СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

   
23:12:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Играем в президента. Программа для отсутствующего кандидата Печать E-mail
28:09:2009 г.

Сокращенная стенограмма Круглого стола
(Москва, Информационно-исследовательский центр "Панорама", 5 февраля 2004 г.)

 

В мероприятии принимали участие:
Амиров Анвар, эксперт, "Центр "Панорама"
Белонучкин Григорий, эксперт, "Центр "Панорама"
Будрайтскис Илья, руководитель движения "Социалистическое сопротивление"
Василевский Андрей, Председатель Федерального Совета, Союз "За гражданское оружие"
Волк Евгений, директор московского представительства, Фонд "Наследие"
Желнин Вадим, президент Российской Ассоциации Рекламодателей.
Кудюкин Павел, директор Центра проблем государственного управления, преподаватель ГУ-ВШЭ, член СДПР
Лукашевский Сергей, руководитель мониторинговых программ, Московская Хельсинская группа
Мурашев Аркадий, президент, Центр либерально-консервативной политики
Писанная Наталья, директор, "European Public Policy Advisers Russia"
Поляков Леонид, главный редактор, парламентский общественно-политический еженедельник "Кворум", преподаватель ГУ-ВШЭ
Прибыловский Владимир, президент, "Центр "Панорама"
Смолякова Юлия, исполнительный директор, "Центр "Панорама"
Филиппова Екатерина, вице-президент, "Центр "Панорама"
Хомяков Валерий, директор, Агентство прикладной и региональной политики
Черкасов Глеб, главный редактор, журнал "Политбюро"

 

Е.Филиппова:
- Нас с В.Прибыловским череда президентских кандидатов, которая нам предложена, привела в некоторое замешательство. Семь кандидатов - и ни за одного голосовать невозможно. А какой должен быть кандидат, за которого можно было бы проголосовать: не человек, а программа? Мы решили поэкспериментировать и представить, чего бы мы хотели от кандидата в президенты. И попросить каждого прямо сейчас, за 15 минут написать свой вариант программы для "своего" президента из 10-ти пунктов, а потом сообща подвести итоги и, возможно, попытаться составить обобщенный список приоритетов.
В качестве источника вдохновения можно воспользоваться володиным или моим проектом. Прочитать, прийти в ужас и начать писать свое.

 

Владимир Прибыловский:
Программа "501 день" для правильного президента
13 самых необходимых мер*
1.День 1-й. Заявить о намерении прекратить войну в Чечне путем переговоров без предварительных условий с законным президентом сепаратистов Асланом Масхадовым. В качестве жеста доброй воли аминистрировать Масхадова и Закаева. Амнистировать Березовского и использовать его демонический гений в мирных целях: просить быть посредником в переговорах с чеченской стороной. Быть морально готовыми к проведению в Чечне референдума под международным контролем о будущем Чечни (варианты: 1)полная независмость с определенными международными гарантиями как Чечне так и России, 2)Чечня - ассоциированное с РФ государство, типа Пуэрто-Рико, 3)Чечня - субъект Федерации).
2.День 2-й. Обратиться к Европейскому союзу с просьбой заменить российские войска в Чечне на европейский миротворческий контингент с мандатом ООН.
3.День 3-й. Прекратить кампанию против ЮКОСа, изменить до суда меру пресечения Ходорковскому, Платону Лебедеву и их подельникам, отменить объявление в международный розыск Невзлину и др.
4.Первая неделя. Вернуть НТВ Гусинскому, а шестую кнопку - Березовскому.
5.Первая неделя. Касьянова, Суркова, Патрушева, Грызлова, Устинова, Суркова**, трех Ивановых и Лесина уволить без выходного пособия.
6.Первый месяц. Остановить падение доллара относительно рубля, для чего напечатать необходимое количество рублей. Если потребуется - сменить ради этого руководство Центробанка (по возможности не меняя Закон о Центробанке).
7.Первый месяц. ВСЕ напечатанные рубли употребить на стимулирование трех-четырех приоритетных категорий бюджетников, а именно: в 5-10 раз увеличить зарплату учителям, ментам, научным работникам, сельским врачам; а также в 5-10 раз увеличить базовые пенсии.
8.Первые три месяца. Подтвердить курс на переход к профессиональной армии, а на переходный период сократить срок обязательной воинской службы до 12 или даже 8-9 месяцев. Предоставить отсрочку от армии всем сельским врачам и учителям. Сократить офицерский состав армии вдвое-втрое, стимулируя перевод демобилизованных офицеров в МВД. Уволить в отставку 9/10 генералов (уволенных генералов во избежание роста коррупции никуда не брать!).
9.Первые три месяца. Используя продолжающееся временное падение доллара относительно других мировых валют, выплатить с опережением максимально возможное количество долларовых долгов. Начальником по долгам назначить Илларионова либо Лифшица.
10.В первые полгода. Объявить амнистию предпринимателям по приватизационным и налоговым правонарушениям. Амнистия не должна распространяться на бывших и нынешних госчиновников за исключением Лужкова***. Массовые аресты чиновников, подозреваемых в нарушениях приватизационного и налогового законодательства начать с Альфреда Коха и Муртазы Рахимова. Разрешить виновным и подозреваемым чиновникам выкуп полученных сроков (10-15 млн. у.е. за 1 год осуждения, а если ДО и ВМЕСТО ареста и суда - то по двойной цене).
11.В первые полгода. Назначить премьер-министром Ходорковского, первым вице-премьером по экономическому блоку - Явлинского, министром иностранных дел - Лукина, министром финансов - Александра Жукова, министром внутренних дел - Гурова, генеральным прокурором - Михаила Катышева, министром образования - Бунимовича, пост министра обороны предложить Аслану Масхадову (если откажется - отдать Хакамаде), пост директора ФСБ предложить Басаеву (если откажется - отдать Литвиненке), послом РФ в Израиле назначить Жириновского. Администрацию президента и 7 федеральных округов упразднить. В Москве и Санкт-Петербурге ввести федеральное управление на 5-летний срок, назначив главой временной администрации Москвы Александра Лебедева, а губернатором Санкт-Петербурга - Игоря Артемьева.
12.499-й день. Провести через Государственную Думу конституционный закон о переносе столицы во Владивосток (или, в крайнем случае, в Хабаровск) сроком на 99 лет - в пакете с амнистией тем, кто за это голосует.
13.500-й день. Распустить Государственную Думу. Назначить досрочные парламентские выборы. Одовременно провести общенациональный референдум о переходе к парламентской республике (после переходного периода в 1 президентский срок), а также референдум в Чечне о будущем статусе региона (с отсрочкой имплементации на заранее договоренный переходный период).
501-й день. Внеочередной выходной со всенародной выпивкой и закуской за счет Елены Лужковой-Батуриной.

