|
|
А есть ли рынок? |
|
|
20:01:2008 г. |
С конца августа 2007 года в России цены на "социально значимые"
продукты питания выросли на 10-50%. Причиной такого роста был назван
рост общемировых цен на продовольствие. Если разобраться, то влияние на
внутренние цены в стране мировой рынок оказывает гораздо меньше, чем об
этом заявляют власти. Основной экспорт России - это нефть, газ и зерно.
Причем объем экспорта зерна в основном зависит от погоды в районах его
произрастания. Импортируем же мы практически все остальные продукты. То
есть мы фактически зависим от мировых цен на продовольствие. Вот только
темпы роста цен внутри страны в 3 и более раз превышают общемировые и,
в частности, европейские. Значит проблема не вне страны, а внутри. А что происходит внутри? Покупательная способность граждан
страны растет медленными темпами, а производительность в сельском
хозяйстве и производстве промышленной продукции вообще не растет. Что
приводит к частичному дефициту продуктов и товаров народного
потребления, а в дальнейшем может стать еще более ощутимой. Качество
продукции практически не меняется. Удорожание рубля приводит к
сокращению экспорта продукции перерабатывающей промышленности. Импорт
растет, причем достигает по некоторым группам товаров угрожающих
продовольственной безопасности страны объемов. На этом фоне растут
процентные ставки по кредитам для сельских производителей и
транспортные расходы. Тенденция быстрого роста цен была замечена правительством в
ноябре, в разгар думской предвыборной кампании, что грозило не только
низкой явкой на выборах, но и не довольство людей. Вот только к тому
времени цены уже выросли в среднем на 10-20%. Сразу было заявлено о начале проверок со стороны ФАС
крупных торговых сетей и производителей продуктов питания.
Дополнительно было заявлено об увеличении экспортных пошлин на зерно и
растительные масла. В качестве борьбы с недоступностью некоторых
продуктов стали доплачивать не защищенным слоям населения. Пока шли
проверки цены продолжали расти. В правительстве поняли, что надо
действовать более решительно - как с бензином. И правительство
заговорило о "заморозке" цен на некоторые группы товаров. Только
возникает вопрос: а насколько эффективны такие действия? Цены в стране заморожены до 31 января 2008 года, но
прогнозировать их дальнейшее поведение никто не берется. А. Кудрин
заявляет, что цены будут расти плавно. Но за это время производство не
увеличиться, а вывозные пошлины вырастут тоже с 1 февраля. Причем
эксперты уверены, что до конца января удастся вывезти 12,5 млн. тонн
зерна, а это практически весь экспортный потенциал страны. Вывоз
осуществляется так же на транзитные территории, чтобы успеть вывезти
зерно до вступления пошлин в силу. Ясно, что повышение пошлин на зерно
повлияет на цены только на зерно нового урожая, а это осень 2008 года.
Значит, цены опять могут подскочить, потому что их ничто сдерживать не
будет. На высокие цены может повлиять упавшая покупательная способность
граждан, но это произойдет не раньше мая-июня из-за неповоротливости
экономики страны в целом и продавцов в частности. Сейчас в стране спрос растет медленными темпами, структура
потребления не меняется. Охват потребителей крупными розничными сетями,
между которыми конкуренция очень слабая или вообще отсутствует, все
больше. Таким образом, предложение фактически ограничено и не может
способствовать снижению или стабилизации цен, что признала даже ФАС.
ФАС, которая должно заботиться о высокой конкуренции, как главного
двигателя экономики. Возникает вопрос, а есть ли рынок в России вообще?
Назревает ответ - нет. Так называемые рыночные рычаги управления экономикой не
дают правительству никакой возможности влиять на цены. В рыночной
экономике цена зависит от соотношения спроса и предложения. Значит,
правительство могло повлиять на предложение и таким образом понизить
цены. Причем это влияние может заключаться в усилении конкуренции среди
производителей и продавцов, но ее практически нет. Конкуренция сильна, если доступ к граждан к ресурсам не
ограничен, то есть без проблем можно найти дешевый кредит, юридически
оформить собственное производство, при возможности получить налоговые
льготы без дополнительных затрат, нанять квалифицированных работников,
наличие разнообразных рынков сбыта продукции. Сейчас государство получает сверх прибыли от экспорта нефти
и газа. Эти доходы в основном уходят в копилку, которая находится не
внутри страны, значит, эти деньги не работают в стране. В последнее
время правительство решило вкладывать их в инфраструктуру, но такой ход
целесообразен только при наличии здоровой рыночной экономики и среднего
класса. Лучше сейчас эти деньги использовать для освобождения большой
части предпринимателей от непосильных налогов, выдавать бесплатные
ссуды и ограничить влияние надзорных органов на малый и средний бизнес.
Ходят слухи, что в скором времени НДС будет заменен на налог
с продаж, хотя такие действия вряд ли существенно повлияют на развитие
рынка. В правительстве, скорее всего, понимают, что нужно проводить
структурные реформы в расходах государства, но есть ли на это воля. Д.
Медведев заявил, что в стране переизбыток экономистов и юристов, но по
элементарным подсчетам для управления во всех сферах жизни страны
необходимо, по меньшей мере, 10 млн. управленцев. Единственным выходом в сложившейся ситуации остается
развивать рынок, но это надо было делать гораздо раньше. Возможно
удалось бы избежать многих нынешних проблем в стране и решить основные
проблемы государства.
|
|
|
|
|
|