СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow 199-е заседание ЦИК: КЭГи и КОИБы перепрограммировали, а сисадминов - нет  
22:01:2025 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

199-е заседание ЦИК: КЭГи и КОИБы перепрограммировали, а сисадминов - нет Печать E-mail
23:02:2007 г.
В среду 21 февраля Центризбирком России собрался на 199-е заседание в нынешнем, четвертом с 1993 года составе. Присутствовали 11, затем - 12 человек: не было Василия Волкова, Эльвиры Ермаковой и Сергея Большакова, Елена Дубровина подошла к третьему пункту - две инструкции к КЭГам и КОИБам были приняты без нее. На третьем документе, расписывающем порядок действий людей при работе с этими агрегатами, запнулись надолго, но за основу все-таки приняли.
За 3-4 часа до заседания Совет Федерации назначил 5 человек в новый, пятый ЦИК, организационное заседание которого ожидается на рубеже марта-апреля. Ими стали (точнее - остались) Николай Конкин (результат голосования - 137:1:1), Нина Кулясова (143:0:1), Сиябшах Шапиев (123:5:7), Елена Дубровина (135:1:3) и Людмила Демьянченко (139:2:3).

Электронно-сенсорное голосование по-новому: виртуальный противвсех, бумажная альтернатива, тайное становится отчасти явным (все ходы записываются на чековую ленту)
Первым вопросом обсудили и приняли новую версию "Инструкции о порядке электронного голосования..." на 72 страницах.
Эксперимент есть эксперимент: закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." разрешает проводить электронно-сенсорное голосование не более чем на 1% участков, зато оставляет все правила, процедуры и выбор технических решений на усмотрение Центризбиркома. Комплексы электронного голосования (КЭГи) впервые применялись на областных выборах в Великом Новгороде в октябре 2006 года. "Первый блин" произвел тяжкое впечатление даже на энтузиастов компьютеризации выборного процесса из общественного Совета по электронным выборам. Недовольны были и коммунисты, несмотря на то, что на 3 из 5 участков КЭГи засчитали им победу над "Единой Россией": левые избиратели, в особенности - пожилые роботам не верят и тыкать пальцем в телевизор, который неизвестно кем и на что запрограммирован, не хотят. Как подсчитали в Центризбиркоме, 5-10% избирателей проголосовали не по всем виртуальным бюллетеням (одномандатные заполнили, а пропорциональные - нет), а многие просто ушли с участков, когда узнали что бумажных бюллетеней им не дадут.
Поступившее после октябрьского эксперимента предложение президентской Межведомственной комиссии кое-что в КЭГах исправить и запустить их в серийное производство ЦИК принял наполовину: кое-что исправить и на очередных мартовских выборах (в Орле) посмотреть, стало ли лучше (см. хроники 190-го и 192-го заседаний, 21.11.2006 и 20.12.2006). О том, что именно исправили в конструкции КЭГов и в софте, докладывал на сей раз не главный ЦИКовский электронщик Валерий Крюков, а зампред комиссии Олег Вельяшев. Вот основные новшества:
1) Бумажные бюллетени как альтернатива КЭГам будут на каждом участке - для технически малограмотных.Соответственно по итогам голосования КЭГ выдает не окончательный и официальный протокол, а всего лишь таблицу, цифры из которой придется суммировать с результатами ручного подсчета бумажных бюллетеней; досрочное голосование на участке и голосование на дому будет исключительно бумажным - переносные КЭГи отменяются;
2) Мигающая строка "Бюллетень не заполнен!" поможет не только забывчивым избирателям, но и протестному электорату: новая инструкция в явном виде гарантирует избирателю право и техническую возможность завершить голосование, не выбрав ни одну позицию в одном или нескольких, а то и во всех бюллетенях всех проводимых в этот день выборов и референдумов;
3) Гражданин, не доверяющий компьютерным программам, сможет увидеть результат своего голосования за стеклянным окошечком на бумажной ленте, которая уползет за пределы видимости по нажатию кнопки "Подтверждаю". Если же он нажмет другую кнопку - "Аннулирую" - то сможет переголосовать, но не с нуля, а лишь исправив свой первоначальный выбор. То есть, единожды нажавши на фамилию кандидата (например, чтобы увидеть кто он такой и кем выдвинут), впоследствии можно заменить его на другого, но вернуть бюллетень в состояние "незаполненного" уже нельзя (по крайней мере, инструкция о такой возможности умалчивает);
4) Появляется световой индикатор: пока избиратель возится с экраном, на КЭГе горит красная лампочка. После нажатия кнопки "Подтверждаю" голос учитывается, загорается зеленая, можно уходить. Если же он ушел, а ломпочка продолжает гореть красным светом - к КЭГу подходит председатель участковой комиссии и специальной ключевой карточкой сбрасывает результаты незавершенного голосования.
Интерфейс электронного голосования стал несколько более внятным, но все равно оставляет желать лучшего. Вероятно, человеку, привычному к компьютеру или хотя бы к автомату по приему наличных, какими полны московские улицы, он будет интуитивно понятен (по крайней мере, со второго-третьего тыка). Но ведь такие на выборы не особенно и ходят.
Проблемы могут возникнуть и из-за полукустарного способа изготовления карточек для голосования (в территориальной комиссии с помощью лазерного принтера на обычной бумаге A4 с последующем разрезанием ножницами или фоторезаком). Если вдруг по ошибке (принтер лист зажевал, страницу распечатали дважды или еще что) на участках окажутся карточки с совпадающими штрихкодами, избиратель увидит на экране вместо набора бюллетеней надпись: "Код недействителен" или "Код присутствует в базе" - весьма содержательную и понятную для гражданина, не проштудировавшего заблаговременно инструкции ЦИКа.
Инструкция была принята за основу единогласно (11 за). Пакет поправок к проекту, предложенных Евгением Колюшиным, получил лишь 1 (его собственный) голос. Инструкция в целом - 10 голосов (Колюшин воздержался).

