Сегодня Государственная Дума приняла во втором чтении пакет из четырех законов об изменении системы воинского призыва и военных кафедр.
[См. наши заметки о списке остающихся отсрочек (8 апреля 2006), о предложенных новшествах в военном обучении студентов (8 апреля 2006), о принятии законопроектов в первом чтении (21 апреля 2006).]
Три из четырех законопроектов Дума приняла без обсуждения (против - 0, воздержавшихся - 0). Они касаются прикомандирования военнослужащих к госорганам; создания системы учебных военных центров (при этом принята поправка, разрешающая создавать такие центры только в федеральных вузах); о компенсации затрат на обучение в этих центрах теми, кто в них недоучился или не захотел заключать контракт (заплатив отступные, эти граждане вместо 3 лет офицерами будут служить год рядовыми).
Четвертый законопроект - о сокращении срока службы до 1 года с отменой многих отсрочек ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обороны и военной службы", № 285634-4) - вызвал бурную дискуссию. Основная заслуга в этом принадлежит генералам из думского комитета по обороне, которые проявили крайнюю оригинальность мышления при составлении таблиц поправок. Обычно ко второму чтению комитет делит все поступившие поправки на 2 таблицы: рекомендуемых к принятию и рекомендуемых к отклонению. Комитет по обороне составил еще и третью таблицу поправок - "по которым комитетом не приняты решения" - в количестве 29 штук. Внимательно прочитав заголовок таблицы № 3, председательствующая Любовь Слиска была удивлена и раздосадована. Представитель комитета объяснил, что в таблицу вошли те поправки, которые поступили в комитет после пятницы 12 мая (установленного при первом чтении крайнего срока подачи). Слиска раздраженно заметила, что в этом случае их вовсе не надо было рассматривать. На это авторы некоторых поправок, в том числе Нина Останина и Олег Смолин (оба - КПРФ), заявили, что они подавали поправки вовремя, а то что внутридумский курьер принес их в комитет только на третий день (в понедельник) - проблемы комитета. Вопрос о том, кто виноват и что делать, обсуждался долго, с переходом на личности и при явной растерянности ведущей.
Секрет таблицы опоздавших поправок заключался в поправке №10 (депутатов Лаховой и Яковлевой), поданной аж 29 мая, но жизненно необходимой фракции "Единая Россия" в качестве маленького подвига, который, по сценарию, должны были совершить единороссы (об этом проговорился в докладе зампред комитета генерал Сигуткин) - конечно же, вопреки позиции министерства обороны.
Действующий (пока еще) закон не позволяет призвать молодого отца в армию, пока его ребенку не стукнет три года (причем отсрочка предоставляется еще до рождения ребенка - с 26-й недели беременности жены). А если ребенок родился после того, как молодого человека забрали в армию - его увольняют в запас. Все эти отсрочки сегодняшним законопроектом отменяются. Так вот, 10-я поправка сохраняет трехлетнюю отсрочку для отца в случае, если его ребенок - инвалид.
Для начала координатор фракции "ЕР" Фарида Гайнуллина предложила опоздавшие поправки не обсуждать, а координатор фракции КПРФ Сергей Решульский - голосовать по всем 29 поправкам отдельно. Третий путь предложили Владимир Рыжков и Олег Смолин: проголосовать те поправки, авторы которых на этом настаивают. Дума радостно проголосовала за предложение Гайнуллиной (297 за, 83 против). Смолин, сославшись на то, что его предложение прозвучало раньше, пригрозил обжаловать процедуру голосования в суде. И тогда Слиска объявила, что она как председательствующий решила "поступить по справедливости" и проведет голосование по каждой поправке. А значит, только что принятое решение надо отменить. Что Дума и сделала 370-ю голосами при отсутствии голосов против и воздержавшихся.
Первая поправка (депутатов Смолина, Останиной, Горячевой) предлагала не требовать хотя бы от инвалидов первой группы дополнительного заключения "федерального учреждения медико-социальной экспертизы" о том, что они нуждаются в постоянном уходе. Нуждаются по определению, - пытался объяснить депутат Смолин (сам - инвалид первой группы, слепой с детства), - зачем заставлять их ехать в районный, а то и областной центр за лишней справкой. "- В законопроекте невозможно учесть все нюансы. Должны быть концептуальные подходы, ориентированные на людей" - ответил замминистра обороны Николай Пансков, представлявший правительство, - и уточнил, что окончательные решения по каждому персональному делу будут за призывными комиссиями. Поправка набрала 73 голоса (при 226 необходимых) и не прошла.
Еще до голосования по первой поправке Слиска поняла, что переборщила. И предложила ограничиться теми поправками, за которые кто-нибудь вступится. Настойчивых депутатов оказалось четверо (Останина, Смолин, Рыжков и Лахова), а поправок, ими предложенных - около десятка.
Представляя поправку о сохранении трехлетней отсрочки для молодых отцов, депутаты-коммунисты ссылались на "демографическую" часть послания президента Путина, вменяя министерству обороны невнимательное отношение к указаниям главнокомандующего.
