СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

   
27:11:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Экстремистом сможет стать каждый (новые законопроекты думского большинства, да и меньшинства тоже) Печать E-mail
16:06:2006 г.

Экстремиста экстремист
обвиняет в экстремизме
(по мотивам Е.Лукина)

В конце июня - начале июля Дума расссмотрит в первом (а может, и не только в первом) чтении два антиэкстремистских и антиабсентеистских законопроекта, спешно внесенных представителями всех пяти думских фракций 9 июня.
Первый из них (№ 308100-4, "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности") расширяет понятие экстремизма, каковым будет считаться, например, клевета в отношении лица, занимающего федеральную или региональную госдолжность (т.е. президента, премьера, спикера, губернатора, мэра столицы, председателя суда, прокурора и т.п.), соединенная с обвинением этого лица в тяжком преступлении или в совершении деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности. А также публичные призывы и выступления, распространение материалов или информации, побуждающих к осуществлению экстремистской деятельности, которые обосновывают либо оправдывают совершение деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности.
Второй законопроект (№ 308197-4, "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации") запрещает кандидатам и их доверенным лицам "призывать, побуждать, обосновывать либо оправдывать совершение деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности". Кандидаты, побудившие или обосновавшие признак экстремизма, не регистрируются, а если уже зарегистрированы - снимаются с выборов судом. Причиной снятия с выборов могут послужить публичные высказывания (в том числе в специально поименованном Интернете) за 4 предшествующих года (или 5 - в зависимости от срока полномочий избираемого органа или лица). Причем снять с выборов могут не только кандидата-нарушителя, но и весь его партийный список. Партия может избежать этой участи, если вовремя (до решения суда) исключит заподозренного в оправдании экстремизма кандидата - в этом случае судебное дело прекращается. Если же обвинение адресовано партии в целом - ее уже ничто не спасет. Кроме того, законопроект запрещает гражданам, ранее осужденным по экстремистским статьям, выдвигаться кандидатами до снятия или погашения судимости;. И, наконец, во имя обеспечения явки, восстанавливает институт досрочного голосования на федеральных и региональных выборах (запрещенный действующим законом 2002 года издания).

Теперь - прямая речь.
Авторы первого законопроекта - депутаты И.В.Баринов (ЕР), Е.Н.Багишвили (ЛДПР), Н.М.Безбородов (НВ), С.П.Горячева (нез.), В.С.Груздев (ЕР), А.И.Гуров (ЕР), А.Д.Жуков (Родина), А.А.Куваев (НВ), Н.А.Останина (КПРФ), С.В.Собко (КПРФ), В.М.Тарасюк (ЛДПР), И.Н.Харченко (Родина), В.Б.Шестаков (НВ), С.И.Штогрин (КПРФ) - в пояснительной записке пишут:

В последние годы одной из важнейших проблем российского общества стали различные проявления экстремизма и ксенофобии. Анализ указанных проблем показывает, что одной из причин этого являются наличие пробелов в законодательном регулировании данной сферы общественных отношений.
Так, пользуясь пробелами в законодательстве, фактически стала возможной публичная деятельность лиц (в том числе в средствах массовой информации и в международной сети "Интернет"), которые напрямую не призывают к осуществлению экстремистской деятельности, но в завуалированной форме побуждают к ее осуществлению или допускают возможность осуществления экстремистской деятельности. При этом авторы подобных материалов, а также лица причастные к изготовлению таких материалов не признаются лицами, осуществлявшими экстремистскую деятельность, и практически не могут быть привлечены к ответственности за указанные деяния.
Представляется, что имеющийся в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" набор признаков экстремизма уже не в полной мере соответствует новым угрозам и вызовам, которые встают перед государством и обществом в настоящее время.
В этой связи авторами законопроекта предлагается следующее. Установить новые общественно-опасные деяния в качестве признаков экстремистской деятельности:
воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, соединенные с насилием или угрозой его применения;
публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;
применение насилия в отношении представителя государственной власти, либо угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;
создание печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности. При этом автор указанных материалов, признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Установить, что экстремизмом является не только прямой призыв к осуществлению экстремистской деятельности, но и публичные призывы или выступления, которые побуждают к осуществлению экстремистской деятельности или которые допускают возможность осуществления экстремистской деятельности.

А вот как мотивируют возвращение досрочного голосования авторы второго законопроекта - депутаты А.М.Бабаков (Родина), П.Ю.Воронин (ЕР), М.В.Емельянов (ЕР), А.Д.Жуков (Родина), И.В.Лебедев (ЛДПР), В.А.Овсянников (ЛДПР), Е.Ю.Соломатин (ЛДПР):

В целях повышения явки избирателей предлагается восстановить институт досрочного голосования при проведении выборов федеральных и региональных органов государственной власти, так как необходимость неоднократного обращения избирателей в комиссии (сначала для получения открепительного удостоверения, затем для непосредственного голосования) значительно снижает их желание реализовывать свои избирательные права.

Вот как звучит в законопроекте список уважительных причин, по которым можно будет проголосовать на выборах или референдуме в последние 5 дней перед днем голосования:

"отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья"

Уже сегодня Дума должна принять календарь на конец июня - начало июля, из которого станут известны точные даты рассмотрения законопроектов. Ориентировочно, первый из них будет рассмотрен 28 или 30 июня, второй - 5 или 7 июля.
 
« Круглый стол в “Известиях”: ретроспектива и футурология   Вешняков об антиэкстремистских поправках »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