4 ноября, в День народного единства, по Москве прошёл марш сторонников ряда националистических организаций разного толка, собравший по разным оценкам от двух до пяти тысяч человек. В рядах сторонников разных объединений единства не наблюдалось: Евразийский союз молодежи (ЕСМ) обвинял сторонников Движения против нелегальной миграции (ДПНИ) в организации провокаций, а они в свою очередь обвинили евразийцев в пособничестве «нелегальным мигрантам и таджикам». Активисты движения «Русский порядок», раздававшие листовки за свободные и прозрачные выборы, заявили, что идут сами по себе и остальные их не волнуют. Вообще, складывалось ощущение, что каждая организация шла на марш с собственным названием и с какими-то своими целями — а остальные их не интересовали. В частности, ЕСМ, приведший порядка семидесяти сторонников, пришёл показать свою силу для борьбы с «оранжевой чумой», в которую включили всех от СПС до НБП; «Движение Против Нелегальной Иммиграции» заглянуло на митинг побороться с приезжими; ну а «Славянский Союз» боролся с евреями. Лучше всего своё присутствие на митинге объяснил активист РОНС («Русский Общенациональный Союз») сказав, что хорошая погода, выходной, и отчего бы не сходить на митинг пообщаться со знакомыми и не познакомиться с интересными девушками. Последние на марше были штучным товаром, а основной контингент составляли бритоголовые молодые люди до тридцати лет, многие из них, видимо, стесняясь собственных политических взглядов, прятали лица за фанатскими шарфами, а лысины - под шапочками.
Человек с мегафоном просил сторонников ДПНИ, не прошедших металлоискатели, оставить оружие и средства самообороны в машинах и построиться в ровные колонны, говоря, что «русские – это те, у кого порядок в голове». Строились они после этого примерно час.
Несмотря на то, что один из главных лозунгов был «Россия против оккупантов», рядовые фашисты кричали более привычное для них «Россия для русских, Москва для москвичей», «зиг-хайль», «русский порядок», «власть белым».
Все стены и рекламные щиты по пути колонны были покрыты антифашистскими лозунгами, надписями «anti-fa» и листовками «нелегальной миграции не бывает» от «Сети Трудового Сопротивления». Но этим антифашисты не ограничились и совершили несколько акций прямого действия. Во время первой из них, организованной «anti-fa», движением «Антифашистское молодёжное действие», «Оборона» и ОГФ развернули транспарант «фашизм не пройдёт» и закидали проходящих фашистов презервативами, наполненными водой. Кидавших быстро оттеснила милиция, не допустив драки. По заявлениям протестующих против фашистского марша в Москве, они хотят не допустить того, чтобы в России повторилась ситуация Германии тридцатых годов. Когда одна из них спросила у сотрудника ОМОНа, что же тот будет делать, когда радикалы начнут расходиться и громить всё подряд, тот ответил: «Убегать».
Ещё одна провокация произошла чуть позже на Яузском бульваре. Неизвестные (по неподтверждённым данным, активисты АКМ) бросили в середину колонны несколько взрыв-пакетов и дымовых шашек.
Марш закончился митингом на Славянской площади, где перед людьми, собравшимися под флагами с различными стилизациями свастики, выступили их лидеры. Из-за долгих сборов и медленной ходьбы митинг продлился не более двадцати минут. Активисты скандировали «Сионизм не пройдёт!», «Русские, вперёд!» и вскидывали руки в жесте, принятом у немецких нацистов времён Гитлера.
Наблюдавший за митингом лидер молодёжного движения «Смена» Константин Лебедев прокомментировал происходящее так: «Власть, отменив коммунистическое 7 ноября, устроила фашистский праздник. Думаю, у лидера евразийцев Дугина, работающего в Администрации президента, теперь возникнут очень большие проблемы».
А.Х.
