17 декабря в московском киноконцертном зале Измайлово прошел X (XIII, если отсчитывать от создания одноименного избирательного блока в 1999 году) съезд СПС. Партия собралась, чтобы подвести итоги выборов в Государственную Думу, на которых она официально получила 0,96% (а неофициально – непонятно сколько, но явно не очень много), и сделать выводы.
Главным событием съезда стало появление на нём обычного члена Федерального политсовета Анатолия Борисовича Чубайса. Несмотря на то, что первым лицом в партии официально является Никита Белых, а наиболее публичным персонажем – Борис Немцов, СПС продолжает оставаться «партией Чубайса», и это хорошо видно по реакции на этого человека абсолютно всех партийцев, гостей съезда и журналистов.
Анатолий Чубайс приехал на съезд с утра, был мрачен. Сидя в первом ряду, рядом с Борисом Немцовым, он имел возможность выслушать кокетливо покаянную речь Белых, парочку анекдотов от находившегося в блестящей форме Владимира Буковского и поздравления с победой (моральной) от Валерии Новодворской. Общее легкомысленное настроение собравшихся его не удовлетворило. Своё выступление он начал с того, что возразил Валерии Ильиничне: «Мы не победили, мы проиграли. Мы проиграли во второй раз… Второе поражение подряд – это во много раз хуже, чем просто поражение. Возможно, поэтому я здесь».
По мнению Анатолия Чубайса, несмотря на то, что партия провела кампанию не идеально, её результат от действий партии не зависел. Он отметил, тем не менее, что партия вела себя пассивно и то, что она резко изменила характер агитации в начале октября, стало ответом на «политическое решение, в результате которого у "Единой России" появился национальный лидер». Чубайс признал: «Мы не могли говорить избирателям, что мы полностью одобряем Владимира Владимировича Путина, но партию Путина мы ненавидим – для этого нужно обладать политической квалификацией, которой у нас нету… Мы – не "Единая Россия", мы другая партия, мы не согласны с "Единой Россией" и её новым лидером. Точка». В этот момент его речь была прервана аплодисментами.
Судя по выступлению главы предвыборного штаба президента Ельцина, его неприятно поразила прозвучавшая из уст президента Путина характеристика 90-х годов. «Я подумал, хорошо, что этого не слышат Борис Николаевич, Анатолий Собчак, Миша Маневич и многие другие люди, которые отдали свою жизнь за то, чтобы не дать стране свалиться в гражданскую войну, заложили основы её экономического и государственного могущества и в конце концов отдали страну в руки ныне действующей власти,» - сказал Чубайс с неожиданной для него эмоциональностью. И добавил: «Они не слышат. Хотя кто знает…»
После этого поражённая аудитория услышала от председателя РАО «ЕЭС России» следующее «китайское предупреждение» по адресу неназванного лица: «Если ты плюёшь в своего предшественника, будь готов к тому, что рано или поздно то же самое по отношению к тебе сделает твой преемник».
На этой высокой ноте Чубайс оставил большую политику и перешёл к маленькой, то есть к судьбе партии СПС. Он считает, что обе возникшие в последнее время радикальные идеи – самороспуска и превращения в радикальную уличную оппозицию – глубоко неправильны. «Главное, что надо делать – это не спешить,» - рекомендовал он руководству партии и лидерам её региональных отделений.
Он предложил СПС заняться основательным анализом причин, по которым партия не нашла дороги к избирателям, и завершить этот анализ к июлю 2008 года. Две задачи, поставленные Чубайсом перед партией – это «сберечь партию и выдвинуть качественно новую стратегию».
На отставку председателя ФПС Никиты Белых и всего состава политсовета, с которой началось собрание, Чубайс отреагировал краткой репликой: «Не время, нам необходимо сохранить работоспособную команду».
Проблему выдвижения партией (впервые в жизни) президентского кандидата на мартовских выборах Чубайс считает менее важной, чем проблему сбережения партии и переоценки значения 90-х в истории России. Он вяло сказал, что вполне согласен с идеей выдвинуть Бориса Немцова и будет поддерживать это решение.
Свою выдержанную в суровом стиле речь Чубайс закончил призывом «не обижаться, с улыбкой сжать зубы и двигаться вперёд». Это предложение было встречено овацией.
После того, как человек с репутацией самого сильного кризисного менеджера страны расставил все точки над «i», партии осталось только выполнить его указания. Побив себя в грудь, Никита Белых согласился вновь баллотироваться в политсовет, а затем и в его председатели, скромно заявив, что он лучше чем кто бы то ни было готов для этой функции.
Борис Немцов был благополучно выдвинут кандидатом в президенты (за – 114, против – 23 при тайном голосовании бюллетенями) с полномочиями вести переговоры с кем угодно, несмотря на то, что против участия партии в президентских выборах возражала Маша Гайдар. Беззаветно любящая СПС Валерия Новодворская сказала по этому поводу: «Мы признАем президентом Бориса Немцова независимо от количества голосов».
