СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Дума запрещает побуждать и допускать возможность  
28:09:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Дума запрещает побуждать и допускать возможность Печать E-mail
29:06:2006 г.
На пленарном заседании Госдумы в среду 28 июня одобрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (№ 308100-4) внесли 9 июня 2006 депутаты из всех пяти думских фракций: И.В.Баринов, Е.Н.Багишвили, Н.М.Безбородов, С.П.Горячева, В.С.Груздев, А.И.Гуров, А.Д.Жуков, А.А.Куваев, Н.А.Останина, С.В.Собко, В.М.Тарасюк, И.Н.Харченко, В.Б.Шестаков, С.И.Штогрин, Б.И.Кодзоев. О содержании проекта мы писали 16 июня. В частности, предполагается "Установить, что экстремизмом является не только прямой призыв к осуществлению экстремистской деятельности, но и публичные призывы или выступления, которые побуждают к осуществлению экстремистской деятельности или которые допускают возможность осуществления экстремистской деятельности", а также отнести к такой деятельности клеветническое обвинение лица, занимающего государственную должность в тяжком преступлении или в экстремизме.
Законопроект докладывал один из его авторов - депутат из Комитета по международным делам Игорь Баринов (ЕР). Он изложил пояснительную записку к законопроектов, не прибавив к этому практически ничего своего.
Содокладчик от Комитета по законодательству Петр Шелищ сказал, что проект нуждается в доработке по двум обстоятельствам: 1. Он перечисляет составы преступления, отсутствующие в уголовном кодексе - при этом Шелищ предложил не вычеркнуть эти составы из законопроекта, а добавить их в УК. 2. Мы, - сказал Шелищ, - не увидели здесь такой важной сферы продвижения всякого рода экстремистской деятельности как Интернет. Поэтому ко второму чтению в проект будут инкорпорированы поправки к статье 12, которые давно уже подготовил, но пока официально не внес, Павел Крашенинников.
Нынешняя статья 12 носит отсылочный характер к практически недействующим нормам:

"Статья 12. Недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности
Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи."