 

_________________
* Участникам Круглого стола был роздан сокращенный вариант программы - без пп.2, 9, 11 и 13.
** Так в тексте
*** Из стенограммы:
А.Мурашев: Почему для Лужкова сделано исключение?
В.Прибыловский: Потому что у него очень много сторонников и неправильно их нервировать. Надо дать ему откупиться. Тем более, что он (под псевдонимом Елена Батурина), конечно, богаче Ходорковского, Абрамовича и Алекперова вместе взятых.
Десять пунктов президентской программы:

 

Екатерина Филиппова:

 

1. Конституционная реформа: переход к парламентской республике и преобразование федерации в конфедерацию.
2. Формирование бюджета -снизу вверх: с муниципального уровня на региональный к федеральному.
3. Отмена обязательных видов страхования (включая ЕСН).
4. Отмена обязательного лицензирования.
5. Предоставление независимости Чечне.
6. Запрет на государственные СМИ (федеральные и региональные).
7. Отмена федеральных налогов. Финансирование общефедеральных институтов (например, армии) через добровольные фонды.
8. Отмена валютного регулирования и валютного контроля.
9. Во внешней политике- изоляционизм. Любые внешнеполитические интересы должны преследовать исключительно интересы её граждан. Приоритет национального права над международным.
10. Отмена внутренних паспортов и других способов принудительного учета граждан.

 

Павел Кудюкин:
1. Гарантии публичного характера государственной политики
2. Реформа ситемы прокуратуры (оставление за ней только функций поддержки гособвинения в суде), смена руководства Ген. прокуратуры
3. Создание Национального комитета по реформе гос. управления (где представители гос. структур были бы в меньшинстве), перевод реформы из аппаратной в публичную сферу.
4. Создание системы реально общественного телевидения по типу BBC
5. Создание нормальных условий для деятельности малого бизнеса (отмена большей части контрольно-надзорных функций в отношении субъектов МБ, прямой запрет на вмешательство милиции в их деятельность - подкрепить непринятием свидетельств милиционеров в качестве доказательств судами)
6. В реформе судебной системы - создание системы административной юстиции с одновременной реформой административного права (его главной задачей должна быть защита граждан и хозяйствующих субъектов от гос. произвола); создание системы трудовой юстиции
7. Либерализация трудового законодательства - минимизация императивных норм, перенос центра тяжести на договорные отношения при создании эффективной системы law enforcement в сфере трудовых отношений
8. Жесткое соблюдение принципа двух сроков на выборных государственных должностях
9. Создание правовых, политических, институциональных и финансово-бюджетных условий для развития местного самоуправления
10. Новый закон "Об оружии" с правом приобретения, хранения и ношения оружия гражданами

 

Андрей Василевский:
1. Полное избавление от государственной собственности в предприятиях (в экономике) путем передачи ее пенсионным фондам и аукционной продажи
2. Ликвидация государственного пенсионного обеспечения. Перевод пенсий на накопительный вариант. Обеспечение "старых" пенсионеров госсобственностью. В пенсионном пае, который они могли бы размещать в разных фондах. Ликвидация ЕСН
3. Ликвидация государственных СМИ, продажа частот на аукционах
4. Отделение Чечни под контроль дружественных России политиков с договором о возможности военных интервенций как минимум, при необходимости и с сохранением российских войск на временной основе
5. Отмена валютного регулирования и валютного контроля. Отмена импортных пошлин во всех случаях, кроме отдельных стратегических товаров и товаров, субсидируемых иными странами и штрафных пошлин против стран, применяющих дискриминационные меры в торговле с Россией
6. Переход на профессссиональное формирование армии
7. Введение права граждан на ношение оружия, включая короткоствольное
8. Ликвидация государственных учреждений в социальной сфере (образование, медицина, культура, собес). Обеспечение госуд. минимумов в образовании и в собесе через ситему вацчеров и единых госэкзаменов
9. Резкое сокращение размеров налогообложения, ликвидация части налогов, включая налог на прибыль предприятий
10. Ликвидация в УК консенсуальных преступлений и связанной с ними деятельности для совершеннолетних (в частности по проституции, наркопотреблению и пр.)

 

Леонид Поляков:
1. Превращение Администрации Президента в канцелярию и передача всех функций управления правительству
2. Включение Беларуси в Российскую Федерацию
3. Ужесточение нормы уголовного наказания за использование задержания и ареста в качестве инструментов личной мести, шантажа, политического давления и т.д.
4. Преобразование 1-го канала ТВ в реально общественное телевидение
5. Отмена обязательного призыва на воинскую службу
6. Преобразование избирательной системы: переход к практике одномандатных округов (по модели ФРГ или Великобритании)
7. Повышение зарплат всех бюджетников в 5 раз
8. Объявление амнистии по неуплате налогов всех видов с обязательством их добровольной уплаты до 1 января 2005 г.
9. Введение Единого Госэкзамена с июня 2004 г.
10. Обнародование РЕАЛЬНОЙ суммы расходов на содержание Администрации Президента и Правительства

 

Илья Будрайтскис:
1. Национализация природных ресурсов, банков, железных дорог, крупнейших предприятий
2. Упразднение ФСБ, реформа МВД на основе формирования добровольных дружин по охране порядка
3. Вывод федеральных войск из Чечни и признание независимости ЧРИ
4. Отмена всех законов, ограничивающих гражданские свободы, включая "Закон о партиях" и о "борьбе с экстремизмом"
5. Радикальная реформа избирательной системы, отмена денежных залогов и сбора подписей
6. Отмена всех видов ограничения на передвижение, включая визовый режим и внутреннюю регистрацию
7. Пересмотр трудового законодательства, обеспечение прав профсоюзов, гос. защита от произвола работодателей
8. Разрыв отношений с международными фин. институтами - МВФ, ВТО, ВБ. Выход из антидемократической "большой восьмерки"
9. Армейская реформа - переход к подлинно народной армии, основанной на всеобщем вооружении граждан, ликвидация института офицеров
10. Ликвидация поста президента и переход к подлинно демократической ситеме осуществления власти гражданами - местными и производственными Советами

 

Вадим Желнин:
1. Твердый, последовательный курс на профессиональную армию. Реализация этого должна осуществляться с участием и под контролем гражданских авторитетов
2. То же самое в отношении административных и бюрократических барьеров. Вместо гражданских - представители бизнеса с обязательным участием представителей международных компаний
3. Постепенная, но радикальная реформа отраслевых ведомств: Минздрав, Минпром, Минобраз, Академия Наук...
4. Приватизационная амнистия
5. Продать (или отдать) все доли государства и контор типа "Газпром" в СМИ (за исключением ВГТРК и ряда печатных изданий)
6. Приватизировать подавляющее большинство ГУП, ФГУП и т.д. (например, ГУП "Ленинградский рынок")
7. Принять меры по увеличению средней температуры в РФ на 5 градусов Цельсия

 

