СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow 212-е заседание СФ: Конец методологии реализации  
19:11:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

212-е заседание СФ: Конец методологии реализации Печать E-mail
19:11:2007 г.
В пятницу 16 ноября Совет Федерации провел очередное 212-е заседание, продлившееся чуть меньше трех с половиной часов. Палата рассталась с одним из ветеранов российской политики - Генналием Бурбулисом, а заодно и с его комиссией.

Кадры и структуры

Совет Федерации формально прекратил полномочия сенатора Юрия Сивкова, погибшего 14 октября на рыбалке, присужденная ему почетная грамота будет вручена его вдове. Двое сенаторов расстались с полномочиями досрочно, перейдя на другую работу: алтайский сенатор Игорь Слюняев стал губернатором Костромской области, а калмыцкий - Константин Цицин - генеральным директором корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ". Новоиспеченный костромской губернатор переделегировал в СФ на новый срок Василия Думу, который с мая 2005 представлял в палате ныне покойного губернатора Шершунова.
Новый же новгородский губернатор Сергей Митин, сменивший на этом посту Михаила Прусака, не стал переназначать в сенаторы Геннадия Бурбулиса, а делегировал в СФ Александра Венидиктовича Коровникова, известного еще во времена Верховного Совета как правая рука Александра Руцкого. Получив почетную грамоту и букет цветов, Бурбулис в последний раз вышел на сенатскую трибуну и обратился к теперь уже бывшим коллегам. Геннадий Эдуардович признался, что в последние месяцы он сотни раз мысленно представлял эту ситуацию и переживал необходимость сказать что-то важное и трепетное своим друзьям. Важное и трепетное заключалось в том, что политика стала для него смыслом жизни. Сегодня можно честно и уверенно сказать, - продолжил он, - что важнейшим условием эффективной государственной политики по созданию достойной жизни для людей является качественный и своевременно принятый закон. Это здорово, что сегодня и методология, и мониторинг, и правоприменение стали неотъемлемой ценностью нашей парламентской жизни и все более и более признаются в государственных органах и в общественных организациях.
Сенаторы встретили оду методологии и мониторингу полагающимися аплодисментами, однако ближе к концу заседания приняли решение - Комиссию по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, которую возглавлял Бурбулис, распустить и создать вместо нее Центр мониторинга права при СФ. И правда, кто кроме Геннадия Бурбулиса способен руководить комиссией со столь концептуальным названием? Окончательно упразднение комиссии будет оформлено на следующем заседании поправками к регламенту палаты.
В Национальный банковский совет палата делегировала нового председателя Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрия Ананьева, окладистой бородою напоминающего бывшего председателя ЦБ Сергея Дубинина.
Срок действия постоянно существующей, но формально - Временной комиссии по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству продлили голосованием на очередные 4 года - до 31 декабря 2011.

Законы

Закон о приостановлении действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) разногласий не вызвал. Сенатор Николай Чуркин вспомнил товарища волка, "о котором говорил Владимир Владимирович Путин в послании 2006 года": этот волк - "не что иное как ярко окрашенная группа в составе НАТО", действующая как ястребы. Поэтому надо "дать зарвавшимся оппонентам еще раз подумать". 137 голосами при отсутствии против и воздержавшихся сенаторы поддержали закон.
Закон о Госкорпорации "Ростехнологии" даже и обсуждать не стали, он получил 130 голосов за при 1 против.
Когда голосовали федеральный конституционный закон, требующий 75% голосов (поправку к закону об арбитражных судах, вытекающую из очередного объединения регионов), спикер на всякий случай призвал всех вернуться из буфетов и курилок. Голосов хватило: за проголосовало 139 сенаторов (79%), против и воздержавшихся не было. Можно было заметить, что кворум в СФ до сих пор отсчитывается от 176 (дважды 88) - несмотря на то, что представителей заксобраний Таймыра и Эвенкии уже лишили сенатских кресел и отсчитывать, казалось бы, должны от 174.
Всего на 212-м заседании одобрено 27 "простых" федеральных законов, включая новый закон о статистическом учете, и 1 конституционный

