Сегодня в Москве в гостинице "Ренессанс" открылась конференция "Другая Россия", созванная Всероссийким гражданским конгрессом (Л.Алексеева, Г.Сатаров, Г.Каспаров). Конференция была задумана как форум, на котором смиогут высказаться все инакомыслящие вне зависимости от их политических взглядов (и сторонники демократии, и ее противники). За несколько дней до открытия конференции благодаря статье ее вдохновителя Георгия Сатарова в "Новой газете" стало известно, что на конференции произойдет попытка создания общей платформы. Это привело к тому, что крупнейшие российские партии (СПС, Яблоко, Родина, КПРФ), а также некоторые уважаемые люди (например, Мариэтта Чудакова, Валерия Новодворская, Михаил Федотов) отказались от участия в "Другой России".
И действительно, заявление, в котором говорится о "торжестве права" и "демократических принципах", подписанное лидером движения "Трудовая Россия" Виктором Анпиловым и председателем Национал-большевистской партии Эдуардом Лимоновым совместно с Людмилой Алексеевой и Владимиром Рыжковым, выглядит странно. Не менее странно выглядит Андрей Илларионов, требующий все в той же компании "справедливости в распределении национальных благ, создаваемых свободными людьми". К счастью, в ходе конференции проходило так много интересного, что никто не обратил особенного внимания на удивительное заявление участников.
Организаторы конференции не рассчитывали на такое количество гостей и журналистов, которое с раннего утра толпилось в коридорах у зала заседаний. Второй технической ошибкой оргкомитета было то, что они доверили охрану конференции лимоновцам, которые привыкли защищать вождя от нападений, но совершенно не умеют обращаться с представителями прессы и еще не до конца усвоили, что они теперь - сторонники свободы слова. Сочетание этих двух факторов привело к неприятным инцидентам, которые в сильно преувеличенном виде попали в СМИ.
Надо признать, что организаторы сделали выводы и, вероятно, устроили нацболам инструктаж, после которого они стали относиться к прессе, в том числе - враждебной, с трогательной предупредительностью.
Конференция была окружена всеобщим вниманием. На подходах к зданию соревновались в изобретательности "нашисты" и "молодогвардейцы". Одни раздавали "приглашения на фотовыставку", где демонстрировались портреты "нехороших людей" (участников конференции, а также Гусинского, Ходорковского, Березовского и т.п.) с разоблачающими цитатами из них, а также экономической статистикой, свидетельствующей о зависимом положении России в ельцинскую эпоху, которую опротреченные люди, по мнению "Наших", символизируют. "Молодогвардейцы" же стояли на другой стороне улицы в перьях с раскрашенными по-индейски физиономиями. Этим они хотели сказать, что участники конференции намерены превратить Россию в резервацию. Участников и демонстрантов охраняло множество милиционеров обоего пола с собаками, автобус с ОМОНом, некоторое количество радиоуправляемых людей в штатском и даже один небольшой бронетранспортер. Для чего он был предназначен (для стрельбы по гостинице или для выступления Каспарова) - осталось неизвестным, потому что усиленную охрану сняли довольно быстро.
"Молодогвардейцы" в перьях тоже быстро разбежались, а вот "нашисты" жарились на солнце часов до шести, пока к ним не подъехал начальник и не разрешил покинуть пост.
Как всякое мероприятие с участием либералов, конференцию украсили проделки "евразийцев" (членов Евразийского союза молодежи - небольшой группы молодых почитателей философа Александра Дугина). Два "евразийца" попытались хамскими выкриками прервать выступление посла Великобритании Тони Брентона. К трибуне они не прорвались, потому что их перехватили сотрудники службы охраны (нацболы). Антибританская выходка дугинцев возмутила даже Виктора Анпилова. В кулуарах он назвал ее "бестактной" и разъяснил, что протест дугинцев был бы уместен только в ходе выступлений отечественных ораторов. Еще один "евразиец" пытался прорваться к Михаилу Касьянову, когда бывший премьер излагал многочисленным журналистам свои взгляды на энергетический диалог Россия - ЕЭС. Бедняга-дугинец запутался в шативах кинокамер, и его оттащили от лидера НДС все те же нацболы.Один из нацболов-охранников с удовольствием рассказывал журналистам, что дугинцы - враги свободы и демократии. А "евразийцы" радостно кричали "Слава империи!", "Смерть оранжевым!". У наблюдателей возникало впечатление, что обе стороны чрезвычайно довольны происходящим.