Валерий Хомяков:
1. Ликвидировать институт представителей президента
2. Выборность СФ
3. Сформировать правительство с либеральным премьером (Кудрин?)
4. Заявить о необходимости свободы СМИ. 1-й канал сделать общественным
5. Административная реформа
6. Начать реформу ЖКХ
7. Завершить реформу армии
8. Освободить Ходорковского
9. Изменить закон о выборах президента. Кандидат только от партий
10. Вступить в ВТО

 

Аркадий Мурашев:
1. Снижение налогов
2. Перераспределение бюджета сверху вниз
3. Выборность СФ
4. Расчленение Газпрома
5. Реституция собственности
6. Ликвидация ФСБ
7. Радикальная административная реформа
8. Снятие ограничений на партийность госчиновников
9. Ликвидация ограничений на ведение избирательных кампаний
10. Возбудить уголовное дело по факту деятельности правительства Москвы

 

Анвар Амиров:
1. Политические переговоры в Чечне
2. Обсуждение межбюджетных отношений и проведение реформы
3. Реформа армии - переход к профессиональной армии с небольшими сроками контракта
4. Реформа судопроизводства, правоохранительных органов
5. Сокращение бюрократическосго влияния на экономику
6. Отмена внутренних паспортов
7. Разгосударствление СМИ, запрет для гос. органов на владение СМИ
8. Реформа ЖКХ
9. Реформа "Газпрома"
10. Реформа избирательного права - отмена партийных списков

 

Григорий Белонучкин:
1. Последовательный подход к не санкционированным ООН внешним военным кампаниям США
2. Кандидатуру на пост премьера выдвигать по представлению думского большинства (в духе законопроекта В.Н.Лысенко)
3. Переход милиции и, постепенно, армии на нелетальные виды оружия
4. Отмена ОСАГО и других видов принудительного изъятия денег граждан в пользу частных компаний
5. Переговоры с Масхадовым по поводу статуса Чеченской Республики в сотаве Российской Федерации
6. Расширение самостоятельности Счетной палаты
7. Прекращение политических репрессий против олигархов (Глушков, Ходорковский, ЮКОСовцы, Гусинский, Березовский). Перевод дел "о приватизации" с уголовных на гражданско-правовые рельсы
8. Распространение статуса бывших президентов РФ на Горбачева
9. Трансформирование армейского призыва в гражданскую оборону по месту постоянного жительства
10. Введение единого реестра населения на базе ГАС "Выборы" - вместо ИНН, номера паспорта, личного кода, номера пенсионной карточки и других многочисленных способов учета граждан

 

Глеб Черкасов:
1. Реформа правоохранительных органов, отставка руководства МВД, ФСБ, Генпрокуратуры, ВС и ВАС
2. Разработка новых УК, УПК, ГПК, АПК, адаптированных к современным рыночным реалиям
3. Налоговая амнистия с одновременным созданиемжестких законодательных норм, препятствующих перераспределению собственности
4. Введение в Чечне генерал-губернаторства
5. Созыв конституционного совещания на 2006 год
6. Сокращение государственного присутствия в электронных и периодических СМИ
7. Амнистия по хозяйственным и бытовым преступлениям
8. Повышение пенсий и зарплат бюджетникам (пусть премьер разберется, как инфляцию не раскрутить)
9. Реформа Армии, переход на контрактную Армию до 2015 года
10. Роспуск СНГ с одновременным созданием союза из тех, кто хочет в нем быть на самом деле

 

Юлия Смолякова:
1. Контрактная армия
2. Прекращение войны в Чечне, самоопределение региона
3. Платная медицина, дотации соц. незащищенным слоям населения
4. Выход на госпенсию - на 5 лет позже
5. Не давать дотации производителям с/х продукции
6. Реальное наличие независимых (не контролируемых государством) СМИ
7. Отменить мелкие дотации типа пособий на детей и т.д., социадльные пособия - только адресные
8. Собственность на землю
9. Отмена обязательных видов страхования
10. Значительное сокращение числа государственных служащих, персональная ответственность чиновников фед. уровня за проводимые мероприятия

 

Сергей Лукашевский:
1. Немедленное начало широких переговоров по ситуации в Чечне, с обязательным участием сторонников независимости. Создание совместной комиссии порасследованию военных преступлений. Обратиться в ООН и др. международные структуры для введения международного управления в регионе до урегулирования конфликта и определения статуса Чечни
2. Децентрализация управления, устранение бюджетного перекоса в пользу федерального центра
3. Приватизация СМИ, создание общественного телевидения и радио. Запрет на государственные СМИ
4. Возвращение собственности, отнятой по политическим мотивам (не только НТВ, ТВ-6, но и в регионах). Создание спец. Комиссии по раследованию такого рода репрессий
5. Расформирование ФСБ. Создание новой ситемы безопасности из нескольких ведомств
6. Введение общ. Контроля за деятельностью МВД и др. правоохр. Органов
7. Обеспечение доступа граждан к информации. Сужение круга секретных документов
8. Конституционная реформа - формирование правительства парламентским большинством
9. Приведение нормативной базы, судебной и правоохранительной практики к Европейским стандартам по правам человека
10. Переход к профессиональной армии. На переходный период срок службы - 6 мес.

 

Евгений Волк:
1. Решительное подтверждение гарантий прав собственности, незыблемости итогов приватизации
2. Реформа спецслужб, введение гражданского и парламентского контроля над их деятельностью
3. Провозглашение последовательной внешней политики на сближение с Западом, отказ от ядерных программ сотрудничества с Ираном
4. Ослабление налогового бремени на предпринимателей. Снижение ЕСН
5. Прекращение войны в Чечне и урегулирование конфликта во взаимодействии с ОБСЕ и ООН
6. Отказ от поддержки авторитарного режима Лукашенко в Беларуси, пересмотр концепции объединения двух государств
7. Усиление борьбы с коррупцией в государственных органах без каких-либо селективных ограничений
8. Транспарентность военных расходов, гражданский контроль над армией
9. Свертывание излишних государственных программ
10. Ослабление госрегулирования в экономике

 

Наталья Писанная:
1. Замена гимна (на что угодно)
2. Ликвидация Минобороны
3. Ликвидация Центрального аппарата МВД
4. Введение независимости (несменяемости) судов
5. Свободное ношение оружия
6. Ликвидация таможни и всех эконом. Министерств (кроме минфина)
7. Отмена обязательного страхования
8. Отмена обязательного лицензирования
9. Запрет на гос. СМИ
10. Отмена валютного регулирования

 


 

По прошествии 15 минут 10 тезисов каждого участника были размножены и розданы остальным участникам дискуссии. Каждому было предложено выбрать из программ остальных кандидатов 10 пунктов, наиболее ему симпатичных и, по возможности, из числа не совпадающих с его собственными тезисами.
Затем перешли к обсуждению. Тем временем организаторы дебатов подсчитывали относительную популярность тезисов по бумажкам с пометками.