Крашенинников же, если верить "Новой газете", предлагает карать даже за постановку линков на экстремистские ресурсы. Как утверждают журналисты, знакомые с промежуточными вариантами крашенинниковского проекта, депутаты долго не могли договориться, кого именно надо наказывать за экстремистские сайты и линки - авторов материалов, владельцев сайтов, хостинг-провайдеров или всех сразу. Теперь же этот вопрос, видимо, решен принятым в тот же день во втором чтении законопроектом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который перекладывает всю ответственность на авторов и распространителей текстов, снимая ее с провайдеров, но запрещая при этом анонимные публикации в Интернете (см. нашу заметку от 27 июня).
При обсуждении законопроекта Николай Кондратенко (КПРФ) задал Игорю Баринову два вопроса: 1. Русские сейчас напрочь отстранены от управления страной. После принятия этого закона будет ли попытка русских восстановить статус-кво рассматриваться как экстремизм? 2. Будет ли рассматриваться как экстремизм критика сионизма, основанная на резолюции ООН 1975 года? Баринов ответил, что не видит "препятствий для русскоязычного населения", а о сионизме в законе не говорится ничего, поэтому все зависит от форм, в которых эта критика будет проявляться.
Виктор Тюлькин (КПРФ) и Олег Шеин (Родина) поинтересовались у докладчика, будет ли признан экстремистом работодатель, не выплачивающий работникам зарплату в течение года и тем самым доводящий их до отчаяния и побуждающий к выступлениям. По словам Баринова, будет - если он не выплачивает зарплату по той причине, что его сотрудники другого цвета кожи или другой национальности. А вообще все решать будет суд в состязательном процессе.
Сергей Глотов (Народная воля) предположил, что под действие закона может попасть правительство, инициировавшее 122-й закон, автогражданку, реформу ЖКХ и другие массовые нарушения прав человека. - Если суд решит, что в действиях чиновника есть опасные деяния, - ответил Баринов.
Николай Курьянович (ЛДПР) высказал опасение, что по новому обвинению в клевете на лиц, занимающих госдолжности можно будет привлечь к ответственности всех оппозиционеров. Баринов заметил, что клевета всегда считалась преступлением и была наказуемой, а авторы проекта лишь предлагают трактовать ее ка преступление экстремистского характера.
Коммунист Анатолий Локоть предположил, что любое выступление, отличающееся от официальной точки зрения можно подвести под этот закон. Где гарантии существования оппозиции? - Где Вы увидели попытку заткнуть рот оппозиции? - удивился Баринов и выразил уверенность, что оппозиции, если она не применяет насилие, угрозу насилия и не клевещет, ничто не угрожает.
За этим последовали выступления от фракций.
Виктор Тюлькин (КПРФ) обвинил авторов закона в подмене понятий и манипуляции. Экстремизм - это форма, крайности, а в законопроекте формой подменяют содержание. Молодежь вывесила на гостинице "Россия" безобидный лозунг: "Путин, уходи" - а теперь это будет считаться экстремизмом. Правоприменительная практика показывает, что наша система скатывается к элементарной полицейщине.
Владимир Жириновский напомнил, что где-то в 1915 году Ленин призывал превратить войну империалистическую в гражданскую. Это экстремизм, но соответствующего закона тогда не было - а то бы третье охранное отделение его немедленно арестовало. В 1989 году бегали по Москве, кричали "Долой КПСС!", "Долой СССР!", "Долой КГБ!" - это тоже экстремизм. Не приняли мер - развалилась страна. А сейчас коммунисты говорят "Если вы похороните Ленина, мы вас похороним!" - это тоже экстремизм, который должен быть наказан.
Михаил Емельянов ("Единая Россия"), видимо, не успев отойти от обсуждения предыдущего закона, задал залу вопрос: Если мы не отменим графу "против всех" - неужели скинхеды перестанут избивать африканских студентов? Емельянов считает, что экстремизм опасен сам по себе, а поиски внешних причин экстремизма является попыткой его оправдать.
От "Родины" тянули руку Олег Шеин и Андрей Савельев, но председательствующая Любовь Слиска предпочла дать слово Шеину. Тот назвал обсуждаемый закон эластичным, резиновым, его можно натянуть на все что угодно. Можно, например, запретить "Капитал" Маркса за пропаганду теории классовой борьбы, или признать экстремистами пенсионеров, которые блокировали дорожное движение после начала монетизации.
Сергей Глотов ("Народная воля") напомнил депутатам слова Михаила Касьянова при открытии заседаний четвертой Думы: в России свыше 28 миллионов бедных. Это источник социальной опасности. Большинство фракции, сказал Глотов, не поддерживает законопроект.
Слово от независимых депутатов получила соавтор законопроекта Светлана Горячева. Чем конкретнее закон, - сказала она, - тем меньше поводов для злоупотреблений, поэтому законопроект в первом чтении можно принять. Но нужны три поправки: 1. Участие в массовых беспорядках заменить на организацию таковых, иначе можно привлечь человека, который увидел митинг и подошел посмотреть, что происходит. 2. понятие социальной розни в том виде, как это записано в законопроекте, можно истолковать так, что мы ни одного олигарха олигархом не сможем назвать. 3. В последний абзац, где упоминаются "труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии", добавить все, что касается сионизма.
Слова по мотивам голосования попросил Павел Воронин (ЕР), он объяснил, зачем принимается закон: "чтобы защитить действующую страну и те реформы, которые идут". Оппозицию он назвал политическими банкротами, которым не с чем идти на выборы, и поэтому они хватаются за экстремистские лозунги. Интеллигенцию Воронин упрекнул в рукоплескании цареубийцам, а Лимонова назвал умным человеком.
Законопроект в первом чтении поддержали 337 депутатов, 75 было против, воздержавшихся не было.
Голосование по фракциям (за – против – воздержалось – не голосовало):
- «Единая Россия» – 297 0 0 12 (не голосовали Бобырев, Денисов, Чухраев, Широков, Блохин, Горюнов, Гребенюк, Катальников, Прозоровский, Саблин, Семенов, Харитонов);
- КПРФ – 0 43 0 2 (не голосовали Видьманов, Харитонов);
- ЛДПР – 33 1 0 1 (против Курьянович, не голосовал Жириновский);
- «Родина» – 0 18 0 11;
- «Народная воля – СЕПР» – 5 5 0 2 (за - Бабурин, Безбородов, Куваев, Фоменко, Шестаков; против - Алкснис, Глотов, Грешневиков, Мухина, Савельева);
- независимые депутаты – 2 8 0 8 (за - Горячева, Невзоров).
 
« Акция протеста "Духи - не водка!"   "Российские выборы 2007-2008: проблемы и перспективы в свете нового избирательного законодательства". Круглый стол »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