|
|
Дума приняла в 1 чтении пакет законов о персональных данных |
|
|
25:11:2005 г. |
Рейман обещает, что базы данных не будет собирать кто попало
В итоге обсуждения Госдума ратифицировала
Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной
обработке персональных данных.
Закон о ратификации на пленарном заседании в пятницу поддержали
338 депутатов, 27 было против.
Представил документ палате министр информационных технологий и
связи Леонид Рейман, сообщил, что 7 ноября 2001 года от имени Российской
Федерации была подписана Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при
автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года.
Конвенция определяет принципы обработки и хранения информации
личного характера с целью защиты граждан от ее незаконного использования.
Цель Конвенции состоит в обеспечении на территории каждой Стороны
для физического лица, независимо от его национальности или места проживания,
уважения его прав и основных свобод (включая право на неприкосновенность
частной жизни) в отношении автоматизированной обработки его персональных
данных.
Председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин заявил в
своем докладе на пленарном заседании, что Конвенция не накладывает никаких
ограничений на граждан. Однако Дмитрий Рогозин напомнил коллегам по палате о
той критике, которой подверглась Конвенция в странах, ее подписавших.
Отмечая на вопросы депутатов, Рейман сообщил, что распространение
положений закона о персональных данных на бумажные носители не противоречит
Конвенции. Министр заверил депутатов, что базы данных кто попало собирать уже
не будет.
338 27 0 17:25
Если гражданин не разрешит собирать сведения о себе, то его и не
спросят
Нижняя палата парламента одобрила три
законопроекта первого чтения, регламентирующих защиту информации и деятельность
в области персональных данных.
Проект федерального закона "О персональных данных"
внесен 23 сентября 2005 года. Целью законопроекта является создание общих
унифицированных требований к сбору и обработке (хранению, актуализации, использованию,
раскрытию и представлению) персональных данных физических лиц во всех сферах,
где используются персональные данные. Документ поддержали 335 депутатов, 83
было против и 2 воздержались.
Комитет ГД по информационной политике поддержал законопроект с
условием доработки ко второму чтению. В заключении комитета отмечено, что в
законопроекте предусмотрена регистрация информационных систем персональных
данных, которая не обусловлена Конвенцией и которая создаст не нужные трудности
при проведении работ с персональными данными, в первую очередь государственными
органами и организациями. Кроме того, в тексте закона регистрация связана
определенным образом с лицензированием, без учета того, что деятельность по
персональным данным в Российской Федерации не лицензируется.
В процедурах передачи персональных данных законопроектом не
учитывается передача этих данных в рамках гражданско-правовых договоров.
В заключении комитета по безопасности указано, что сфера действия
Федерального закона ограничена сбором и обработкой персональных данных, то есть
не включает их распространение, хотя чаще всего права субъектов нарушаются в
процессе незаконного сбора данных и незаконного их распространения. Термин
"распространение" определен в ст. 1, но больше в тексте практически
не используется, следовательно проект не устанавливает требования к операторам
информационных систем персональных данных в части распространения этих данных.
Помимо сбора, обработки и распространения персональных данных проект оперирует
понятием "использование персональных данных", не определяя его
содержание.
Сопутствующий проект федерального закона "О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о
защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных
данных" и Федерального закона "О персональных данных". Документ поддержали
335 депутатов, 74 было против и 2 воздержались.
Законопроект предусматривает внесение изменений в 23
законодательных акта РФ. Предлагаемые изменения предусматривают обязательное
согласие субъекта персональных данных на предоставление или дальнейшую о
работку персональных данных, кроме случаев определенных законом; установление
повышенных мер охраны и защиты особых категорий персональных данных; право
доступа субъекта персональных данных к персональных данным о себе по запросу;
право субъекта персональных данных на возражение против обработки персональных
данных о себе; регистрацию информационных систем персональных данных;
возможность обжалования действий оператора информационной системы персональных
данных в уполномоченный орган по защите персональных данных.
Одобрен также проект федерального закона "Об информации,
информационных технологиях и защите информации".
Документ поддержали 338 депутатов, 78 было против.
В законопроекте определяется система российского законодательства,
посвященного информации, информационным технологиям и защите информации,
устанавливаются и детализируются базовые правовые понятия, касающиеся
информации, информационных сетей и систем, содержится классификация различных
видов информации, устанавливаются правовой статус обладателей и пользователей
информации, определяется правовой режим функционирования различных
информационных систем, регулируются различные общественные отношения, связанные
с осуществлением поиска, хранения, обработки, предоставления, распространения и
защиты информации, а также рассматриваются иные основополагающие вопросы
информационной сферы.
Комитет по безопасности подверг законопроект критике, потому что
реализованная в законопроекте попытка единообразно установить состав прав на
любую информацию повторяет ошибку Федерального закона "Об информации,
информатизации и защите информации", поскольку информация присутствует в
правоотношениях в различных формах, различным образом приобретается и
передается, далеко не всегда носит товарный характер, как правило,
неотчуждаема. Комитет настаивает на уточнении права обладателя информации,
условия возникновения прав собственника информационной системы, унифицировать
действия с информацией. Необходимо уточнить принципы правового регулирования, в
частности, принцип своевременности предоставления информации и ее достоверности
должен распространяться не только на предоставление информации органам
государственной власти или органам местного самоуправления; но и на
предоставление достоверной информации физическим и юридическим лицам.
Отвечая на вопросы, председатель комитета по госстроительству
Владимир Плигин напомнил, что за распространение вредоносных программ для ЭВМ
предусмотрено от трех до семи лет.
При обсуждении законопроектов коммунист Борис Кибирев сослался на
мнение РПЦ, которая возражает против замены человека его электронным образом.
Против сбора информации о гражданах выступил и Александр Крутов,
который утверждал, что персональный код оскорбляет чувства верующих. Депутат
считает важным, чтобы люди, отказывающиеся от новой системы, не были выброшены
на обочину жизни.
Лев Московкин
|
|
|
|
|
|