 


 

Предварительный список ценностей*

 

1. Выборность СФ
2. Заменить гимн чем угодно
3. Введение в Чечне генерал-губернаторства
4. Снятие ограничений на партийность госчиновников
5. Ликвидация ограничения на ведение избирательных компаний
6. Роспуск СНГ с одновременным созданием союза из тех, кто хочет в нем быть на самом деле
7. Свободное ношение оружия
8. Контрактная армия
9. Превращение Администрации президента в канцелярию, передача функций управления правительству
10. Отмена государственного лицензирования
_____________________
* Данный список явился следствием одной большой технической ошибки. Правильно подсчитанный список наиболее популярных программных пунктов см. в конце публикации.

 


 

ДИСКУССИЯ:

 

А.Мурашев:
- Я попытаюсь подвести предварительные итоги представленных коллегами проектов "президентских программ". Все написанное можно разделить на три ярко выраженных блока. Первый блок - та идея, которую ты сам написал, но в другой транскрипции, с другим акцентом. И таких пунктов большинство. Второй блок - эта идея, против которой ты ничего не имеешь, но не написал по разным причинам (либо потому, что просто забыл, либо потому, что не посчитал это очень важным пунктом именно для президентской программы). Третий блок - то, с чем ты в принципе не согласен. И такие вопросы было бы очень интересно обсудить.
Что касается лично меня, то я не согласен с четырьмя из наиболее частых предложений - о введении в России парламентской республики. Следующий вопрос - о Чечне, предложения прозвучали самые разные, но ни с одним я не могу согласиться. Третий вопрос касается СМИ. Мне кажется, что частные СМИ в России всегда были гораздо хуже государственных. Государственные СМИ в том виде, в котором сейчас они существуют, в первую очередь, на телевидении - это меньшее зло. Разгосударствление в настоящее время привело бы к совершенному хаосу и появлению десятка телеканалов образца известного НТВ. А идея общественного телевидения недостижима. И вопрос четвертый - он касается всякого рода амнистий. Если украл - значит в тюрьму. Виновен или невиновен - это должен решать исключительно суд.

 

В.Желнин:
- Я придерживаюсь того же мнения, что высказал господин Мурашев. Единственное, с чем не согласен - это его видение реформирования СМИ. На самом деле, уже сегодня существуют заметное количество частных каналов (ТНТ, СТС), которые берут на себя не менее 30% общего рейтинга и могли бы больше, но мешает то, то у них хуже возможности вещания, чем у центральных каналов. Имея в виду такие частные СМИ, которые становятся частными для того, чтобы зарабатывать деньги, тогда есть риск того, что они будут убыточными...
Хочу возразить тем, кто призывает к созданию общественного телевидения. На какие деньги оно будет существовать? (ОРТ было таким по замыслу, ничего хорошего из этого не вышло, да и сейчас нет).
Вопрос об амнистии чрезвычайно сложен. И перекликается с идеей реституции, ведь цель одна - сделать собственность легитимной.
Полностью присоединяюсь к А.Мурашеву в том, что в России должна быть только президентская, а не парламентская республика.
В Чечне должна проводиться жесткая политика, поскольку переговоры ни к чему привести не смогут сейчас.

 

Е.Филиппова:
- Хотелось бы начать с полемики по поводу Чечни, поскольку мое мнение прямо противоположное. Мне кажется, что единственный способ со всем этим покончить - это признать, что Чечня не хочет находиться в составе России. Это можно отрицать сколько угодно - можно убить еще какое-то количество русских граждан, можно разрушить Грозный в третий, четвертый раз, это вне зависимости от отношения к чеченцам, от обсуждения того, хорош или плох родовой строй. Мне кажется то, что делает Россия в Чечне - классический случай упорства в грехе, и эта проблема - как раковая опухоль, она влияет на все, что происходит во всех областях жизни страны. Наличие в стране Чечни - то же самое, что наличие узаконенного рабства (собственно, так оно и есть). Пока в стране есть такое место, где есть свобода от закона, выработанные в Чечне методы решения проблем будут неизбежно переноситься на гражданскую жизнь.

 

В.Желнин:
- А почему Хасавюрт ни к чему не привел?

 

Г.Белонучкин:
- Потому что на втором месте на выборах оказался Басаев. Потому что дохасавюртовская политика работала на авторитет Басаева.

 

В.Прибыловский:
- Москва не сделала следующих шагов.

 

Е.Филиппова:
- Россия же не смогла построить границу, не смогла объяснить - где российские граждане, а где не российские граждане.

 

А.Мурашев:
- Вопрос в том, если Чечня отделится - будет там граница или нет? Реально Россия не может установить границу - пройдут, купят, как угодно. Прекратится ли работорговля, заложничество? Ответ - нет. Если самоцель отделиться - это одно. Если самоцель - прекратить то, что происходит - никогда этого не будет. Будут подкупать пограничников, выезжать в соседнее село, брать заложников, да еще и на неконтролируемую территорию увозить. Эту проблему ты не снимешь.
Может ли Чечня вести самостоятельную экономическую деятельность в том виде, в какой она есть?

 

Е.Филиппова:
Мне кажется, что в ситуации независимости это не наша проблема.

 

А.Мурашев:
Что значит не наша? Воровать-то будут наших людей.

 

С.Лукашевский:
- Россия должна признать для себя, что Чечня - это ее проблема. Мы можем "развестись" с ней де-юре, но де-факто с ней придется как-то сосуществовать. И пока чеченская проблема не будет признана как долгосрочная, длительная проблема, и пока не будет признано, что надо искать пути сосуществования, ситуация там не изменится. И второе. Чечня должна быть, наконец, выведена из правового вакуума, поскольку все, что там происходит до сих пор, не попадает ни под какие законы (Закон о терроризме создан для локальных операций типа Норд-Оста, но не для конфликта в рамках республики, длящегося в течение многих лет). Я в некотором смысле не против идеи чеченского генерал-губернаторства, хоть для меня как представителя правозащитной организации, это будет не совсем тривиальная позиция. Главное сейчас в Чечне ввести нормальное правовое поле (официальное введение чрезвычайного положения), которое подразумевало бы, на каких основаниях там находятся войска, как их можно контролировать и так далее. В настоящий момент введение международного контроля, парламентского контроля над ситуацией могло бы стать переходным этапом, с которого мог бы начаться переход к решению проблемы. Перспектив же в решении конфликта нынешними методами нет никаких.

