СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Государственная Дума повышает управляемость выборов  
28:03:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Государственная Дума повышает управляемость выборов Печать E-mail
22:01:2009 г.
     В среду 21 января Государственная Дума приняла в разных чтениях два закона, направленных, по мнению их авторов и большинства депутатов, на совершенствование избирательной системы.
     Во втором чтении принят законопроект пермских законодателей, отменяющий денежный избирательный залог на выборах всех уровней. Теперь всем кандидатам, за исключением выдвинутых "льготниками" - четырьмя парламентскими партиями, придётся собирать подписи избирателей, что, как известно, очень трудно сделать с достаточной аккуратностью, а избиркомам, соответственно, весьма легко таким кандидатам в регистрации отказать - например, на основании мнения милицейских экспертов-почерковедов, которые способны сказать в лицо избирателю, подписавшемуся за кандидата: "не твоя это подпись, и всё тут".
     Закон был одобрен с редкостным единодушием - 410-ю из 450-ти депутатов при отсутствии против и воздержавшихся. Не очевидной была позиция коммунистов. Но если вспомнить, что многие из них изначально, когда залог только вводили в конце 90-х годов, выступали против него под лозунгом "выборы не должны быть соревнованием денежных мешков", а также что их партии как парламентской не придётся собирать подписи, то их голосование вполне объяснимо. Фактически закон будет распространяться только на две оставшихся в стране непарламентских партии - Яблоко и "Патриотов России" и на независимых кандидатов-одно(много)мандатников, а также на "Правое дело", если его, конечно, зарегистрируют. Документы "правых" поданы в Минюст 21 января, у властей есть 3 месяца на решение вопроса о регистрации партии плюс еще три - на регистрацию региональных отделений, так что партия даже к октябрьскому единому дню голосования может не успеть.
     Что же касается непартийных общественных объединений, наделенных ныне правом самостоятельного участия в муниципальных выборах, их судьбе был посвящен другой закон, принятый в тот же день в первом чтении.
     Законопроект, представляющий собой поправки к законам "О партиях" и "Об основных гарантиях...", носил гордый подзаголовок: "в части предоставления общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, права принимать участие в совместном с политической партией формировании списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований". Откликнувшись на высказанное Президентом Медведевым 5 ноября в Послании Федеральному Собранию пожелание расширить участие структур гражданского общества в формировании муниципальных советов, авторы законопроекта поступили следующим образом - по принципу, внятно сформулированному содокладчиком, депутатом-политологом Сергеем Марковым: раньше у общественных объединений было формальное право участвовать в муниципальных выборах, а теперь будет реальная возможность это делать. В переводе на русский это означает, что право выдвигать свои списки по пропорциональной системе у не-партий отбирают. Взамен им дают теоретическую возможность заключить договор о сотрудничестве с любой партией, или с несколькими сразу, и делегировать в партийные списки своих кандидатов (не более 15% от общей длины списка, но не менее чем одного кандидата - резать непартийных кандидатов на дробные части законодатели не хотят). Право выдвигать одно(много)мандатников за не-партиями остаётся.
     Авторы проекта - Сергей (Александрович) Попов (ЕР), Михаил Емельянов (СР), Павел Тараканов (ЛДПР) и снявший впоследствии свою подпись под законом подмосковный единоросс Александр Бурносов.
     Из приведённой статистики следует, что за 5 лет избирательного цикла 2003-2008 годов в 25 регионах было выдвинуто 50 (по данным Попова, а по данным Маркова - 18) не-партийных списков, из них только 5 списков в 4 регионах (Красноярский край, Тульская область, Дагестан, Приморье) прошли.
     В аргументации Сергея Маркова был и такой пассаж: криминальные и околокриминальнрые структуры под видом общественных организаций имеют возможность проникать во власть и разворовывать бюджеты. А если усилить контроль со стороны федеральных партийных структур, МСУ станет чище.
     Против закона выступили коммунисты, представленные Виктором Илюхиным, а также лично Владимир Жириновский (но не вся либ-дем фракция). Последний был как всегда эмоционален, рассказывал, как его партийцам выкрутили руки в Омске после того, как они победили на выборах в гордуму и провели своего спикера - 7 из 9 депутатов перетянули в ЕР и заменили спикера на единоросса. Вот так же и здесь - партиям подсылают "троянского коня" в виде групп сумасшедших, именующих себя общественниками - а всё для того, чтобы на местном уровне, где власть ненавидят, не прошла оппозиция. Авторы закона, по словам Жириновского, "стимулируют предательство". Возможно, он намекал и на соавтора закона, своего однопартийца Тараканова, пришедшего в список ЛДПР прямиком из "Идущих вместе", как считается - по "путёвке" Кремля.
     Депутат от ЕР Лев Серебров хвалился отношениями своей организации бывших воинов из горячих точек "Боевое братство" с "Единой Россией": у "Братства" в Думе 11 депутатов, в МСУ - 72 депутата и 37 глав администраций. Зачем при таких успехах менять закон, Серебров не объяснил.
     С аргуемнтами а-ля Марков выступил Олег Шеин (Справедливая Россия). Он назвал общественные организации "торпедами", которые внедряются на выборы вредителями-политтехнологами с целью производства чёрного пиара. Шеин подчеркнул своё согласие с Владимиром Вольфовичем в части того, что перевод МСУ на пропорциональную систему выборов необходим, и выразил уверенность, что после введения исключительного права партий выдвигать списки отпадут препятствия к принятию федерального закона, понуждающего местные представительные органы избираться по пропорционалке.
     Закон принят в первом чтении 351 голосом при 82 против и 1 воздержавшемся.
     Кроме того, Дума приняла в среду в последнем, третьем чтении закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Важным демократическим завоеванием является гарантированное законом (ст.8) право "пользователя информацией" не только "получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", но и "отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
 
« Александр Верховский и Алексей Навальный обсудили тему нацизма в России   Предвыборные плакаты вошли в историю »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