СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow 251-е заседание СФ: «Узаконенное рейдерство»  
29:11:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

251-е заседание СФ: «Узаконенное рейдерство» Печать E-mail
26:07:2009 г.
     Очередное – и как тогда предполагалось, последнее в весеннюю сессию – заседание Совета Федерации прошло в субботу 18 июля. У комитетов утром и накануне вечером был аврал, поскольку надо было составить заключения по законам, принятым Думой в том числе в пятницу 17 июля.

     Кадры

     Совет Федерации признал полномочия Алексея Борисовича Пантелеева, который, не успев толком уйти с поста вице-губернатора Московской области (формально он в отпуске до 2 октября) заручился поддержкой Собрания депутатов Ненецкого АО, которое не стало назначать на новый срок своего прежнего представителя в СФ Фархада Ахмедова. Некоторые коллеги недоумевали, что такое «Орден Ивана Калиты», которым награждён Пантелеев – нет такой госнаграды в России (В.Фёдоров), докладчик по кадровым вопросам Николай Тулаев тоже не знал, что такая госнаграда существует в Московской области и назвал её «общественной».

     Заявление о 70-летии начала Второй мировой войны

     Докладчик по этому вопросу – председатель Международного комитета СФ Михаил Маргелов – начал с главного: кое-кто на Западе, в том числе в некоторых европейских странах, которые сами воевали на стороне Гитлера, пытается возложить на СССР равную с гитлеровской Германией ответственность за начало войны. Совет Федерации «решительно осуждает попытки тенденциозного толкования исторических фактов, используемого в качестве инструмента в сегодняшней борьбе за влияние в мире» - говорится в принятом на заседании двухстраничном заявлении.

     Реформа Конституционного Суда

     Месяц назад законодатели лишили Конституционный Суд права самостоятельно избирать себе председателя, зам и судью-секретаря, установив, что назначает их (точнее – председателя и двух замов) Совет Федерации по представлению Президента. Судья-секретарь Юрий Данилов намёк понял и, не дожидаясь 22 февраля 2010 года, когда истечёт егшо третий трёхлетниё срок нахождения в этой должности, подал в отставку, после чего КС с 1 июля упразднил этот пост.
     На должность второго (наряду с остающейся на посту до 10 апреля 2011 Ольгой Хохряковой) зампреда КС президент выдвинул судью Сергея Маврина, 1951 г.р., который преподавал ему трудовое право на юрфаке ЛГУ. Этого и следовало ожидать после того, как Маврин и другой питерский судья Сергей Казанцев составили конкуренцию Валерию Зорькину на выборах председателя КС (см. наш репортаж из Думы от 22 мая). За Маврина проголосовали 128 сенаторов, воздержался 1.

     Ратификация

     Палата единогласно (129 за) ратифицировала Договор об учреждении Антикризисного фонда ЕвразЭС (Белоруссия, Казахстан, Киригизия, Россия, Таджикистан, Армения) и Соглашение об управлении средствами этого фонда, подписанный не далее как в июне нынешнего года. Россия внесет в фонд 7,5 млрд. долл. (для этого недавно была принята поправка к Бюджету-2009), Казахстан – 1 млрд., Белоруссия – 10 млн., Киргизия, Таджикистан и Армения – по 1 млн. Количество голосов в управлении фондом будет пропорционально взносу каждого.