Как известно любителям партии СПС, в её руководстве есть два человека, вызывающие острые эмоции партийных масс: это единственный заместитель Белых Леонид Гозман и глава избирательного штаба партии Антон Баков. Инфернальность Гозмана связана с тем, что он – член правления РАО «ЕЭС России» и архитектор «вертикали власти» внутри СПС. Баков же знаменит своей «сеткой», которая, как считают многие регионалы, стала инструментом отсечения партийных активистов от избирательной кампании и кассы. Один из умученных от Бакова поведал сочувствующе аудитории, что «сетка» в его регионе «оставила за собой выжженную землю». Еще один пострадавший – костромич Николай Сорокин, которого политсовет на время думской кампании на всякий случай исключил из партии «за то, что он хотел предупредить о бесчинствах сетки в Костромской области», сказал, что Бакову, конечно, верит, тот денег не крал, наверное они просто усохли. Однако в том, что газеты, числившиеся по смете, но так и не появившиеся в почтовых ящиках костромичей, вытащил из ящиков лично Сурков, Сорокин всё же сомневается.
Несмотря на то, что лидеры партии высоко оценили вклад Бакова в предвыборную кампанию и разъяснили, что в провале «сетки» виноват не он, а Путин, инициировавший своими заявлениями о партии олигархического реванша беспрецедентное давление на несчастных бригадиров и агитаторов (в основном – бюджетников), Баков всё же решил не выдвигаться в новый состав ФПС и взял самоотвод.
Новый состав ФПС был расширен с 24 до 34 человек, при этом в нём сохранились почти все нелюбимые региональными массами московские аппаратчики, несмотря на то, что работа аппарата подвергалась очень резкой критике. В связи с этим член ФПС Александра Манжикова сказала, что партию настиг закон Кармы: «Мы частично проиграли кампанию, ещё не войдя в неё. Мне стыдно за товарищей, которые были вынуждены уйти из партии», - заявила она. С точки зрения Манжиковой, внутри СПС, партии, которая резко критикует путинскую «вертикаль власти», есть ещё более жёсткая вертикаль. Это аппарат партии. Манжикову возмущает то, что перед каждым голосованием работники аппарата обрабатывают делегатов и объясняют им, как голосовать. Её выступление было встречено бурными аплодисментами, но на результатах голосований не повлияло. Например, предложение избирать председателя ФПС и его зама раздельно, а не в тандеме, получило то ли 17, то ли 25 голосов (Счетная комиссия упорно отказывалась сообщать результаты) из 147 делегатов.
Отдельного упоминания заслуживает лексикон Анатолия Ермолина, автора «Креативного капитала». На сей раз он подарил русскому языку и партии СПС прекрасные термины: «функционал ухаживания за живым избирателем» как основной способ партийной работы и «инкубаторы для граждан», в которые должны превратиться местные отделения СПС. Хорошо, что Чубайс этого уже не слышал.
Василий Кошкин
Штрихи к портрету съезда
Прессу на съезд СПС как всегда пропускали через отдельную дверь – без металлодетекторов. Вместе с тоненькой по масштабам СПС синей папкой я получил на раздаче аккуратно сверстанный проект решения за подписями председателя съезда Н.Ю.Белых и секретаря съезда В.Ю.Некрутенко, начинающийся со слов «Утвердить предложения делегатов съезда по замене наименования партии «Союз правых сил» на новое наименование «Конституционно-демократическая партия России».
«– Это официальный проект или инициативный», - удивился я. «– Инициативный. И плохой», – ответил мне голос, который ни с чьим не перепутаешь. Это была Валерия Ильинична Новодворская. «– Почему Вас не было на предыдущем съезде?» – поинтересовался я. «– Потому что не надо было снимать Рыжкова и Ясина из первой тройки. Тогда нельзя было разглашать, сейчас можно». «– А я-то думал – из-за баковского уклона влево», – признался я. «– Никакого уклона влево не было, - ответила правозащитница, –мы должны были объяснить пенсионерам, что при капитализме их пенсия будет больше». Просто распространители плохо сработали, и некоторые газеты попали не по адресу – они не на нас с Вами рассчитаны, – польстила мне Новодворская.
Когда же в буфете в сопровождении верного оруженосца Андрея Трапезникова появился Анатолий Чубайс, прогулявший три предшествующих съезда, стало понятно, что нынешний съезд будет судьбоносным. В голове промелькнуло несколько потенциальных названий для репортажа, самым подходящим из которых было «Карлсон вернулся».
Делегаты с мест настаивали, чтобы в политсовете были шире представлены регионы. Большинством голосов решили расширить ФПС с 24 до 33 человек, но при жестком рейтинговом голосовании (каждый имел право отметить не более 33 из 59 кандидатов) трое получили одинаковый результат (32-е - 34-е места) и договорились считать избранными 34 члена ФПС.