КОИБы будут выдавать результаты немедленно
Поправки к Инструкции о порядке использования КОИБов (сканеров избирательных бюллетеней), доложенные Валерием Крюковым, содержательных разногласий не вызвали. Главная из них: итоги голосования будут распечатываться со сканеров в автоматическом режиме и обнародоваться сразу же после его завершения - в 20 часов с минутами.
До сих пор распечатке и обнародованию "главных" цифр - кто сколько получил голосов - предшествовала процедура, ненавистная нетерпеливым партийцам и зевакам из СМИ: подсчет и уничтожение невостребованных бюллетеней, вычисление окончательной численности избирателей на участке (с учетом внесенных в списки в день выборов), уровня явки и прочих "необязательных" величин, занимающих первые 17 строк в протоколе. Все эти цифры вбивались в компьютер, подключенный к ГАС "Выборы", что, по словам Александра Вешнякова, вызывало у наблюдателей подозрения - что это они там вводят и не занимаются ли подменой результатов.
Кстати, аналогичную поправку - сначала распечатывать результаты, а потом упаковывать неиспользованные штрихкарточки и т.п. - предлагал Колюшин и для КЭГов (при обсуждении первой инструкции), но Вешняков счел это невозможным по одной-единственной причине: сенсорное голосование теперь совмещено с бумажным, поэтому от последовательности действий, которая записана в законе, отступить нельзя.
Николай Конкин обратил внимание на форму документа, весьма странную с точки зрения юридической техники: в инструкцию от 28.09.2005 вносятся многочисленные изменения по всему тексту, а в конце говорится, что все они действительны только для одного случая: орловских выборов 11 марта 2007. Конкина поддержали Александр Вешняков и начальник правового управления ЦИК Владимир Козьмин. В итоге решили назвать документ, коли уж он разовый, не изменениями к инструкции, а дополнительными требованиями при использовании КОИБов на выборах в Орле 11 марта 2007.

