В итоге обсуждения Госдума одобрила
законопроект второго чтения "О парламентском расследовании Федерального
Собрания Российской Федерации".
Документ во втором чтении поддержали 340 депутатов, 51 был против
и двое воздержались.
Законопроектом устанавливаются предмет парламентского
расследования, основания для его возбуждения, организационные формы
парламентского расследования и основные положения, касающиеся процедуры его
проведения, а также обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к
участию в парламентском расследовании. В соответствии с документом,
парламентскому расследованию подлежат: факты грубого или массового нарушения
гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина;
обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного
характера; обстоятельства, связанные с наступлением негативных последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для расследования
указанных фактов и обстоятельств палатами Федерального Собрания Российской
Федерации на паритетных началах создается комиссия, которая формируется на
время расследования и после его завершения распускается. Комиссию возглавляют
обладающие равными правами сопредседатели, избираемые палатами Федерального
Собрания Российской Федерации.
Предусматривается создание комиссии палатами Федерального Собрания
на время проведения расследования. Срок парламентского расследования не может
превышать шести месяцев. При необходимости по решению палат парламента срок
может быть продлен до одного года.
Комиссии предоставляется право запрашивать и получать от органов
государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и
организаций копии документов, а также информацию, необходимую для проведения
расследования. Комиссия также наделяется правом приглашать на свои заседания
для дачи объяснений должностных лиц и граждан. Отказ в предоставлении или
уклонение от предоставления запрашиваемых копий документов и информации, предоставление
заведомо неполной либо заведомо ложной информации, отказ от дачи объяснений, а
также неявка на заседания комиссии без уважительных причин влекут
административную или уголовную ответственность.
По результатам расследования комиссия готовит итоговый доклад,
который подлежит утверждению обеими палатами, после чего направляется
президенту и в правительство. Доклад может направляться в иные органы
государственной власти, также Генеральному прокурору РФ.
В соответствии со статьей 3 законопроекта парламентскому
расследованию не подлежит деятельность президента, поскольку статьей 93
Конституции предусмотрен правовой механизм расследования деятельности
президента РФ в связи с выдвижением Госдумой обвинения в государственной измене
или совершении иного тяжкого преступления.
Членом комиссии не может быть парламентарий, являющийся участником
расследуемого комиссией события; лишенный неприкосновенности; в отношении
которого палатой рассматривается вопрос о лишении его неприкосновенности;
состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником
расследуемого комиссией события.
Представил законопроект палате председатель профильного комитета
по госстроительству Владимир Плигин, сообщив о принятых ко второму чтению
изменениях документа.
При выезде на место комиссии предоставлено право опрашивать не
только должностных лиц, но и граждан.
Инициатива возбуждения парламентского расследования не может быть
выдвинута и комиссия не может быть создана в течение последних 6 месяцев
полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, а также в
период проведения избирательных кампаний по выборам президента РФ и выборам
депутатов Государственной Думы.
В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным
судом или мировым судьей к производству дела, касающегося расследуемых фактов и
обстоятельств, парламентское расследование не производится в отношении
содержания обвинительного заключения, заявления о совершении преступления по
делу частного обвинения, предмета иска или заявления, содержания протокола
(постановления прокурора) об административном правонарушении.
Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу,
не может быть опрошено комиссией или рабочей группой в части, касающейся
состава преступления, сформулированного, соответственно, в постановлении о
возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве
обвиняемого, или в обвинительном акте.
Должностное лицо или гражданин, приглашенные на заседание комиссии
для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам, вправе не
свидетельствовать против себя самого и близких родственников (супруг, супруга,
родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры,
дедушки, бабушки, внуки).
Комиссия вправе направить требование об освобождении от замещаемой
должности должностного лица (за исключением замещающих государственные и
муниципальные должности), в случае его отказа или уклонения от предоставления
комиссии или рабочей группе требуемой информации (документов, материалов), за
предоставление комиссии или рабочей группе заведомо неполной либо заведомо
ложной информации, а также за отказ от дачи объяснений и дачу заведомо ложных
ответов на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой, за неявку на
заседание комиссии или рабочей группы без уважительных причин.
Заседания комиссии, как правило, открытые. Порядок допуска граждан
и представителей СМИ на открытые заседания определяется комиссией
самостоятельно. В случаях, когда проведение открытого заседания может привести
к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны,
комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания
могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более
половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
В заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при
рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада вправе участвовать
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Итоговый доклад подлежит обязательному рассмотрению на заседании
правительства, а также органами государственной власти субъектов Федерации,
Генеральным прокурором и соответствующими органами местного самоуправления, не
позднее 30 дней со дня его получения. О принятом по итоговому докладу решении
палаты Федерального Собрания уведомляются незамедлительно.
Отклонена поправка о праве Уполномоченного по правам человека в РФ
участвовать в работе парламентской комиссии.
При обсуждении поправок на пленарном заседании Госдума отклонила
предложения Владимира Рыжкова, Сергея Попова, Виктора Тюлькина о расследовании
деятельности президента и о возможности запрашивать информацию у президента, о
возможности создании комиссии одной палатой, о проведении расследования по обстоятельствам,
возникшим ранее вступления закона в силу.
Сергей Попов считает, что те, кто отклоняет возможность
расследования деятельности президента, защищает не президента, а себя. Он
напомнил, что Никсон был оправдан, а те, кто выполнял его поручения, осуждены.
Попов также напомнил, как Верховный Совет своим расследованием доказал факт
существования пакта Молотова-Риббентропа.
Перед голосованием Виктор Илюхин заявил, что коммунисты не будут
голосовать за этот закон. Илюхин отметил, что расследовать расстрел Белого дома
невозможно. С ним согласился Жириновский, который предложил переименовать КПРФ
в Консервативную партию и всем в нее вступить.
Поправки Рыжкова:
68 13 0 11:40 - о расследовании деятельности
президента
64 7 0 - о создании комиссии одной палатой
81 0 0 - о возможности запрашивать информацию у президента
Сергей Попов считает, что те, кто отклоняет возможность
расследования деятельности президента, защищает не президента, а себя. Он
напомнил, что Никсон был оправдан, а те, кто выполнял его поручения, были
осуждены: 62 0 0
О раздельном проведении расследований палатами парламента: 54 1 0
О возможности проведения расследования по обстоятельствам,
возникшим ранее вступления закона в силу. Попов напомнил, как Верховный Совет
своим расследованием доказал факт существования пакта Молотова-Риббентропа
(поправка Геннадия Гудкова)
Александр Чуев настаивал на праве парламентского расследования
чиновников высшего ранга. 45 0 1
Лев Московкин
|