 

Г.Черкасов:
- Чеченская проблема - это часть другой гораздо большей проблемы, которая отражена фактически во всех предвыборных программах, которые мы с вами обсуждаем сегодня. Дело в том, что значительная часть сложностей в Чечне возникает только потому, что сотрудники МВД, которые сейчас, собственно, и занимаются усмирением Чечни, ведут себя на ее территории примерно так же, как они ведут себя и по всей стране. И проблема Чечни - это проблема в том числе и наших правоохранительных органов, которые не умеют решать действительно серьезные проблемы, зато умеют заниматься поборами, вымогательством, издевательством и всем остальным. Я обратил внимание на то, что фактически в половине бумаг говорится о реформе МВД, ФСБ, смене высшего состава, отмечено недовольство состоянием дел в этой области. У наших кандидатов в президенты не принято считать это серьезной проблемой. Однако решить ее чрезвычайно сложно, даже невозможно -правоохранительная система живет сама для себя, обслуживает сама себя, и стала, по сути, самовоспроизводящейся структурой. Любые попытки своего реформирования она встречает в штыки. О реформировании ФСБ речь уже не идет. Все остальные правоохранительные органы поддаются реформам методом одновременного роспуска и создания заново, поскольку в том виде, в каком она существует сейчас, переделать ее уже невозможно. Пример тому - царская администрация, она, правда, возилась 40 лет, но, за счет того, что правоохранительные органы находились в более разумном состоянии, проблему Чечни решила и решила достаточно кардинально.

 

П.Кудюкин:
- Я бы хотел обратить внимание на то, что наше обсуждение пошло по одному из частных вопросов, но на самом деле затрагивает более принципиальный вопрос. Формулировки составленных нами программных пунктов можно разделить на две принципиально разных группы - это лозунги и попытки дать некоторую технологию. При этом есть лозунги, достаточно понятные и без разъяснения (отмена валютного регулирования, например), подразумевающие принятие некоего законодательного акта, который будет худо или бедно выполняться. Или национализация - не могу не заметить товарищу Будрайтскису, что вообще-то природные ресурсы у нас и так являются федеральной собственностью. А есть требования другого рода (например, административной реформы), которые могут проводиться совершенно разными методами. У нас же и президент проводит административную реформу и кое-что там делается. Но это делается сугубо бюрократическим, аппаратным методом, поэтому плохо, неэффективно и получится гадость гарантированно, потому что это не публичный процесс. То же самое и с Чечней - это одна из тех проблем, у которых нет простого решения. Спор должен идти о технологиях без заранее заданного результата и, кроме того, нужна публичность. Нужно понимание необходимости переговоров (почему я поддержал в этом вопросе коллегу Лукашевского, который предложил именно попытку запустить некий процесс). Но, к сожалению, президентская программа, как и любая, рассчитанная на избирателя, программа, не может быть сугубо технологичной, поскольку избиратель очень плохо воспринимает сложные ответы на вопросы, которые ему самому кажутся очень простыми.
Административная реформа - это отдельная, очень важная тема. Те незначительные шаги, которые сейчас в этом направлении делается, мало пока сказываются на реальной жизни. Нужна большая нормотворческая работа - нужно менять федеральные законы, менять постановления правительства, ведомственные правовые акты - все это гигантская работа. Но само по себе это не гарантирует, что гражданам, бизнесу станет легче общаться с государством в лице чиновников. Одна из главных проблем, замедляющих процесс реформы -все делается кулуарно, аппаратно, бюрократически. А как показывает мировой опыт, административная реформа успешна только тогда, когда в нее активно включается общество и когда общество начинает "давить" на власть. Мы же - и решающим рубежом здесь были Думские выборы - стремительно уходим вообще от публичной политики и переходим к "подковерной" политике советского типа. В таких условиях внятные, нормальные реформы не пойдут.

 

И.Будрайтскис:
- Ознакомившись со всеми представленными здесь проектами "президентских программ", я нашел для себя возможность согласиться только с теми пунктами, которые касаются обеспечения гражданских прав, с вопросами общедемократического характера (ликвидация ФСБ, повышение зарплаты бюджетникам). Что касается большинства остальных пунктов (отменить бесплатное образование, медицину, перевестись на профессиональную армию, реформировать ЖКХ и пр.) - я хочу поздравить их авторов с тем, что в основе своей эти предложения так или иначе будут воплощены в жизнь в ближайшее время. Это произойдет после того, как господин Путин будет избран президентом России в очередной раз. Поскольку проблема сегодняшних либералов в России в том, что они так и не усвоили простую истину, что экономические свободы, приватизация, господство частной собственности абсолютно не предполагают политической демократии. Тот режим, который сегодня установился в России, является яркой иллюстрацией этому противоречию. То же самое касается войны в Чечне. Когда мы говорим о решении чеченской проблемы, мы должны четко понимать, что война напрямую связана с природой того демократического режима, который существует сегодня в России. Если этот режим не будет радикально изменен, чеченская проблема никогда не будет решена. На замечания о необходимости создать правовое поле замечу, что в этом отношении проблем нет, поскольку там есть Конституция, законно избранный президент и пр. Когда говорят, что у чеченцев было два года после Хасавюрта, чтобы построить свое государство - это тоже смешно. За два года на небольшой территории, где уничтожена вся промышленность, уничтожена большая часть жилищного фонда и половина населения находится в эмиграции, построить самостоятельное государство не сможет никто. Если населить Чечню грамотными либеральными специалистами вместо чеченцев - в той же ситуации за два года они никакого государства не построят, более того, по истечении двух лет, скорее всего, они не найдут для себя лучшего применения, чем заняться похищением заложников, потому что это реально одна из тех немногих моделей извлечения средств к существованию, которая там работает.
Единственной последовательной программой, которая противостоит сегодняшнему состоянию, является социалистическая программа - программа, которая напрямую связывает вопрос о коррупции в органах власти при абсолютно недемократичном правительстве, чеченскую и другие проблемы с главным вопросом - вопросом о собственности в стране. Для меня как представителя этого направления, очевидно, что вся собственность, приобретенная в России в начале 1990-х годов, является втройне кражей. Все варианты, предлагающие отпустить Ходорковского, вернуть кнопку Березовскому - все они, на самом деле, локальны. Я тоже не согласен с тем, что арестовали Ходорковского - это абсолютно избирательное, непринципиальное отношение к тем людям, которых сажают за экономические преступления. Если бы сегодняшняя власть действительно имела желание разобраться с экономическими преступлениями, список задержанных был бы значительно больше, чем Ходорковский и несколько его соратников. Очеаидно, что эта власть напрямую построена на том перераспределении собственности, которое произошло в начале 1990-х годов. Отдельные расправы с отдельными "ворами", которые вышли из подконтроля или слишком много себе позволяют, не должны создавать впечатление, что кто-то склонен пересмотреть итоги приватизации.
Г-н Грызлов после оглашения итогов выборов, когда его спросили, не хочет ли "Единая Россия" помочь в формировании демократической либеральной группы в Думе, сказал, что правые избиратели, которые хотели получить принципиальную позицию по всем ключевым вопросам, получили ее в виде фракции "Единая Россия", которая занимает абсолютно последовательную правую либеральную позицию - в вопросе жилищно-коммунальной реформы, в вопросе уничтожения действующей пенсионной системы, уничтожения бесплатного высшего образования, бесплатной медицины. Единственная проблема в том, что здесь нету г-на Козака, руководителя избирательного штаба Путина, чтобы он представил свою программу. Я думаю, что очень многие пункты бы сошлись.

 

Г.Белонучкин:
- Как ты относишься к повторяющемуся здесь тезису упразднить государственные СМИ?