* * *
Инициатором марша было именно ДПНИ, однако разрешение префектуры на митинг было получено только Евразийским союзом молодежи (сторонники философа Александра Дугина), хотя и с участием группы частных лиц, включающей лидера ДПНИ Александра Белова (не путать с другим Александром Беловым - главой общины язычников). Дугинцы пытались вместо раскрученного названия мероприятия "Русский марш" внедрить название "Правый марш", но тщетно.
При подходе к Славянской площади шествующие увидели за трибуной эмблематику евразийцев, а из динамиков услышали пропагандистские речи, основанные на теориях Дугина. По той же причине шествие возглавляла колонна ЕСМ примерно из 200 человек. Перед ней маршировали приглашенные барабанщицы ансамбля "Москвичка" с повязками с символикой ЕСМ (вторая группа барабанщиц в точно таких же красных мундирах, но с символикой ДПНИ на повязках шла перед соответствующей колонной). Колонна ЕСМ несла растяжку "РУССКИЕ ИДУТ", под которой по центру шествовал кандидат в депутаты Мосгордумы от либеральной (!) партии "Свободная Россия", известный патриотический интернет-публицист Егор Холмогоров с иконой Казанской Божьей Матери в руках. Рядом шел седобородый писатель-монархист, автор книг о Глинке Владимир Карпец, который перед началом шествия успел дать интервью польскому телевидению. Ему он сказал, что русские и поляки должны дружить на христианских основах, а не на почве чуждых славянам "протестанских и ближневосточных теорий".
Следом за евразийцами шли члены и сторонники ДПНИ - судя по флагам этой организации, несомых по всей длине колонны. Это была самая многочисленная составляющая шествующих - более тысячи человек.
Примерно по сотне человек составляли колонны:
- Национально-державной партии России (НДПР) Севастьянова - Терехова с флагами родов войск СССР и антисионистскими плакатами;
- Русского общенационального союза (РОНС) Игоря Артемова
- футбольных болельщиков в шарфах
- неких граждан без символики и опознавательных знаков, распространявших газету "Русское единство".
Митинг вели евразийцы, они же составили большинство выступающих. Каждый из них говорил, что наш главный враг - Америка. Евразийцы объявили, что 7 ноября повезут всех желающих на автобусах и поездах в Киев "свергать Ющенко" - не более и не менее. Выступил один (из десятка ожидавшихся) депутат Государственной Думы - Николай Курьянович (ЛДПР).
Последним на трибуну вышел лидер ДПНИ Александр Белов, начавший свою речь тихим спокойным голосом, а к концу сорвавшийся на крик. Он пожалел, что на трибуну не допустили лидера НДПР Александра Севастьянова [называющего себя руским фашистом]. Из проскандированных Беловым лозунгов самым радикальным был "Смерть оккупантам!".
В ходе митинга один из выступавших евразийцев попросил каждую партию отдельно откликнуться на его приветствие. Громче всего, конечно, кричали ДПНИшники, но неожиданно громко (человек на 300) прозвучал голос Русского национального единства, хотя его символики ("звезды богородицы") в толпе не было вовсе.
Митинг закончился очень быстро, поскольку организаторам велели очистить площадь для намеченного на 14.00 мероприятия Союза православных хоругвеносцев.
Г.Б.
* * *
По информации из фанатских кругов, всю предшествовавшую маршу неделю среди футбольных фанатов ходили слухи о том, что 4 ноября в Москве будут погромы "черных" и грандиозные бои между фашистами, коммунистами, антифашистами и нашистами, а также что милиция и ФСБ будет тщательно снимать весь Русский марш на видео, чтобы пополнить свою "картотеку скинов и фашистов". Последнюю мысль (насчет съемок и картотеки) в отделениях милиции настойчиво втолковывали задерживаемым по поводу и без повода футбольным фанатам и прочим хулиганского вида юношам.
Так что многие молодые болельщики московского "Спартака" (у которых лозунг "Россия - для русских! Москва - для москвичей!" - популярная кричалка), не пошли на марш из боязни попасть в ментовскую картотеку.
В.П.
Репортаж о марше в исполнении его организаторов
|