СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Чуровские курсы. Урок первый  
16:12:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Чуровские курсы. Урок первый Печать E-mail
05:09:2008 г.
      4 сентября состоялось первое занятие школы для журналистов, организованной при Центризбиркоме России (официально – «очно-дистанционное обучение представителей СМИ по вопросам информационного сопровождения выборов»). Прекрасно понимаю тех коллег по ЦИКовской журналистике, которые изнеженно привыкли приезжать к 11 часам и не смогли заставить себя встать спозаранку и прибыть в ЦИК к девяти утра. Тем 14-ти, которые добрались, было трудно перебороть сон, и они временами клевали носом. Майя Гришина заметила по этому поводу, что вместо минералки надо было поставить на столы кофе, и как же она была права!
      По данным организаторов, на курсах дистанционно присутствовали посредством телемостов около 1000 журналистов, собравшихся в 77 региональных избиркомах. Были ли они столь же сонливыми, точно сказать не могу, потому что видеоэкран работал в одну сторону: показывал выступающих лекторов и, временами, нас.
      Сегодняшние лекторы к занятиям подготовились тщательно, о чем свидетельствует тот факт, что продолжительность их выступлений с точностью до минуты соответствовала расписанию.
      Думаю, что почти все, кто добрался этим утром до ЦИКа, да и большинство тех, кто не поленится внимательно прочитать этот репортаж, не раз листали избирательное законодательство, и материал лекций показался бы им знакомым. Другое дело, что сегодняшние докладчики по-другому структурировали материал: не юридическим, а академическим способом, что заметно облегчало восприятие.
      Мероприятие открыл получасовым выступлением председатель ЦИК Владимир Чуров. Он отметил, что журналистам, пишущим о выборах, чтобы работать качественно, надо знать помимо избирательного права законодательство в сфере местного самоуправления, в области госзаказа, знать математику, основы общественных связей, обладать начатками знаний в области массовых коммуникаций, владеть иностранными языками. Остановившись ненадолго на параметрах и масштабах предстоящих 12 октября выборов различных уровней, Чуров перешёл к теории.
      Избирательная система в широком смысле, как объяснил председатель ЦИК – это система общественных отношений, связанных с выборами. В узком – способ интерпретации итогов голосования, определения, кто их кандидатов избран. Система в узком смысле чаще всего бывает мажоритарная, пропорциональная или смешанная. Мажоритарная подразделяется на систему относительного, абсолютного (более 50%) и квалифицированного (фиксированный процент голосов) большинства. Рассказав, где и какая система будет применяться на октябрьских выборах, Чуров напомнил, что в выборах местного самоуправления согласно международным соглашениям России смогут участвовать граждане четырёх братских стран СНГ (два года назад в списке было 5 стран - Белоруссия, Казахстан, Армения, Туркменистан и Киргизия, кто выбыл – не знаю). Закончил лекцию Чуров следующей максимой: «Живи так, как будто ты умрёшь завтра, и учись так, как будто будешь жить вечно».
      Секретарь ЦИК Николай Конкин свою получасовую лекцию посвятил системе и иерархии избирательных комиссий, которых бывает 6 видов: Центральная избирательная комиссия, избиркомы субъектов РФ, избиркомы муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые комиссии. Муниципальные и территориальные комиссии – одного уровня, поэтому во избежание дублирования местные власти вправе возложить функции муниципальных комиссий на территориальные и наоборот. Откуда взялся такой паралеллизм, в своё время объяснял нам Александр Вешняков: местное самоуправление по Конституции отделено от государственной власти, и федеральные законоатели не имеют возможности лишить местных коллег права создавать самостоятельные выборные структуры, однако они стимулируют, в том числе рублём, добровольный отказ от создания муниципальных избиркомов путём возложения полномочий на ТИКи, вертикально подчинённые региональным избиркомам.
      С 10 до 11 часов Майя Гришина рассказывала журналистам о предвыборной агитации и информировании избирателей и об отличиях между этими двумя процессами, а также отвечала на вопросы.
      Слушательница курсов Мария Зайцева поинтересовалась, подпадают ли под запрет на участие иностранных граждан в агитации выступления иностранных «звёзд» на концертах в поддержку кандидатов, когда оные «звёзды» впрямую призывают голосовать за Иван Иваныча. «Абсолютно подпадают», – ответила Гришина. Петь и плясать им можно, а призывать к голосованию – нет.
      Наталья Рожкова из «Времени новостей» спросила, подпадают ли под понятие агитации призывы к неучастию в выборах. «Не подпадают», - ответила Гришина, хотя если противники участия от агитации переходят к воспрепятствованию кому-либо участвовать в выборах – это уже состав правонарушения.
      Александр Колесниченко («Новые известия») спросил об отличиях в статусе журналиста и наблюдателя на участке. Отличия есть: у наблюдателя прав больше, в том числе, например, право обжаловать в вышестоящий избирком действия и решения УИКа.
      Автор этого репортажа задал вопрос о статусе Интернет-СМИ. Дело в том, что в избирательных законах то ли редко, то ли вообще не встречается понятие «средства массовой информации». Там говорится об «организациях теле- и радиовещания» и «редакциях периодических печатных изданий», то есть фактически, нормы распространяются на закрытый перечень типов СМИ, среди которых Интернет-СМИ не упоминаются. Значит ли это, что Интернет-СМИ свободны от соблюдения ограничений, установленных законом, или эти нормы распространяются на них по аналогии? Из ответа Майи Гришиной следует, что Интернет-СМИ, зарегистрированные в качестве таковых, скорее, должны соблюдать нормы закона по аналогии, а к сайтам, которые не зарегистрированы в качестве СМИ, хотя позиционируют себя в качестве таковых, можно применять нормы закона, написанные для непериодической (не являющейся СМИ) печатной агитационной продукции.
      Отвечая на еще один вопрос, Майя Гришина пояснила, что редакция негосударственного СМИ вправе отказать кандудату в публикации агитационных материалов, то есть самостоятельно решать, с кем из кандидатов сотрудничать, с кем – нет. К этому добавим, что понятие государственных СМИ закон трактует широко, относя к ним все издания и компании, дотируемые из федерального и региональных бюджетов, вплоть до «МК» и «Вечерней Москвы».
      В следующий четверг, 11 сентября, перед журналистами выступят зам. начальника отдела федерального законодательства аппарата ЦИК Алексей Головин (законодательство и избирательный процесс: общие положения), члены ЦИК Нина Кулясова (учёт и списки избирателей) и Елена Дубровина (партии, избирательные объединения, самовыдвижение кандидатов), зампред ЦИК Станислав Вавилов (финансирование выборов).
 
« Форум НДСМ без скандалов   Реакция российских партий на признание независимости Абхазии и Южной Осетии »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