 

И.Будрайтскис:
Я, естественно, являюсь противником приватизации СМИ.

 

Е.Филиппова:
- Даже при нынешнем режиме?

 

И.Будрайтскис:
Да, даже при нынешнем режиме. Как показала ситуация, частные СМИ являются не более чем способом отстаивания частных корпоративных интересов людей, которые ими владеют. Для меня и моих единомышленников было невозможно выходить на митинги в защиту НТВ, как некоего рупора свободной и независимой от власти мысли, потому что НТВ было конторой, которая, помимо альтернативного освещения информации, занималась альтернативным политическим шантажом, на чем и строила свое благополучие. И после того, как эта конструкция рухнула, ее защита означала попросту защиту частных интересов Гусинского.
С другой стороны, я противник государственного телевидения в том виде, в котором оно существует в настоящий момент. Я считаю, что нам нужно общественное телевидение, которое было бы общественным не потому, что его акции принадлежат не одному человеку, а, скажем, десяти, а было бы общественным потому, что общество могло бы контролировать это телевидение и определять его наполнение.

 

А.Василевский:
- Каким путем?

 

И.Будрайтскис:
- Путем Советской власти.

 

Е.Филиппова:
- Как Вы относитесь к налогам?

 

И.Будрайтскис:
- Хорошо. Надо повышать налоги и изымать как можно больше денег в пользу бюджета страны от частных корпораций.

 

Е.Филиппова:
- То есть перераспределять деньги от работающих людей в пользу государственных чиновников? Я правильно понимаю?

 

И.Будрайтскис:
- Нет, неправильно Вы понимаете. Кто такие работающие люди? Такое впечатление, что люди приходят к детям и отбирают у них последнюю конфету. На самом деле мы говорим о крупнейших корпорациях, которые извлекают миллиардные прибыли и не имеют никакого желания ни с кем делиться. Я имею в виду делиться не с Генеральной прокуратурой, а с населением страны, которое так же является работающими людьми и так же имеет право на бесплатную медицину, доступное образование...

 

Е.Филиппова:
Тогда получается, что богатые должны платить налоги, а бедные не должны?

 

И.Будрайтскис:
Бедные тоже должны платить налоги, только пропорции должны быть разные.

 

Е.Филиппова:
Если эти налоги все равно перераспределяются в пользу бедных, то зачем бедным платить налоги?

 

И.Будрайтскис:
У государства, если Вы знакомы с классической работой Ленина, есть две функции: первая функция - репресивная, классовое подавление, а вторая - это функция общих дел - поддержание порядка, содержание коммунальных служб, чтобы дворники подметали снег и сосульки не падали на головы людей. Эта функция общих дел должна в полном объеме финансироваться из федерального бюджета.

 

Е.Филиппова:
Тогда мне непонятно то, что Вы предлагаете упразднить ФСБ.

 

И.Будрайтскис:
ФСБ не имеет никакого отношения к функции общих дел государства, а имеет отношение к его репрессивной функции. Функция ФСБ - это контроль за политической деятельностью граджан, слежка в интересах правящего режима.

 

А.Мурашев:
Там нет функций, там все люди на приработках.

 

И.Будрайтскис:
Как представитель левой организации я Вам могу сказать, что ФСБ занимается подобной деятельностью. В Москве это чуть менее заметно - в Москве они просто звонят и предлагают пообщаться, кофе попить, поговорить о терроризме, об экстремизме. Но в регионах, где ФСБ более свободно себя чувствует, они вполне способны на прямые политические провокации: подкинуть человеку наркотики и посадить его в тюрьму. Я не хочу Вас утомлять фактами, но их огромное количество.
ФСБ занимается своей работой. Есть, конечно, люди в более сытых отделах - по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которым, конечно, не до расправ с какими-то правозащитниками или леваками. Но есть злые, голодные отделы, которые занимаются неформальными организациями и будьте спокойны, они свое дело знают. Сейчас они себя чувствуют все свободнее и свободнее и они в состоянии выполнять свою репрессивную функцию.

 

Е.Филиппова:
Вы заметили, всплеск активности был в связи с делом ЮКОСа?

 

И.Будрайтскис:
Нет. Всплески активности ФСБ в отношении неформальных организаций связаны больше с избирательными кампаниями. Проблема связей разных левых не с ЮКОСом, а с руководством КПРФ - она очень четко ФСБ отслеживалась.

 

Г.Белонучкин:
- Меня возмутил повторяющийся у многих пункт о ликвидации государственных СМИ. Я представил, как буду просыпаться утром и в почтовом ящике не находить "Российской газеты". Я не буду знать, какие принимаются законы... В условиях отсутствия государственных СМИ газеты, даже такие, как например любимая левыми "Новая газета" будут отличаться только тем, что она будет вовлекать людей в новые пирамидные схемы Смоленского, в отличие от газеты "Сегодня", которая будет пропагандировать схемы Гусинского. И вся разница.
Я хочу вспомнить выдающийся диалог Надеждина и Комиссарова на Государственной Думе, когда обсуждали вопрос о лицензировании печати. Комиссаров, обращаясь к правым силам (хотя и "Единство" голосовало, почти все кроме него, за отмену лицензирования издательской деятельности), он сказал: Вы считаете, что государство и общество - это враги, а мы считаем, что это одно и то же. Его тогда высмеял Надеждин и сказал: "скоро Вы будете говорить, что МВД и общество это одно и то же и так можно далеко зайти..." С моей субъективной точки зрения в этом споре был прав Комиссаров, потому что государство - это единственный способ самоуправления общества, или, как говорится в "Зеленой книге", народный самоконтроль. Те, кто выступает за упразднение государственных СМИ, превращают общество в совершенно безголосое на фоне соревнования денежных мешков. Пока что наши частные СМИ существуют исключительно за счет средств добрых банкиров и нефтяников. Надо через налоговые льготы обеспечить независимость СМИ. А не решать проблему путем упразднения единственных СМИ, которые сообщают обществу о том, как оно само, собственно, и развивается - какие постановления принимаются правительством и прочее.

 

Гость дискуссии:
- А левые СМИ, националистические СМИ Вы считаете несуществующими, Или они тоже включены в эту систему олигархического финансирования?

 

Г.Белонучкин:
- Они существуют и многие из них действительно занимают независимую позицию: я назову "Завтра" и "Советскую Россию". Но при этом они не попадают ни в какие обзоры СМИ по телевидению и радио, их не приглашают на встречи с президентом...

 

Гость дискуссии:
- Я хотел обратить внимание, что если они существуют, то все-таки есть шанс, что в каких-то условиях и у других кругов появится шанс создать свои СМИ.

