- Доброе утро! - по традиции приветствовал присутствующих Владимир Чуров, хотя на часах было 3 минуты пятого вечера. В воскресенье 28 октября, в день перехода на зимнее время, одни приехали на заседание к 11-ти, другие - к 12-ти. За время всеобщего ожидания партия Народный союз отстояла 230 подписей, но это её не спасло. В заседании участвовали 14 членов ЦИК (все кроме Игоря Борисова).
Партия мира и единства
Дело Партии мира и единства докладывала Эльвира Ермакова, курирующая в ЦИКе эту партию с поистине материнской заботой с момента сентябрьского съезда, выдвинувшего список кандидатов. Как ни грустно было Эльвире Леонидовне расставаться с подопечной партией - а пришлось. В её подписных листах, точнее - в 70-тысячной выборке оказалось 3600 недействительных и недостоверных подписей - ровно на 100 больше, чем предельные 5%.
Председатель партии Сажи Умалатова в ответной речи дала волю эмоциям: "Сколько можно! 17 лет мне отказывают в регистрации, а если дают регистрацию, то отказывают в эфирном времени! (...) Мне отказали за то, что не хватило СТА подписей! Это войдет в историю как анекдот!" По мнению Сажи Зайндиновны, причина в том, что в ЦИКе засели конкурирующие с нею политические партии: "Во всём мире трудно найти страну, где в избирательной комиссии заседают люди от политических партий". Она пообещала судиться за право участия выборах и с явной гордостью сказала: "Я за 17 лет в Российской Федерации ни один суд не выиграла". Справедливости ради отметим, что партия Умалатовой возникла не 17, а 11 лет назад. Хотя в политику она пришла действительно 17 лет назад, когда, будучи рядовым народным депутатом СССР от КПСС выступила с требованием отставки президента СССР Михаила Горбачёва.
За партию заступилась Елена Дубровина: "За 30 подписей сняли партию Яблоко с выборов в Санкт-Петербурге, сейчас эта ситуация повторяется. Мы можем переступить через эту формальность и принять другое решение." И правда, закон ведь говорит, что подписи могут быть признаны недостоверными и недействительными на основании заключения экспертов. А могут, значит, и не быть...
Постановление об отказе в регистрации списка ПМЕ получило 10 голосов за при 1 против (Дубровина) и 3 воздержавшихся (Ермакова, Крюков, Чуров).
В скромный бюджет кампании ПМЕ поступило к 16 октября 130 тысяч рублей от физических лиц, 120 было потрачено на организацию сбора подписей.
Народный союз
Докладчик по второму вопросу Николай Конкин доложид об успехах партии Народный союз в отстаивании своих подписей, достигнутых за последние 4 часа. В розданном проекте постановления за партией значилось 6227 (8,99%) недостоверных подписей, потом их осталось 5997 (230 признали действительными), но и этого было много: 8,56%. Претензии партии оратор отмёл: партия, по его словам, ссылается на ненадлежащее оформление заключений экспертов, а также на то, что заключения эти "носят вероятностный характер", но экспертиза есть экспертиза.
На партийный избирательный счет Народного союза к 17 октября поступил ровно миллион рублей - из средств самой партии, 364 тысячи было потрачено на сбор подписей и 221 на агитматериалы.
Сергей Бабурин назвал предстоящее решение ЦИК политическим, а не правовым, но аргументами после этого оперировал исключительно правовыми. Партия собрала 350 тысяч подписей, сама отобрала из них 210 тысяч самых несомненных (больше 210 тысяч сдавать закон невелик). Основным супостатом Бабурин счёл Александра Петухова - сотрудника аппарата ЦИК, которому Николай Конкин поручил контроль за подсчётом подписей. Ссылался Бабурин на эксперта-почерковеда с 30-летним стажем, которая сказала ему что по одной дате и одной подписи определить, поставлены ли они одним и тем же лицом, невозможно. Возмущался, что в качестве ненадлежащих подписей засчитывались заполненные, но не подписанные строки (с именем и адресом, но без подписи и даты), недоумевая считать ли эти пустые места недействительными подписями или недостоверными. Называл максимальную цифру ненадлежащих подписей, с которой готов согласиться - 3210 (лимит - 3500 из 70 проверенных тысяч). Ссылался на неизвестно кем и когда внесенные в подписные листы исправления.
Александру Петухову дали слово в оправдание, он сказал, что все с документами в порядке и перечислил ведомства, эксперты которых участвовали в проверке. Это ФСБ, МВД, "одно из государственных учреждений в ведении Минюста", Федеральная миграционная служба и Минобороны.
Постановление об отказе в регистрации списка Народного союза было принято с не столь уж большим перевесом: 9 за, 5 воздержались (Дубровина, Колюшин, Чуров, Ермакова, Крюков).
Таким образом, регистрацию успешно прошли 11 списков из 14 выдвинутых. По алфавиту: Аграрная партия России, Гражданская сила, Демократическая партия России, Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Партия социальной справедливости, Патриоты России,
СПС, Справедливая Россия, Яблоко. В каком порядке они расположатся в избирательном бюллетене, решит жеребьёвка в среду 31 октября.
Сажи Умалатова, Сергей Бабурин
Гражданская сила вычистила вредителей
По решению Федерального политсовета партии Гражданская сила ЦИК исключил из ее списка трех кангдидатов. Гела Гелашвили (Хабаровский край), Валерий Бычков (Пензенская область) и Андрей Ершов (Ненецкий АО) были обвинены в представлении недостоверных сведений о себе и совершении деяний, противоречащих интересам партии и наносящих ей ущерб.
Кроме того, зарегистрировали очередные порции уполномоченных и доверенных лиц.
Путина оправдали
По настоянию Вадима Прохорова (СПС) на пленарное заседание ЦИК были вынесены 6 жалоб о незаконной агитации, которые рассмотрела до этого Рабочая группа по информационным спорам. К возмущению Прохорова и Евгения Колюшина (КПРФ), суть жалоб на заседании не обсуждалась: председатель РГ Майя Гришина пересказала протокол заседания группы, который был поднятием рук (13 за, против 1 Колюшин) утверждён.
Первые две жалобы - по поводу проведенного ЦИКом мониторинга эфира - поданные Геннадием Зюгановым и Вадимом Соловьевым (КПРФ) Рабочая группа отклонила. В газетах уже писали об оригинальной методике мониторинга: выступления кандидатов, являющихся должностными лицами, в подсчёт эфирных минут не включались, агитацией не признавались, и получилось, что Единая Россия отстает в минутах эфирного освещения от других партий и больше всего - от КПРФ. 8 членов Рабочей группы (большинство) не усмотрели в промониторенных фрагментах ни незаконной агитации (усмотрел 1), ни нарушения порядка информирования избирателей (усмотрели двое).
Еще две жалобы касались итоговых телепрограмм "Вести", "Вести недели" и "55" за 7-8 октября. Большинство членов Рабочей группы признаков агитации в них не усмотрело.
Наконец, последние 2 жалобы - Вадимов Соловьева и Прохорова - касались использования президентом "Прямой линии" на ТВ для агитации за любимую партию. В поддержку жалобы проголосовал 1 член Рабочей группы, за её отклонение - 9.
Неутешительные для жалобщиков решения Рабочей группы будут оформлены письмом за подписью Владимира Чурова.
На брифинге после заседания Владимир Чуров объяснил журналистам, почему он воздержался по всем трём отказам в регистрации (Зеленые, ПМЕ, НС). Голосовать против постановлений он не мог, т.к. по существу отказы верные и обоснованные, а почему тогда уж не проголосовал за - так и не сказал.
|