Правозащитники о конституционном перевороте в россии
Заявление Инициативной группы «Общее действие»
В ситуации резкого изменения политико-правовой ситуации в стране мы вынуждены дать оценку происходящему.
Президент России Владимир Путин, использовав страшную трагедию в Беслане, обнародовал программу кардинального изменения государственного устройства нашей страны. В развитие своих инициатив, он уже внес в Государственную Думу законопроект, который в случае его принятия, будет означать смену конституционного строя, отказ от последних демократических завоеваний. Этот законопроект включает разработки, которые и ранее обсуждались в близких к Кремлю кругах. Из этого следует, что события 1-3 сентября 2004 года стали только предлогом для реализации планов по неслыханной концентрации власти в руках Президента.
Отказ от принципа прямого избрания гражданами глав исполнительной власти в субъектах Федерации. Наделение Президента неслыханным правом внесудебного административного роспуска региональных законодательных органов и внесудебного отстранения от власти законно избранных глав регионов, что, по сути, превращает Президента РФ в работодателя глав субъектов Федерации. С точки зрения действующего конституционного законодательства все это означает фактическое введение явочным порядком по всей территории нашей страны элементов чрезвычайного положения, что исключает проведения любых свободных выборов в России.
Многонациональный народ Российской Федерации лишается существенных гражданских и политических прав. В отношении субъектов Федерации, прежде всего, республик, это может восприниматься как возвращение России к имперской политике, отказ от федерализма, односторонний отказ центра от положений Федеративного договора 1992 года, заложившего основы новой российской государственности.
Сейчас даже трудно вообразить все драматические последствия происходящей концентрации президентской власти, включая новый всплеск этнического национализма и сепаратизма, и даже делегитимизацию государственного устройства.
К этим нарушениям конституционных прав и свобод добавляются такие инициативы, как президентский контроль над судебной системой и отмена или сокращение до издевательского уровня парламентских выборов по одномандатным округам. Отмена или превращение в фарс мажоритарных выборов лишает граждан их права на самовыдвижение на выборах, и вынуждает кандидатов в органы законодательной власти участвовать в партийной деятельности.
В нашей стране вновь идут политические процессы, пытки арестованных стали буднями.
Ликвидация гражданских свобод сопряжена с жесткой антисоциальной политикой, отказом государства от последних социальных гарантий, разрушением систем здравоохранения и образования.
Власти категорически отказываются от любых попыток мирного политического урегулирования вооруженного конфликта в Чечне. От лицемерных попыток скрыть от общества масштаб происходящего в Чечне кровопролития, Кремль перешел к истеричному нагнетанию параноидальных страхов и бредней о всемирном заговоре против нашей страны. Великодержавный шовинизм и ксенофобия стали «теневой» государственной идеологией. Россию вновь изолируют от сообщества демократических наций.
В сочетании с новыми цензурными ограничениями, превращением государственных СМИ в орудие неприкрытой и разнузданной пропаганды, неслыханной со времен окончания «холодной войны» - все это возвращает нас к полицейскому авторитаризму, практически полностью перечеркивает все результаты демократических реформ последних десятилетий.
В этих условиях надо честно констатировать факт происходящего в нашей стране конституционного переворота. Это переворот грозит России глубоким кризисом и деградаций, в перспективе - историческим поражением. Не исключен и сравнительно быстрый переход от авторитарного режима к установлению некоей модификации фашизма.
Особая историческая ответственность сейчас возложена на российских правозащитников, которые обязаны чутко реагировать на нарушения конституционных прав и свобод.
Михаил Арутюнов, Международная правозащитная ассамблея
Андрей Бабушкин, Комитет «За гражданские права»
Павел Башкиров, правозащитник
Елена Боннэр, Фонд Андрея Сахарова
Людмила Вахнина, правозащитник
Лидия Графова, "Форум переселенческих организаций"
Анна Каретникова, Антивоенный клуб
Мальва Ланда, правозащитник
Лев Левинсон, правозащитник
Виктория Маликова, член Московской Хельсинкской группы
Лев Пономарев, Движение «За права человека»
Юлий Рыбаков, правозащитник
Юрий Самодуров,
Музей и общественный центр имена Андрея Сахарова
Сергей Сорокин, Движение против насилия
Александр Ткаченко, писатель
Эрнст Черный, Коалиция «Экология и права человека»
Алексей Яблоков, Центр экологической политики России
Глеб Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести
Заявление поддержали:
Александр Бехтольд,
Хабаровское региональное отделение Движения «За права человека»;
Сергей Вальков, Ивановское областное общество прав человека;
Владимир Веденков,
Красноярский краевой правозащитный информационный центр;
Дмитрий Бродский, группа «Обратная связь»;
Вероника Марченко, Фонд "Право Матери";
Елена Михайлова, Николай Архипов, «Гражданская Самооборона (Казань);
Вади Постников, Тюменский региональный правозащитный центр;
Андрей Рашевский,
Воронежское региональное отделение Движения «За права человека»;
Сергей Смердов, ООД «Рабочие инициативы» ( Ханты-Мансийское отделение);
Вячеслав Ферапошкин,
Сасовский правозащитный центр "Выбор совести";
Феликс Шведовский, буддийский монах ордена "Ниппондзан Мёходзи"
Сбор подписей правозащитных организаций по news@zaprava.ru и т/ф (095)202-22-24
Контакты «Общего действия»: тел. (095)923-4401, факс (095) 917-26-53; http://odgroup.narod.ru/
|