 

А.Василевский:
- Государство - это не единственный способ саморегулирования общества, это один из многих способов и отличается он от прочих тем, что он является принудительным. Именно с этой точки зрения я оцениваю все предложения, как увеличивающие или уменьшающие сферу этого принудительного регулирования, которое должно быть ограничено абсолютным минимумом. Я поддерживаю идею ликвидации государственных СМИ. Всех. Бюллетень, который публикует лишь законодательные акты, не является СМИ как таковым - это всего лишь сборник документов. Я уверяю, что такой источник информации будет существовать несомненно. Даже если его не создаст государство, он будет создан частным путем. Сейчас нас не удовлетворяют частные СМИ, но надо понимать, что они не удовлетворяли нас и ранее, когда и не было настоящего рынка этих СМИ. На самом деле, в области печатных СМИ, где этот рынок существует, ситуация была на порядок более удовлетворительная, чем на рынке СМИ электронных, где при наличии массовой демпинговой субсидируемой государством продукцией, не было (как нет и сейчас) почвы для коммерчески самообеспечивающихся новостных программ телевидения частного. Поэтому новостные программы частного телевидения могут существовать лишь как инструмент корпоративной политической борьбы. Если бы этого мощного субсидируемого государством телевидения не было бы, то почти наверняка возникли бы частные каналы, которые бы использовали существенно более объективный подход к новостям, они не были бы, конечно, абсолютно беспристрастными (таковых и не может быть), но представляли бы гораздо более взвешенные позиции.

 

Г.Белонучкин:
- Я прошу вспомнить весну-лето 1998 года, когда в СМИ действующими субъектами в России выглядели исключительно "олигархи". Нет никакого государства, о Ельцине все забыли, разница только в том, что одну сторону представляет Потанин, а другую - Березовский.

 

А.Василевский:
- Я бы сказал, что такая ситуация для меня все-таки на порядок лучше, чем когда все точки зрения выражает мнение лишь одной группировки, в настоящее время находящейся очень близко к власти. И кроме того, мне вообще не нравится ситуация, когда из моих денег и денег абсолютно разнообразных людей финансируются высказывания, которые ко мне не имеют никакого отношения. Поэтому я предпочту оплачивать то телевидение, которое меня устроит, а не финансировать все каналы неизвестного происхождения. Получается, что гостелевидение - это телевидение, которое финансирую я и все остальные люди.
Что касается идеи общественного ТВ - на мой взгляд, такое телевидение будет фикцией, занимающейся фиксацией чьего-либо мнения. Когда ситуация в обществе меняется, такое общественное телевидение начинает консервировать ситуацию. Поэтому, я считаю, что единственно правильное решение - отказ от всяких государственных СМИ.
Я против идеи парламентской республики, так как лучше стабильность, чем непрерывная политическая чехарда.
В вопросе амнистии подход должен быть выборочным. Следовало бы исходить не только из права писаного, но и так называемого реального, бытового права. Поскольку некоторые виды преступлений в сознании обычном таковыми попросту не считаются. Нужно провести параллельную амнистию по поводу налоговых дел.
О реформе МВД. Здесь, как и в любой антикоррупционной реформе следует начинать с сокращения функций. Если мы ликвидируем обязательную регистрацию, если мы ликвидируем значительную часть поборов, видов лицензирования и т.п. - то мы сможем значительно уменьшить возможности поборов.
По поводу Чечни я солидарен с Катей и Аркадием. Надо совместить эти два варианта - сохранить реальный военно-полицейский контроль над территорией и сделать так, чтобы Чечня не находилась в правовом поле России. Этого можно достичь либо путем введения чрезвычайного положения, либо (что я считаю более эффективным шагом) путем сохранения независимости Чечни при сохранении российского военного контроля. Этот вариант поможет на уровне формальном и неформальном оставить контроль, и будет более жестким, чем введение чрезвычайного положения. Так как он существенно легитимизирует чеченские органы власти, которые будут осуществлять политику.

 

В.Прибыловский:
- Здесь много говорили о разных вопросах, но об одном, упоминавшемся многими, мы, мне кажется, забыли. Это вопрос о реституции. Он очень опасен, и здесь проблема в том, почему именно считаем рубежом 1917 год, а не другие даты? Требование реституции заводит в тупик, и мы видим это даже в Прибалтике.

 

Л.Поляков:
- В развитие темы, о которой упомянул Илья. Очень важен вопрос о демократии. Этот принципиальный момент объединяет и левых (настоящих, а не из КПРФ) и правых. Даже нормальная дискуссия между нами не будет возможна без демократии. Да, мы можем много спорить о целесообразности частных или государственных СМИ, о снижении налогов или создании безналоговой системы и т.п. Но нам не обойтись без демократии - не только обозначенной в бумагах, но и подкрепленной некоторыми институтами и механизмами.
Я включил в свои "Десять пунктов" следующее положение: "ужесточение нормы в уголовном кодексе, предусматривающей наказание за необоснованное задержание и арест". В сегодняшней России, на мой взгляд, если есть самое слабое звено, из-за которого может разрушиться складывающаяся система, то это именно незащищенность и уязвимость каждого человека по любому поводу - будь то политическая позиция, личная месть, имущественные отношения и т.п. В основе общедемократической позиции лежит принцип личной безопасности, безопасности не только от репрессий власти, но и от репрессий со стороны граждан. Я специально анализировал Уголовный Кодекс. Он содержит как минимум 5 статей, предусматривающих наказания сотрудников правоохранительных органов за принудительный арест, за превышения служебных полномочий и др. Но на практике конкретно за эту несправедливость никто никогда не будет наказан. Это первичная базовая реальность, касающаяся всех нас, каждого. И Уголовный Кодекс, и все российское законодательство таковы, что не дают гарантий на первичное право свободы. При этом, осознание этого факта обществом полностью отсутствует. Мы протестуем против всего - против произвола власти, против арестов конкретных людей, против несправедливости, нищеты и т.п., но на уровне личностного осознания проблемы и на уровне личной самозащиты этого осознания я не вижу. Есть прорывы в область легализации ношения оружия - но против милиции оружие не применить. Я хочу, чтобы этот факт был осознан всеми 144 миллионами наших сограждан. Хотя я понимаю, что этот результат - чувство личной безопасности и уверенность в себе - определен социальными традициями, и он не может появиться внезапно. Проблемы сползания к "недемократическому режиму", к авторитаризму вытекают из боязни наших сограждан, оставшейся и сейчас, боязнью свободно говорить, не слыша в ответ "не разгласил ли ты государственную тайну?", "заплатил ли налоги?" и т.п. Это микрофизика власти, держащаяся на том, что современный УК основан на советском законодательстве, и он позволяет задержать абсолютно любого человека. Наши депутаты совершенно правильно заявляют, что нет необходимости в принятии специальных законов по борьбе с коррупцией, ведь наш УК и без того дает массу поводов любого коррупционера привлечь к суду.
Все глобальные проблемы, которые мы сейчас обсуждали, исходят именно из этой проблемы - проблемы отсутствия осознания человеком своей свободы. Нужно, чтобы человек знал: если меня завтра схватят - я потом посажу этого человека, а не так, что, если схватят - то меня уже не станет. Англичане, например, поняли это уже давно, дойдя до этого своей историей, нам тоже надо догадываться.
Что касается идеи общественных СМИ. Как я понял, большинство коллег считает это либо нереализуемым, либо порочным. Но мне эта идея представляется осуществимой. И если президент хочет казаться представителем всех граждан, то должен предложить такой пункт. Например, предложить реформу первого канала, а официальным оставить канал "Россия". Ввести подписку на такой канал. Кадрово-техническая проблема, на мой взгляд, разрешаема, можно найти хорошую менеджерскую команду. И тогда выборы президента по такому каналу превратятся в реальное медийное пространство, канал станет посредником.
Что касается вопроса о Чечне - хочется отметить, что вся страна, вся Россия также пытается вписаться в совершенно новый формат с декабря 1993 года. Это пройденный этап. Настал момент, когда надо перестать болеть за Чечню.