Субординация, координация, дезорганизация...
Третий документ из области механизации электорального процесса - 40-страничный Порядок использования КЭГов в новой редакции - расписывал алгоритмы: кто, что и как должен делать с этими устройствами и вокруг них с момента монтажа и до демонтажа в штатных и нештатных (отключение электричества, обрыв чековой ленты) ситуациях.
Оппонентом докладчика - Валерия Крюкова - вновь выступил Евгений Колюшин. Я думал, - сказал он, - что это на технический язык переводится инструкция, а оказалось - самостоятельный документ, который ей противоречит. Таких противоречий Колюшин усмотрел где-то с десяток и заявил, что этот текст нельзя принимать даже за основу.
Ключевой фигурой на участке становится оператор, подчиненный и подотчетный председателю комиссии. Оператор тестирует КЭГ, консультирует избирателей, как им пользоваться, он же периодически снимает данные о явке, докладывает их председателю, а тот - в вышестоящую комиссию. Остальные члены УИК, не говоря уж о наблюдателях оказываются чуть ли не статистами на этом празднике жизни. Изготавливает карточки со штрихкодом опять же не ТИК, а его системный администратор.
Александр Вешняков, откровенно спешивший на 18-часовой питерский поезд, предупредил, что уедет (вместе с Николаем Конкиным) вне зависимости от того, закончится к этому времени заседание или нет. Но оставлять колюшинские возражения без внимания счел невозможным, и попросил сформулировать их в виде конкретных поправок к тексту проекта.
Первое же предложение - предписать оператору докладывать о ходе голосования и о разного рода внештатных ситуациях не председателю, а всей участковой комиссии, Крюков с негодованием отверг: "- Это нарушение субординации!" "- Если мы вводим какую-то субординацию, - возразил Вешняков, - возникает подозрительность. Она нам нужна?" "- Она нам не нужна", - согласился было Крюков, но тут же добавил, что предложение Колюшина приведет к еще более опасным последствиям. Соломоново решение предложила Ольга Застрожная: оператор докладывает председателю, а тот - доводит до сведения всей комиссии.
Признав, что "Порядок" местами противоречит "Инструкции", Крюков предложил гордиев узел разрубить: спорные пункты из проекта выкинуть - и руководствоваться Инструкцией напрямую.
В 15.50 (а заседание началось в 14.30) Вешняков обсуждение остановил, констатировав что "Порядок" к принятию в целом не готов, и предложил принять его за основу, поручив Крюкову к следующему заседанию доработать текст с помощью Колюшина. За это проглосовали 11 человек, против был 1 - и как ни странно, не Колюшин, а Крюков, сославшийся на физическую невыполнимость поручения (Колюшина, по его словам, трудно застать на рабочем месте, а подавать поправки в письменном виде и заблаговременно он тоже не привык). Председатель ЦИК выразил сожаление, что два члена комиссии не могут разговаривать друг с другом - "тогда мы и в обществе не договоримся" - и вызвался быть третьим в этих переговорах.

Вопросы, не потребовавшие обсуждения
Приняли добровольную отставку двух членов избиркома Тывы.
Утвердили 4 ответа на жалобы, из которых разногласия вызвал только один: по антиформалистической жалобе Партии возрождения России, потребовавшей приравнять выписку из протокола к протоколу (см. репортаж о 198-м заседании 14.02.2007). Против ответа, подготовленного Владимиром Лысенко, проголосовала Елена Дубровина, посчитавшая претензии к названию документа мелочными придирками. Тем более, что на ноябрьском совещании с политическими партиями им, как полагает Дубровина, от имени ЦИК было сказано, что подобной формалистики не будет.
"- Можно, наверное, и без заседания ЦИК такие вопросы решать", - вздохнул Александр Вешняков. До отправления поезда оставалось почти два часа.

Неожиданный финал
После исчерпания повестки дня слова попросил Валерий Крюков. Он предложил членам ЦИК остаться в зале и обсудить в закрытом режиме "один вопрос". Предложение Александра Вешнякова обсудить ситуацию в формате рабочего совещания и не сегодня Крюкова не устроило. Вешняков назначил коллегам встречу через 5 минут в своем кабинете - и вышел к журналистам, чтобы ответить на два вопроса.
На брифинге председатель пересказал журналистам суть решений по КЭГам и КОИБам и сообщил, что пакет поправок к избирательному законодательству уже внесен в Думу группой депутатов, и вероятно будет принят в трех чтениях уже в марте.
Нашему корреспонденту удалось увидеть краем глаза этот 66-страничный законопроект, формальными авторами которого оказались то ли 4, то ли 5 депутатов от всех фракций, кроме КПРФ (в думских базах его будет можно найти по номеру 397076-4). Из шести пунктов, перечисленных председателем ЦИК на понедельничных слушаниях в сенате, в нем не хватает одного: уголовного наказания за бойкотные призывы. Зато содержатся кое-какие добавки по мелочам (вероятно - призванные привлечь соавторов из малых фракций) типа удлиннения максимальных сроков полномочий региональных партбоссов с 2 до 4 лет. Одновременно предполагается сократить число региональных групп по выборам в Думу.
 
« День дезертира против Дня защитника Отечества   Левое шествие в Москве: сегодня – оружие, завтра - революция »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