Кроме "евразийцев", на форум пробовали пролезть "нашисты", но крайне лениво. Их отсекала служба безопасности отеля, опасаясь инцидентов (может быть, и зря).
Даже после того, как от конференции отмежевались самые крупные оппозиционные партии, число прибывших оппозиционных ньюсмейкеров впечатляло. Прибыли: Михаил Касьянов (с исполнительным директором Александром Половинкиным и группой бывших чиновников аппарата правительства), Гарри Каспаров (с двумя телохранителями), Эдуард Лимонов (с шестью телохранителями), Андрей Илларионов, Виктор Анпилов, профессор Елена Лукьянова (дочь первоспикера), первый омбудсман Сергей Ковалев, Валерий Борщев, Владимир Лысенко, Виктор Шейнис, Андрей Бабушкин, Михаил Делягин и др. Все они охотно ворковали с прессой по-русски и по-английски.
Заседание открыл Сергей Ковалев. Он начал с того, что не все участники конференции придерживаются демократических убеждений. Однако, по его мнению, всех могут объединить два требования: 1) власть должна быть подконтрольна источнику власти, то есть народу; 2) смена власти должна происходить путем "добровольной политической конкуренции". Мудрый Ковалев умолчал о факторе революционного насилия, отношение к которому разделяет участников конференции сильнее, чем любой запрет на избирательные блоки.
Александр Осовцов, ведущий и один из спонсоров, рассказал о преследованиях, которым подвергаются участники "Другой России", Социального форума и прочих неофициальных мероприятий, приуроченных к саммиту "Восьмерки". Он привел примеры Натальи Ремезовой, у которой нашли тротиловую шашку после полутора суток пребывания в линейном отделении милиции, а также Ивана Тютрина из Томска, задержанного за хулиганство по пути в Петербург.
В выступлениях первого дня конференции вопрос о широкой антипутинской коалиции практически не обсуждался. Судя по реакции аудитории, ее больше всего взволновали выступления Марины Литвинович (о Беслане) и Татьяны Карповой ("Норд-Ост").
Заместитель председателя НБП Владимир Линдерман, который не смог присутствовать на конференции по уважительным обстоятельствам (ожидает депортации в Латвию), прислал вместо себя видеозапись. Человек, превративший нацболов (по крайней мере, часть партии) из противников демократии в ее защитников, призвал к "ненасильственному сопротивлению диктатуре" и зачитал список национал-большевиков, пострадавших за участие в акциях протеста. Другая видеозапись с выступлением скрывающейся от милиции нацболки Ольги Кудриной, хрупкой девушки с большими глазами, тоже должна была вдохновить собравшихся на "войну без оружия". К "фронтальному сопротивлению режиму" призвал и председатель петербургского "Яблока" Максим Резник. "Мы считаем вторичными цвета флагов", - заявил Резник, объединивший в Петербурге все антипутинские группы под зонтиком "Петербургского гражданского сопротивления".
В дальнейших выступлениях, однако, тема объединения демократов и недемократов развития не получило.
Иностранные гости выражали надежду на то, что граждане России сами решат свою судьбу, а отечественные юристы (Елена Лукьянова, Карина Москаленко, Леонид Никитинский, Кирилл Кабанов) рассказывали о трудной борьбе с неправовым государством и зависимыми судьями.
Михаил Делягин, только что изгнанный из партии "Родина", пожаловался, что официальная пропаганда превращает слово "русский" в синоним слова "фашист".
Мирное течение конференции было прервано киднеппингом. Люди в штатском похитили четырех нацболов (см. новость). Возбужденные участники предлагали призвать лидеров "Семерки" не разговаривать с Путиным, пока похищенных не выпустят.
Форум будет продолжен завтра. Ожидаются выступления Сергея Глазьева, Михаила Касьянова, Андрея Илларионова, Виктора Анпилова, Владимира Рыжкова, Эдуарда Лимонова, Станислава Белковского. "В своем докладе политик и экономист Сергей Глазьев проанализирует сценарии социально-экономического развития России на ближайшие годы и раскроет причины усиливающегося неравенства между бедными и богатыми группами российского населения," - утверждается на сайте депутата, которому фракция рекомендовала не ходить на Совет нечестивых.
|