     Законы

     Совет Федерации одобрил 10 федеральных законов и отклонил 1 – о праве научных учреждений создавать хозяйственные общества.
     Поправки к Таможенному кодексу палата отклонила на прошлом заседании будто бы по технической причине – перепутаны номера статей, но согласительная комиссия пошла дальше и предложила Думе 5 поправок, в том числе смысловых. Из них Дума согласилась со всеми, кроме одной: СФ предлагал, чтобы таможенный сбор уплачивался один раз, независимо от числа поданных деклараций. Ему объяснили, что на оформление каждой декларации таможня тратит усилия, так что если кто подал 5 деклараций, то и платить должен в 5 раз больше.
     Большую часть законов приняли без обсуждения. Но по очередной пенсионной реформе (замена 26-процентного единого социального налога 34-процентными страховыми взносами) вопросы были. Евгений Тарло поинтересовался, нельзя ли отложить реформу до завершения финансово-экономического кризиса. Статс-секретарь Минздрава Юрий Воронин сослался на слова премьера Путина о том, что откладывать реформу нельзя. Мордовский сенатор Смирнов усомнился, смогут ли фонды самостоятельно, без налоговиков, администрировать сбор взносов. По словам Воронина, фонды уже и так администрируют часть взносов, например – недоимки, а теперь смешанная система заменяется на одноканальную – более простую и чёткую. Не всех ему удалось убедить. В частности Александр Починок, поддержавший общую идею закона – покончить с единым социальным налогом, который «как морская свинка» – и не единый, и не социальный – не верит, что в администрировании будет порядок, не верит и в то, что базы персональных данных различных фонодов не разойдутся между собой. За закон проголосовали 118 сенаторов, 3 против, 7 воздержались.
     Что касается единственного отклонённого закона, докладчик Хусейн Чеченов назвал его долгожданным. но неработоспособным – из-за противоречий с Бюджетным и Гражданским кодексами, и предложил исправить его (то есть отклонить с созданием согласительной комиссии), а принять в сентябре. Николай Рыжков пошёл дальше, вспомнив конец 80-х, когда такие же благие побуждения привели к принятию примерно таких же решений, а в итоге половина нынешних олигархов вышли из таких «научно-внедренческих» кооперативов. Это был экономический романтизм. Дело не в том, что он не будет работать, – считает Рыжков. «Он будет работать, но, на мой взгляд, он будет работать в совершенно другую сторону. На мой взгляд, это самый настоящий коррупционный закон, который позволит выкачать из бюджетных организаций, институтов, академий всё, что мы создаем за государственные деньги (…), и передать эти достижения неизвестно кому. Владимир Петров назвал закон сырым и привёл пример возможного злоупотребления этим законом: «Из федерального бюджета финансируется научное учреждение, люди получают зарплату из федерального бюджета. За эту зарплату они работают, создали некий продукт, который реализован в виде патента. Патент отдают в уставный капитал хозяйственному обществу. Хозяйственное общество берет кредит в банке, банк требует обеспечения, то есть залога, отдают в залог патент. Кредит не возвращают, патент становится собственностью банка.» Но по его мнению, закон «далеко не безнадежен», поэтому его надо доработать в согласительной комиссии, изменив в том числе название. Вице-спикер Светлана Орлова, специалист по бюджету, сказала, что закон этот – «узаконенное рейдерство». Представитель президщента Александр Котенков попросил слова, чтобы предложить Совету Федерацию свою идею – обратиться к Правительству с предложением «ускорить разработку проекта закона об оценке интеллектуальной собственности. Без этого мы науку с места не сдвинем.» Хусейн Чеченов тут же ответил, что такой законопроект его комитет уже разработал. Закон получил 14 голосов за при 107 против и 5 воздержавшихся, следующим решением создана согласительная комиссия – 125 за, по одному против и воздержавшемуся.
     Но больше всего сенаторов захотели высказаться по закону об охоте – от калужского Валерия Сударенкова, начавшего словами «я вообще не охотник совершенно и проголосовал бы против этого закона», до ханты-мансийского Генналия Олейника, вступившегося за охотничью права коренных малочисленных народов. И, конечно, Вячеслав Новиков нашёл в законе противоречия с Налоговым кодексом (закон непосредственно устанавливает ставку платы за единицу площади охотничьего угодья – правда, чиновник охотничьего департамента Минсельхоза Андрей Сицко ответил, что это не налог) и с фундаментальными принципами разделения властей по вертикали и горизонтали – в законе «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (на данный момент – Минсельхоз) получает право «направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации или о внесении в них изменений. (…) То есть данный орган обладает полномочиями бóльшими, чем прокуратура, и бóльшими, чем Президент Российской Федерации, который не имеет права отменять законодательные акты органов субъектов Российской Федерации. Поэтому с такой нормой пропускать этот закон просто невозможно.» Новиков предложил закон отправить в согласительную комиссию «и исправить эту несуразность, которая не лезет ни в какие ворота». Настоящий гимн охоте пропел Николай Кондратенко: «Немногим более 50 лет я охотник и могу похвастаться, что в прошлом сезоне, не нарушая ни законов, ни норм, вместе со своими коллегами по бригаде три кабана и три оленя я убил. Из зала. Добыл… Н.И. Кондратенко. Добыл, добыл, правильно... Не убил, добыл, да… (...) Я хочу сказать, что никто не защитит лучше биофауну и охотничьи ресурсы, как само сообщество охотников. Это сильнейшая была структура, когда краевые, областные, районные, станичные, деревенские общества охотников каждый год собирались на отчетные собрания, и шел разговор. Шел разговор о том, на что открывать, на что не открывать, если зверя мало. Была забота – а как думать о завтрашнем дне.» Владимир Бабичев спросил, проходил ли закон антикоррупционную экспертизу: «одно то обстоятельство, что его подписало более полусотни охотников из Госдумы, что этот законопроект несколько лет переходил от одного ведомства к другому… Мне кажется, что это попахивает...». Ответ Геннадия Горбунова из аграрного комитета был отрицательным. Тем не менее, закон получил 108 голосов при 5 против и 9 воздержавшихся.

     Перспективы

     Это теперь мы знаем, что Совету Федерации придётся собраться ещё раз 27 июля – чтобы одобрить в редакции, непонятно в какую сторону изменённой, тот самый закон, который Светлана Орлова назвала «узаконенным рейдерством» - потому что так захотел Президент Медведев. А тогда сенаторы думали, что расходятся до 23 сентября и решили на первом заседании осенней сессии заслушать на правительственном часе министра сельского хозяйства Елену Скрынник о ходе реализации программы развития сельского зозяйства 2009-2012.
     В заключительной речи Сергей Миронов привёл статистику весенней сессии: принято 217 простых и 3 конституционных закона, отклонено 6 законов. «когда мы отклоняли шесть законов, то проявляли принципиальность, дальновидность и в том числе скрупулезность. Например, по Бюджетному кодексу мы просто заметили элементарную опечатку. Увы! Но, собственно говоря, мы и понимаем, что наша палата должна в спокойном режиме внимательно отслеживать все такие ситуации. Должен сказать, что этот принцип, по сути, по русской пословице "Семь раз отмерь – один раз отрежь" должен всегда быть у нас на вооружении.» Спикер пожелал коллегам в период каникул побывать в своих регионах, поработать в антикризисных штабах и повидаться с трудовыми коллективами.
 
« 252-е заседание СФ: «Мы – реалисты»   Морской: Суд тянется, закончиться не может »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