Правительственный час: почему не ратифицируются договоры

На этот вопрос сенаторам отвечал министр иностранных дел Сергей Лавров, перечисливший внутренние причины задержки внесения договоров на ратификацию.
Бывает, что договор подписан, но утратил свою актуальность. В 1-й половине 90-х годов получила широкое распространение, особенно на пространстве бывшего СССР, практика подписания договоров по конъюнктурным соображениям. По этой причине зависли Соглашение об объединении денежных систем с Белорусией (1993), соглашение СНГ о создании зоны свободной торговли (1994).
Часть договоров была не ратифицирована, потому что наспех подготовленные тексты не отражали реальную заинтересованность в развитии сотрудничества. К примеру, Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности с Азербайджаном 1992 года явно недотягивал до уровня отношений, которого мы хотели достичь, в 1997 году был подписан новый договор, который ратифицирован.
Иногда при подписании многосторонних договоров имеет смысл дождаться начала действия договора, оценить его эффективность, круг участникови тогда уже присоединяться к нему. Пример - Венская конвенция 1969 года, СССР активно участвовал в его разработке, но стал его участником лишь в 1986. Или США, которые до сих пор не приняли для себя обязательств по Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, хотя участвовали в его разработке.
Третья причина - вопрос о выборе формы внутригосударственных процедур - нужна ратификация или нет (надо разбираться, есть ли в законе нормы, которые Федеральный закон о международных договорах требует ратифицировать).
Четвертая причина - договор внесен на ратификацию в Думу и лежит в ней. Примеры - Соглашение с Украиной о взаимном признании прав и отношений собственности (1993), Договор к Энергетической хартии.
Пятая причина - затягивание процедуры межведомственного согласования, что связано с регулярными изменениями структуры правительства.
Но основная причина - отсутствие в законе каких-либо предельных сроков ратификации. И это традиционная практика - таких ограничений не было в СССР, нет их и в других государствах.
Из 228 договоров, которые мы подписали в рамках СНГ, мы выполнили внутригосударственные процедуры по 158. В отношении еще 45 документов ведется межведомственная проработка. Еще до 25 подписанным договорам президент и правительство решили, что России не стоит становиться их участниками. В рамках ЕврАзЭС нами подписано 98 договоров, по 89 процедуры выполнены, по 9 - пока нет, но будут. В рамках ОДКБ Россией подписано 26 договоров, в том числе 9 - 6 октября с.г., по 13-ти процедуры выполнены, по остальным работа продолжается.
Лавров предостерег от "искусственного подстегивания" процессов вступления в силу договоров, в результате которого "вместо государственных интересов движущей силой этого процесса может стать стремление каждого ведомства выполнять вал по плану".
По мнению МИДа, было бы ошибкой оценивать эффективность процессов формирования договорно-правовой базы в рамках СНГ темпами ратификации договоров и соглашений России. Установление нормативных сроков для этих процедур МИД считает нецелесообразным: "было бы нелогичным для суверенного государства лишать себя свободы маневра в таком важнейшем деле, каким является ратификация".
О временном применении договоров: единственная норма о сроках внесения договоров на ратификацию содержится в статье 23 закона "О международных договорах". Временно применяемые договоры должны вноситься на ратификацию в течение 6 месяцев с момента начала временного применения. Таких договоров порядка 70-ти (1% от общего числа действующих договоров, участниками которых является Россия), порядка 30-ти из них подлежат ратификации.
В связи с приостановлением ДОВСЕ Лавров напомнил, что в предыдущий раз Россия прибегала к такому шагу аж в 1870 году при канцлере Горчакове, когда она отказалась от дискриминационных положений Парижского трактата, навязанного ей по итогам Крымской войны.
Валентина Петренко и Зинаида Драгункина, "не сговариваясь", использовали время, выделенное для вопросов, чтобы поблагодарить министра за то, что интересы России отстаиваются сегодня как никогда" и за "ту миссию", которую он "несет по жизни". Еще на 31 вопрос Лавров ответил письменно и заранее.
Василий Лихачев из Комитета по международным делам рассказал в своем содокладе, что у правительства есть график внесения договоров на ратификацию, который оно не выполняет. Из 50 проектов, предназначенных к ратификации в 2007 году, уже 11 перенесли на 2008 год из-за затягивания процедуры межведомственных согласований и нарушения сроков предоставления ведомствами договоров в правительство.
Вадим Густов, председатель Комитета по делам СНГ, сказал, что межведомственные согласования нередко длятся от 3 до 7 лет, это касается многих важных соглашений по социальным вопросам, например - о бесплатном проезде ветеранов по железной дороге раз в год. Он призвал регламентировать подготовку договоров к ратификации на уровне правительства.
Постановления по этому пункту повестки дня палата принимать не стала.

