16 марта в СМИ прошло сообщение о том, что в районе железнодорожной
станции "Автово" экологами природозащитной организации "Белона" были
обнаружены два железнодорожных состава с радиоактивными отходами. За
комментарием я обратился к одному из сотрудников "Белоны", координатору
публичных акций зелёных Рашиду Алимову. Л.П.: Рашид, скажите каким образом вы получили информацию об этих составах?
А.Р.:
Наши коллеги из Германии следили за передвижением радиоактивного груза,
вывезенного из порта Роттердам. На пути следования груза в
Санкт-Петербург и другие европейские коллеги били тревогу. В среду 12
марта в четыре утра груз прибыл в порт Кронштадт, к десяти вечера этого
же дня радиоактивные отходы были перевезены в порт Санкт-Петербурга.
Один из активистов нашей организации сообщил, что на выходных из ворот
порта выехали два состава, гружёные отходами с урана в количестве 1000
тонн. Л.П.: Какова дальнейшая судьба этих отходов?
А.Р.:
Далее эти отходы развозятся по стране на четыре предприятия, из них
вырабатывают уран, составляющий 10% от общей массы, а остальные 90%,
это около 700.000 тонн на сегодняшний день, лежат под открытым небом. Л.П.: Представляют ли эти отходы опасность на пути их транспортировки?
А.Р.:
Безусловно, существует высокий риск транспортных аварий. А попадание в
воздух радиоактивных отходов в радиусе 32 километров может привести к
летальному исходу для всего живого. Также представляет особую опасность
свободный доступ и отсутствие охраны железнодорожных составов. Л.П.: При наличии такого числа недостатков и опасностей,
возникающих при транспортировке, зачем этот бизнес необходим Российской
Федерации? А.Р.: Бизнес действительно малоприбыльный для бюджета
страны. К примеру Германия получает за килограмм отходов 5-25 евро, а
Россия 22 рубля. Поэтому существуют серьёзные подозрения на предмет
того, что большая часть денег с таких сделок оседает в карманах
отдельных чиновников. Недавний пример с Е.Адамовым, получившим 5,5 лет
тюремного заключения лишь упрочил подозрения о коррупции в атомном
секторе. Мы направили письмо в "Росатом" его директору С.Кириенко,
который пообещал с 2009 по 2014г. приостановить окончательно все
сделки, связанные с переработкой радиоактивных отходов. Но мы тебуем
немедленного разрыва всех контрактов.
|