"Мы считаем себя людьми ответственными. Я пришел с текстом законопроекта", - ответил замминистра и пообещал солдатским женам по 4000 рублей в месяц до родов и еще по 6000 - после. В ответ кто-то из депутатов резонно заметил, что это даже не обещание, а всего лишь пожелание оборонного ведомства до тех пор, пока оно не согласовано с минфином. Поправка набрала менее сотни голосов.
Аналогичным образом не прошла и поправка о сохранении отсрочки для мужей беременных жен. Генерал Панков по этому поводу сказал буквально следующее: "Это отсрочка курьезного типа. Ее не было до 2004 года. Надо идти по пути, по которому наша страна шла столетиями и десятилетиями. Надо давать женщине адресную помощь!"
Не удалось Смолину отстоять норму действующего закона о том, что студенческая отсрочка предоставляется дважды (как пояснил депутат, молодые люди из малообеспеченных семей, поступая в платные вузы, через некоторое время переводятся на бюджетные отделения, но это приходится оформлять как новое поступление - и для этого нужна вторая отсрочка).
Еще одна примечательная цитата из Николая Панкова: "Аспирантуру и докторантуру наш законопроект позволит получить без угрозы быть призванным в армию".
Одна из поправок депутатов-коммунистов, напротив, предусматривала отмену одной из действующих отсрочек, а именно - для граждан, "которым это право дано на основании указов президента Российской Федерации". Эту норму Смолин считает откровенно коррупционной, да и министр обороны Иванов в свое время жаловался на отсрочки для "талантливых балалаечников" и других странным образом выбираемых лиц, списки которых составляются в администрации президента. "Мы полагаем, что нужно оставить возможность президенту в случаях, объективно обусловленных, предоставлять профессиональные отсрочки", - заявил генерал Панков, и Дума отклонила поправку.
Владимир Рыжков отстаивал отсрочку для учеников техникумов и ПТУ - не до 20 лет, как предусмотрено законопроектом, а до конца обучения - ссылаясь на недостаток квалифицированных рабочих рук в народном хозяйстве и обвиняя минобороны в узковедомственном подходе. На слова депутата-республиканца о необходимости реформирования и сокращения армии Панков ответил резко: "Должна быть и гражданская совесть у Вас как у депутата. Слово "реформирование" у нас вообще в зубах навязло!".
Поправка Рыжкова, как и следовало ожидать, не прошла.
Еще две поправки Владимира Рыжкова в любом российском парламенте, начиная с 1990 года и до момента избрания нынешней Думы, были бы обречены на принятие:
- "Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в мирное время к участию в боевых действиях не привлекаются"
- "Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, не допускается"
Возражения Николая Панскова против обеих поправок состояли в том, что "это не норма закона, а здравый смысл". По словам замминистра, с 1 января 2005 года солдаты-срочники в боевых действиях и так не участвуют, а еще генерала по фамилии Веселов недавно разжаловали за непрофильное использование живой силы, так что никакие законы на этот счет не нужны, и так все понятно. "Не ограничивайте министра обороны в его нормотворчестве!" - воскликнул замминистра.
Рыжков напоследок вспомнил, как месяц копал в учебке теплотрассу. Но тщетно: первая из упомянутых поправок получила лишь 79 голосов при одном воздержавшемся, а вторая - 74.
И тут настал час подвига. На голосование была вынесена поправка Екатерины Лаховой и Татьяны Яковлевой. Панков, несколько тяготясь предписанной ему ролью "злого следователя", сказал из правительственной ложи, что министерство понимает важность проблемы, но, тем не менее, позицию свою не меняет. В этот момент выяснилось, что индифферентный, казалось бы, ко всем 29 поправкам третьей таблицы зампред комитета по обороне Алексей Сигуткин не зря простоял полчаса молчаливо на центральной трибуне. Повернувшись спиной к залу, а лицом к председательствующей Любови Слиске, он сообщил ей, что члены комитета "неформально обсудили и поддержали" эту поправку. Слиска в вежливых парламентских выражениях поинтересовалась, зачем тогда нужен был весь этот цирк с третьей таблицей. На это генерал Сигуткин ответил, что обсуждение было "вне комитета", не уточняя - в коридоре, в столовой или где-либо еще члены комитета неформально собирались, чтобы и поправку поддержать, и с министерством обороны не поссориться. Поправка была принята триумфальным образом (416 за, 1 против).
После этого закон был принят во втором чтении 356 голосами при 56 против и отсутствии воздержавшихся.
Закон вступит в силу с 1 июля 2006 года - если, конечно, его примет в третьем чтении Дума, одобрит 23 июня Совет Федерации, вовремя подпишет и опубликует президент - в чем трудно сомневаться. Срок службы для призывников-2007 составит 1,5 года, а с 2008 и далее - 1 год. Отсрочки отменяются с 1 января 2008 года, то есть фактически - с первого весеннего призыва, который начнется через месяц после выборов третьего президента Российской Федерации.
|