Инициативы: против мигалок и алиментщиков

Совет Федерации проголосовал за две законодательных инициативы.
Поправка к Семейному кодексу, доложенная Ларисой Пономарёвой, уже внесена в Думу верхней палатой и числится в базах данных под номером 239953-4, и предусматривает неустойку 0,1% в день с уклоняющихся алиментщиков. На нынешнем заседании, по согласованию с профильным комитетом Думы, Совет Федерации подправил её текст: предполагаемый размер неустойки повышен с 0,1 до 0,5%, но установлено, что по решению суда он может быть уменьшен в связи с личными обстоятельствами.
Поправка к закону "О безопасности дорожного движения" и Кодексу об администритивных правонарушениях, была изложена Валентином Завадниковым в максимально внятном виде: "с мигалками могут ездить только те, кому это положено по закону".

Это ж как же ж повысились цены...

Постановление "О ценовой ситуации на рынках продовольственных товаров", принятое за основу на прошлом заседании СФ, актуальности не утратило. Палата констатирует, что за сентябрь и октябрь 2007 года цены на отдельные продовольственные товары повысились на 10-60%. И обращается к правительству с предложением принять меры, разрабобтать комплекс мероприятий и ускорить принятие решений, а также - разработать проекты закона о ценах и ценообразовании и закона о торговой деятельности. Уважив Аграрный комитет, палата добавила к этому перечню закон о продовольственной безопасности, хотя бюджетный комитет предлагал ее отклонить.
Кроме того, голосовалась поправка Рыжкова - Межевича - Глухих, предлагающая правительству внести в Думу закон об уполномоченном федеральном органе по выработке основ ценовой политики в РФ. Докладчик - зампред бюджетного комитета Владимир Петров - объяснял, что создание и упразднение федеральных органов исполнительной власти относится к ведению президента, а не правительства и не законодателей. Однако Сергей Миронов сказал, что с поправкой согласен ("если мы и не по адресу обращаемся - мы же по сути предлагаем!") и вынес её на голосование, в результате которого она была принята 106 голосами при 10 против и 4 воздержавшихся. Результат голосования по постановлению в целом - 127:2:1.

Выборы третьего президента России назначат 26-го ноября

Палата приняла поправку к 164-й статье своего Регламента, вытекающую из действующего выборного законодательства. Поправка гласит, что президентские выборы назначаются не на второе, а на первое воскресенье месяца, если второе воскресенье окажется праздничным, предпраздничным, послепраздничным днем либо будет в установленном порядке объявлено рабочим днем.
Докладчик Николай Тулаев затруднился ответить на вопрос Вячеслава Новикова о предельных датах принятия решения о назначении выборов в этом году (по нашимм подсчетам - 21 ноября - 1 декабря), но ему на помощь пришел Сергей Миронов, обнародовавший новость, которую он, по собственному признанию, хотел объявить лишь 23 числа: он планирует созвать в понедельник 26 ноября внеочередное заседание с единственным вопросом - о назначении выборов президента.
Напомним, что официальным днем старта кампании будет тот день, когда это постановление опубликует "Российская газета".

Ближайшие перспективы

На следующем, 213-м заседании, намеченном на пятницу 23 октября, в рамках правительственного часа о мерах по развитию российской культуры доложит министр Соколов.
 
« 59-е заседание ЦИК: Прозрение демократа. Наблюдатели ОБСЕ сами себя высекли   60-е заседание ЦИК: С самоотводами покончено »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