|
|
Наш ответ Чемберлену |
|
|
16:01:2008 г. |
В понедельник, 14 января, российский МИД предъявил Великобритании
ноту протеста в связи с деятельностью Британского совета в России.
Москва обвинила Лондон в преднамеренной провокации и отказалась
выдавать визы сотрудникам генконсульств Великобритании в Петербурге и
Екатеринбурге, где продолжают работу отделения Британского совета. 12 декабря российский МИД объявил о прекращении
деятельности региональных отделений Британского совета, за исключением
московского офиса. В министерстве заявили, что для работы Совета
отсутствуют правовые основания, так как отсутствует двустороннее
соглашение о культурных центрах. Его принятие, по заверениям
представителей МИД, было отложено из-за "предпринятых британской
стороной в июле этого года недружественных действий в отношении
Российской Федерации, сопровождавшихся введением целого набора
дискриминационных мер". Все отделения кроме московского офиса должны были закрыться с 1 января, однако возобновили работу после новогодних праздников.
15
января министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обвинил Великобританию
в провокационном поведении, направленном на нагнетание напряженности в
двусторонних отношениях. Также он добавил, что действия России в
отношении Британского совета полностью соответствуют законодательству. Проблемы с деятельностью Британского Совета на территории
РФ возникают не в первый раз. Это происходит каждый раз, как только в
отношениях между Москвой и Лондоном появляется ощутимая напряженность.
Впервые проблемы начались аж в 2004 году, после того, как
Великобритания предоставила политическое убежище Борису Березовскому.
Официально тогда Совет обвинялся в ведении незаконной коммерческой
деятельности. Российской стороной был выставлен ультиматум, по которому
Британский Совет либо закрывает свои отделения на Российской
территории, либо предоставляет полную финансовую отчетность об их
деятельности. Британская сторона пошла на второй вариант, однако была
вынуждена закрыть часть своих отделений в российских регионах. В тот
момент действия Москвы можно было трактовать как обозначение своего
недовольства предоставлением политического убежища "главному врагу
Путина" а так же предупредить о риске ухудшения двухсторонних
отношений. Во второй раз значительному давлению Британский Совет в
Росси подвергся в 2006 году. Тогда шла активная кампания по ужесточению
законодательства, регулирующего деятельность НКО. У российских властей
была явная необходимость обосновать своё желание более жестко
контролировать связи отечественных общественников и иностранцев. Это
было с легкостью сделано при помощи бурно разросшегося шпионского
"романа с камнем", на который по версии спецслужб сотрудник британского
посольства скидывал секретную информацию. Этот сотрудник, Марк Доу,
который так же был связан с деятельностью Британского Совета, был
обвинен кроме всего прочего еще и в финансировании ряда российских
общественных организаций (например, Московской хельсинской Группы).
Закон о НКО в итоге был принят, а скандал аккуратно замят. Третья волна "наездов" на Британский Совет в России
случился аккурат после отклонения российской стороной требования
Великобритании выдать в руки ее правосудия гражданина РФ А. Лугового (с
декабря 2007 года - депутат ГД РФ от партии ЛДПР), которого Лондонская
прокуратура обвиняет в убийстве Александра Литвиненко. С середины лета 2007 года российско-британские отношения
взяли курс на стремительное ухудшение. Англичане честно пытались
показать суть дела чисто как уголовное, Москва же упорно, на самом
высоком уровне продолжала предавать делу убийства Литвиненко яркий
политический окрас. Дальше - больше. После отказа Генпрокуратуры в выдаче
Лугового, англофобских заявлений ряда высокопоставленных российских
политиков, а в особенности после спешного включения обвиняемого по
тяжкому уголовному преступлению на походное место в предвыборный список
ЛДПР, МИД Великобритании пригрозил свернуть сотрудничество с Россией по
целому ряду важных направлений, появились сообщения о возможном вводе
визового ограничения для российских чиновников. Нынешняя ситуация с Британским Советом в России -
лакмусовая бумажка, наглядно показывающая глубину напряженности в
отношениях между двумя государствами. А картина такая. В российском МИД послу Великобритании
Э.Брентону в понедельник заявили, что против отделений Британского
Совета готовится ряд мер административного и правового воздействия, а
так же будет прекращена выдача виз сотрудникам, направляющимся на
работу в генконсульства в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге для
обеспечения деятельности культурного института, и продление
аккредитации нынешним работникам . Британская же сторона абсолютно
уверена в своей правоте, ссылаясь на договор о культурном и
научно-техническом сотрудничестве, заключенный в 1994 году, и не
собирается сворачивать деятельность отделений Британского Совета. Особенно в этой ситуации умиляет рвение региональных
властей, четко уловивших англофобские настроения Москвы. Например, 15
января прокуратура Чечни направила в Верховный суд республики заявление
о ликвидации грозненского представительства британской некоммерческой
организации "Центр миротворчества и общественного развития", его
обвиняют в нарушении налогового законодательства и правил аккредитации.
А вот прокуратура Орловской области проводит проверку по факту
перепечатки орловской газетой "Красная строка" статьи московского
корреспондента известной британской газеты "Гардиан" ("Guardian") под
названием "Путин, кремлевская борьба силовиков и 40-миллиардное
состояние". Я уверен, что это не последние эпизоды в ситуации нынешнего
резкого ухудшения российско-британских отношений. Отечественная
чиновничья машина четко взяла курс на продолжение и углубление
конфронтации, а учитывая неповоротливость этой махины, трудно ожидать
быстрого завершения эпопеи и отсутствия "перегибов на местах". Ока
итогом остается лишь то, что если до недавнего времени вопрос о
деятельности Британского Совета на территории России носил лишь
второстепенный характер, то теперь он выходит на центральное место
двусторонних отношений. Изо всей этой ситуации Москва, по моему мнению, ни при каком раскладе, не сможет выйти победителем. И вот почему.
Если
российское руководство попробует свернуть деятельность отделений
Британского Совета привычным для неё методом воздействия со стороны
силовых структур, то окончательно испортит отношения с западом в целом
и с Великобританией в частности. Подобное развитие событий может крайне
негативно отразится на работе россиян за рубежом. Ведь ни для кого не
секрет, что значительные средства российского бизнеса вложены именно в
Великобритании, и это далеко не только "Челси" Абрамовича. Плюс ко
всему, для многих отечественных бизнесменов и чиновников вопросом
престижа стоит получение образования их чадами в престижных иностранных
ВУЗах, в том числе в английских. Если же скандал будет свернут или замят российской
стороной, то это крайне негативно отразится на внутреннем имидже
доморощенных "суверенных демократов", чего ни в коем случае нельзя
допустить перед выборами президента РФ, особенно учитывая популярность
антизападных настроений в российском обществе (добавлю что эти
настроения активно подпитываются телевидением при освещении нынешнего
скандала). Остается верить, что курс на улучшение отношений с
Великобританией будет оставлен в наследство "прозападному" преемнику
Дмитрию Медведеву. Должны же быть и у него какие-то заранее
спланированные победы в арсенале первых месяцев президентского
правления.
|
|
|
|
|
|