 

Г.Белонучкин:
Меня удивило в Ваших тезисах повсеместное введение единого госэкзамена (ЕГЭ). По-моему, ЕГЭ выявляет не знания, и тем более - не понимание вопроса, а исключительно натасканность на конкретные билеты.

 

Л.Поляков:
Единый госэкзамен - это очень важное введение с точки зрения интеграции России, в демократической перспективе. Ведь еще и сейчас остается ее культурная и интеллектуальная разобщенность на несколько центров и периферию. Эта реформа вызвана заботой о молодежи с периферии, которая в рамках действующей системы образования имеет очень мало шансов реализовать себя, вызвана стремлением создать действительно демократическую систему, равные условия для всех. ЕГЭ - гарантия от подтасовок, взяток при приеме в вузы. Не случайно у ряда людей, занятых в системе высшего образования наблюдалась столь бурная реакция отторжения, поскольку закон о ЕГЭ затрагивает колоссальные корпоративные интересы определенной группы лиц.

 

П.Кудюкин:
- Позволю себе небольшое добавление, при том, что я не являюсь явным сторонником реформы. В Высшей Школе Экономики был проведен анализ итогов обучения в первом полугодии студентов, принятых по системе ЕГЭ. Исследование показало, что по результатам учебы в вузах лидируют провинциалы. Без ЕГЭ они не попали бы в вузы. Таким образом, мы уже видим реальный эффект реформы.

 

В.Хомяков (?):
- Мне кажется, что все предложенные коллегами варианты можно разделить на системные изменения и конкретные призывы и реформы. Понятно, что программа кандидата в президенты должна содержать конкретные реформы. Но большинство из нас не устраивают именно фундаментальные основы нынешней системы. Был один пункт, который здесь мало обсуждался. К пункту о демократизации я бы добавил еще требование публичности. Кроме институциональной проблемы, надо создавать атмосферу публичности - и в этом направлении я предложил бы введение закона о доступе граждан к информации.
Получилась у нас дилемма - либо государственные СМИ, либо исключительно вариант Гусинского-Березовского. Но ведь можно реализовать систему регулирования частных СМИ. На мой взгляд, стране нужны и государственные, и частные СМИ, но частные СМИ необходимо регулировать.
Хотелось бы поспорить с тезисом о правовом вакууме в Чечне, поскольку мне кажется, что одна из фундаментальных проблем - это неверный вектор нашей правовой системы, превращающий правовое поле в формальность. Мы видим в Чечне не что иное, как наведение формального внешнего порядка - но оно только ухудшает ситуацию. Преступления не только не прекращаются, но их количество даже возрастает. Все способы псевдоправового урегулирования конфликта (в первую очередь это выборы) не решат не только чеченскую, но и другие сложные внутренние проблемы нашей страны.

 

Г.Белонучкин:
- Глебу Черкасову по поводу лозунга созыва Конституционного Собрания в 2006 году. Уже прошлая Дума начала бросаться из крайности в крайность тремястами голосов: сначала продляли полномочия конституционным судьям, потом востанавливали предельный возраст для всех, кроме Баглая и т.п.. Еще худшая ситуация будет в этой Думе. Если такой же процесс пойдет и по вопросу изменения Конституции, я представляю, что будет твориться.
Для того, чтобы Россия стала парламентской республикой, не надо менять Конституцию. Премьер-министр назначается с согласия Думы - это и есть парламентская республика.В 1996 году прошел Черномырдин в коммунистической Думе исключительно из-за трусости парламентариев.

 

Участник дискуссии:
В предварительных итогах меня заинтересовало отсутствие всех нас интересующих двух вопросов - о государственных или не государственных СМИ, а также по вопросу о налоговой, приватизационной, или другого рода амнистии - мы так и не смогли придумать какую-либо общую формулировку. Видно, что эти вопросы очень актуальные, и они очень резко разделяют.
Одним из немногих положительных итогов последних лет было то, что государство смогло сделать эффективный интересный телеканал - "Культура".

 

Участник дискуссии:
- Канал "Культура" - сам по себе проект замечательный, но такие проекты должны оплачивать те, кто им пользуется. Известно, что государство не может ничего хорошего создать, нужен какой-то коллектив, люди.

 

Участник дискуссии:
- Но государство же оплачивает, например, труд музейных работников. Если отдать в частные руки музеи - мы ни одной картины больше не увидим.

 

Участник дискуссии:
(Высказал мнение, что Эрмитаж, в случае его приватизации, продолжал бы успешно работать и развиваться)

 

Участник дискуссии:

 

- Государство всегда и везде финансирует проекты, которые нужны меньшинству и не нужны большинству.

 

(Конец диктофонной записи)

 


 

Итоговый список самых актуальных пунктов:
(Учитывались как голоса участников, поддержавших чужие тезисы, так и тезисы,совпадающие в разных программах)
1. Реформа армии (22 голоса), в том числе: переход к службе по контракту (17), трансформация призыва в гражданскую оборону по месту жительства (3)
2. Реформа правоохранительных органов (16), в частности: упразднить ФСБ (5)
3. Прекращение военных действий в Чечне (15), в том числе: переговоры с Масхадовым (6)
4. Свободное ношение оружия (11)
5. Выборность Совета Федерации Федерального Собрания РФ (10)
6. Отмена внутренних паспортов (9)
7. Уменьшение присутствия государства в СМИ (13), в том числе: запрет на государственные СМИ (8)
8. Отмена валютного регулирования (7)
9. Отмена обязательного страхования (7)

 

Значительное число участников также поддерживает следующие предложения:
1. Превращение Администрации Президента в канцелярию и передача всех функций управления правительству (6)
2. Прекращение политической компании против ЮКОСа и Ходорковского (6)
3. Приватизационная амнистия (6)
4. Снятие ограничений на партийность госчиновников (6)
5. Отмена обязательного лицензирования (5)
6. Снижение налогов (5)
7. Заменить гимн (на что угодно) (5)
8. Повышение зарплат бюджетникам (5)
 
« Итоги президентских выборов и контуры нового курса   Политический баланс после выборов: какой будет четвертая Дума? »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