СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

   
08:01:2025 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

ПОЧТИ ЧЕРНОМЫРДИН Печать E-mail
  
02:12:2009 г.
В среду, 12 мая, Дума утвердила - точнее, переутвердила - Михаила Фрадкова на посту главы российского кабинета министров. Первый раз г-н Фрадков был утвержден в должности 5 марта, поэтому он счел необходимым отчитаться перед депутатами о проделанной работе. За два месяца, прошедших с момента первого назначения Фрадкова, курс правительства не изменился, поскольку это, как сказал премьер министр, "долгосрочный президентский курс". В то же время он признался, о что двухмесячная работа дала ему возможность "многое испытать на практике".
В своей речи премьер-министр отметил три приоритетных направления работы правительства. Это административная реформа, реформа социального сектора и бюджетная реформа. Больше всего внимания г-н Фрадков уделил административной реформе, что вполне понятно, поскольку она впрямую касается его самого и его ближайшего окружения. Задача, которая ставится правительством в связи с проведением административной реформы - это обеспечение стабильного экономического роста (будем надеяться, путем сокращения бюрократического вмешательства в экономику) и повышения качества жизни людей (вероятно, не только чиновников, но и других тоже). По мнению Фрадкова, необходимая для этого структура управления в целом уже отстроена и последние коррективы будут внесены ужев конце первого полугодия. Пока главное достижение - "расширение креативной составляющей в работе министров правительства". Однако для министров расширением креативности дело не ограничится. "Не в меньшей пропорции будет реализовываться и заложенный в саму философию и реорганизацию правительства принцип персональной ответственности за конкретные результаты", сказал г-н Фрадков, и немедленно пояснил, что он имеет в виду: "Если проще сказать, вот эта реорганизация дала возможность создать условия, в которых проявляются лучшие качества, могут проявиться лучшие качества каждого министра. Востребованными становятся профессионализм, глубокий подход к делу и ответственность. Всем, кто с такой постановкой задачи справится, есть место в работе правительства". У аудитории после этого разъяснения возникло впечатление, возможно, ошибочное, что у главы кабинета уже имеются на примете недостаточно креативные министры, которые не смогли проявить лучшие качества.
Рассуждения премьер-министра вокруг реформы социального сектора - а именно этот вопрос больше всего волновал депутатов - особого креатива не продемонстрировали. Идея реформы состоит в том, чтобы "предложить обществу вместо многолетних обещаний неких, по определению, непопулярных реформ, конкретный и реальный социальный пакет". Сокращение т.н. социальных гарантий (иначе говоря, перераспределения денег через государственные органы социального надзора) - совершенно необходимое дело. Однако проблема - и об этом говорили депутаты - состоит как минимум в том, что социальный пакет, о котором говорит правительство, является пакетом благих намерений, несмотря на все уверения Фрадкова, что кабинет будет предлагать "только реальные вещи вместо обещаний, которые то и дело приходится стыдливо замораживать".
В ходе дискуссии премьер не смог дать четкого ответа ни на один из конкретных вопросов, связанных с реформированием социального сектора, зато выдал замечательную формулу, достойную Виктора Степановича Черномырдина: "Мы (правительство) руководствуемся тем, чтобы не только не ухудшить, но в общем-то улучшить". Пример улучшения. Правительству не нравится дифференциация доходов между самыми бедными и самыми богатыми, когда разница достигает 14-15 раз. Чтобы уменьшить разницу, оно предлагает снизить единый социальный налог, одновременно повысив налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины. При этом, разумеется, налоги на нефтянку уже повышены, а снижение соцналога еще только обсуждается. Особенно трогательно то, что правительство ставит себе в заслугу тот факт, что повышение налогов прошло в Думе и Совете Федерации "без лишнего шума и пыли", и, как сообщил Фрадков, собирается и в дальнейшем совершенствовать налогообложние бесшумно и непыльно.
Кроме конкретных задач, премьер затронул в своем выступлении и общие вопросы государственной экономической политики. Поскольку изложению такие вещи поддаются с трудом, вот обширная цитата: "Инаугурация президента - реальное начало второго срока - открывает новое "окно возможностей" для прорывных действий правительства, создания в максимально сжатые сроки заделов на среднесрочную перспективу. […] Говорю именно об "окне возможностей" не потому, что оно вот-вот захлопнется, и лимит на решительность закончится. […] Конечно, последние несколько лет мы с вами привыкли жить в условиях относительно стабильного роста, кому-то могло показаться, что теперь можно, наконец, успокоиться и излучать оптимизм. Однако жизнь идет вперед, и нам предстоит еще найти ответы на вопросы, как справляться с наметившимся замедлением роста и внутреннего спроса, что нужно сделать для насыщения показателей валового внутреннего продукта не только сырьевым содержанием и торговыми операциями. Пока мы здесь, образно говоря, собираем плоды только с самых нижних веток дерева. Не задействовали весь спектр возможностей, которыми располагает страна. Не буду вновь повторять хорошо известный набор слов: структурные сдвиги, диверсификация, промышленная политика, точки роста, реальный сектор и тому подобное. Как правило, слова эти от частого употребления уже превращаются в заклинания, в застывшие лозунги. Дело в другом - в поиске алгоритма действий, чтобы реализовать совершенно конкретные текущие задачи с помощью самого разнообразного инструментария. Сегодня правительство активно работает над использованием возможностей системного анализа, целеполагания, развертывания поставленных целей в конкретные задачи и концентрации на них необходимых ресурсов. Необходимо создание целостной системы проектно-целевого управления, без которого ни одна из задач, выходящих за рамки инерционного развития, не может быть успешно решена. […] Использование всего нового, передового, помогающего в решении задач роста производительности труда, качества продукции и услуг - так бы я определил новую философию нашей экономики." Ну что тут скажешь? Действительно, ни убавить, ни прибавить. Черномырдин и Горбачев в одном флаконе. Поэтому, видимо, в положенных им по регламенту выступлениях представители фракций говорили не о программе премьера, а о своем, о девичьем.
Олег Морозов от имени "Единой России" попросил, чтобы побольше депутатов включали в различные комиссии правительства. Николай Кондратенко (КПРФ) говорил о погоде, то есть о климатической неполноценности РФ. Владимир Жириновский с неудовольствием констатировал: "Правительство должно бояться прокурора и депутатов, а они ничего не боятся". Добродушный лидер "Родины" Дмитрий Рогозин пожелал большому кораблю правительства - большую торпеду. В заключительном слове Михаил Фрадков поблагодарил депутатов, как он выразился, "за крупицы", после чего был благополучно переутвержден - несмотря на то, что его не поддержали коммунисты и "Родина", он получил 356 голосов, или на два голоса больше, чем в мае. После чего, излучая оптимизм, пошел, используя возможности системного анализа и целеполагания, создавать целостную систему проектно-целевого управления.

Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")

 
« ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ЗАДАЧНИК   КРЕМЛЕВСКИЙ ЦЕРЕМОНИАЛ »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