Немцов, Баков, Чубайс
Зал полон
Гимн имени Глинки
Маша и Шнейдер
Бюллетень по выдвижению Немцова
Бюллетень по выборам политсовета
Бюллетень по выборам Ревизионной комиссии
Бюллетень по выборам председателя и зама
СОСТАВ РУКОВОДСТВА СПС, ИЗБРАННОГО НА X(XIII) СЪЕЗДЕ 17 ДЕКАБРЯ 2007:
а) Федеральный политсовет (34 человека, в порядке убывания голосов):
Немцов Борис Ефимович - 126, Белых Никита Юрьевич - 116, Чубайс Анатолий Борисович - 113, Нечаев Андрей Алексеевич - 99, Гозман Леонид Яковлевич - 92, Таскаев Дмитрий Владимирович - 87, Гайдар Мария Егоровна - 80, Мяки Артур Элденович - 79, Бялко Александр Андреевич - 75, Кара-Мурза Алексей Алексеевич - 75, Надеждин Борис Борисович - 73, Некрутенко Виктор Юрьевич - 72, Башкин Александр Давыдович - 71, Воробьёв Эдуард Аркадьевич - ?, Оболенец Борис Андреевич - 68, Перехватова Александра Викторовна - 68, Ермолин Анатолий Александрович - 64, Наумов Олег Георгиевич - 63, Луковцев Фёдор Юрьевич - 56, Манжикова Наталья Сергеевна - ?, Некипелов Андрей Валентинович - ?, Кара-Мурза Владимир Владимирович - 54, Ефимкин Николай Александрович - ?, Морозов Николай Александрович - 50, Иванов Сергей Валерьевич - 49, Колесов Сергей Геннадьевич - 47, Корзун Вера Владимировна - 44, Бакунин Валерий Николаевич - 41, Королёв Владислав Владимирович - 38, Шагиахметов Дмитрий Маратович - 37, Гинзбург Соломон Израилевич - 36, Гилязитдинов Вячеслав Африкович - 35, Мищенко Наталья Алексеевна - 35, Щерчков Сергей Владимирович - 35.
Не прошли: Бездетко Юрий Иванович, Брусникин Николай Юрьевич, Вишнепольский Вячеслав Морисович, Власов Николай Викторович, Гвоздев Анатолий Викторович, Драгунский Денис Викторович, Ибрагимов Руфиль Равилович, Кабанов Андрей Юрьевич, Кадохов Аркадий Кириллович, Локтев Михаил Леонидович, Малышева Елена Николаевна, Небальзин Владимир Павлович, Орехов Владимир Александрович, Петровская Екатерина Ивановна, Салангин Николай Павлович, Сахаров Сергей Владимирович, Сечкин Александр Анатольевич, Скутин Виктор Александрович, Сорокин Николай Александрович, Тарасов Сергей Александрович, Хабичева Асият Ахияевна, Хвостанцев Михаил Аркадьевич, Шаргатова Зоя Ивановна, Шахмурзов Анзор Марксович, Ширшов Владимир Ильич.
Взяли самоотвод: Баков Антон Алексеевич, Таркаев Александр Никитич.
В прежнем составе ФПС было 24 человека. Из них в новый состав не баллотировались Баков Антон Алексеевич, Минц Борис Иосифович, Шубин Александр Валентинович (перешел на работу в администрацию президента), Ясин Евгений Григорьевич (избран в Общественную палату); баллотировался, но не прошёл: Брусникин Николай Юрьевич.
б) Ревизионная комиссия (7 человек, в порядке убывания голосов):
Гусева Елена Борисовна - 85, Прохоров Вадим Юрьевич - 79, Казаков - Сергей Владимирович - 59, Абакумов Владимир Евгеньевич - 54, Фомушкин Фёдор Аркадьевич - 49, Котов Валерий Владимирович - 47, Спиридонов Евгений Вячеславович - 46.
в) Председатель и заместитель Председателя ФПС:
Белых Никита Юрьевич, Гозман Леонид Яковлевич (выдвинуты на ФПС 32 голосами при 2 против, избраны съездом 84 голосами при 21 против и 1 недействительном бюллетене).
г) Ответственный секретарь ФПС:
Некрутенко Виктор Юрьевич (избран Федеральным политсоветом)
д) Президиум ФПС:
Будет избран в ближайшие дни, а может - недели.
В прежний состав входили Н.Ю.Белых (председатель ФПС), Л.Я.Гозман (зампред ФПС, секретарь по идеологии), А.А.Баков (секретарь по электоральной работе), Б.Б.Надеждин (секретарь по правовым вопросам), В.Ю.Некрутенко (ответственный секретарь). Все кроме Бакова - члены нового ФПС. Несколько делегатов с мест настойчиво требовали избрать в Президиум А.А.Нечаева.
|