил, что впервые регламентируется процедура налоговой проверки. По его словам, сроки налоговой проверки понимаются неоднозначно, налоговые органы считают как время проверки срок выемки документов, хотя потом она продолжается несколько месяцев. Срок проверки установлен 15 месяцев и Макаров риторически предложил в таком случае установить налоговый год не 12, а 15 месяцев, потому что проверки идут непрерывно и требуют при этом с налогоплательщика буквально "черт-те что". Макаров настаивает на симметричной ответственности не только налогоплательщиков, но и налоговых органов, которой в настоящее время нет никакой.
Замминистра Шаталов с этим не согласился, он утверждает, что установлена ответственность налогового инспектора.
Независимый депутат Владимир Рыжков предложил расстрелять авторов законопроекта и председательствующий Олег Морозов попросил его высказываться аккуратнее.
Отвечая на вопросы, в частности, Павла Медведева о возможности обуздания налогового терроризма, Андрей Макаров с грустью сказал, что российский налогоплательщик очень живуч и добавил, что никто не может ответить на вопрос, достаточно ли закона, чтобы обуздать чиновника.
Лев Коршунов, как бывший работник налоговых органов, высказался против слов "налоговый терроризм", поскольку речь идет о людях, пополняющих бюджет. При этом депутат сказал, что закон в полной мере работать не будет.
Рейтинговое голосование:
Правительственный - 347 22 0 12:48 12:48
Депутатский - 62 4 0
Депутата Похмелкина - 9 6 0

Лев Московкин

 
« Пикет движения "Мы" к дню рождения Путина   Госдума устанавливает механизм объединения регионов »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