В среду, 12 мая, Дума утвердила - точнее, переутвердила - Михаила
Фрадкова на посту главы российского кабинета министров. Первый раз г-н
Фрадков был утвержден в должности 5 марта, поэтому он счел необходимым
отчитаться перед депутатами о проделанной работе. За два месяца,
прошедших с момента первого назначения Фрадкова, курс правительства не
изменился, поскольку это, как сказал премьер министр, "долгосрочный
президентский курс". В то же время он признался, о что двухмесячная
работа дала ему возможность "многое испытать на практике". В своей речи премьер-министр отметил три приоритетных
направления работы правительства. Это административная реформа, реформа
социального сектора и бюджетная реформа. Больше всего внимания г-н
Фрадков уделил административной реформе, что вполне понятно, поскольку
она впрямую касается его самого и его ближайшего окружения. Задача,
которая ставится правительством в связи с проведением административной
реформы - это обеспечение стабильного экономического роста (будем
надеяться, путем сокращения бюрократического вмешательства в экономику)
и повышения качества жизни людей (вероятно, не только чиновников, но и
других тоже). По мнению Фрадкова, необходимая для этого структура
управления в целом уже отстроена и последние коррективы будут внесены
ужев конце первого полугодия. Пока главное достижение - "расширение
креативной составляющей в работе министров правительства". Однако для
министров расширением креативности дело не ограничится. "Не в меньшей
пропорции будет реализовываться и заложенный в саму философию и
реорганизацию правительства принцип персональной ответственности за
конкретные результаты", сказал г-н Фрадков, и немедленно пояснил, что
он имеет в виду: "Если проще сказать, вот эта реорганизация дала
возможность создать условия, в которых проявляются лучшие качества,
могут проявиться лучшие качества каждого министра. Востребованными
становятся профессионализм, глубокий подход к делу и ответственность.
Всем, кто с такой постановкой задачи справится, есть место в работе
правительства". У аудитории после этого разъяснения возникло
впечатление, возможно, ошибочное, что у главы кабинета уже имеются на
примете недостаточно креативные министры, которые не смогли проявить
лучшие качества.
Рассуждения премьер-министра вокруг реформы социального сектора - а
именно этот вопрос больше всего волновал депутатов - особого креатива
не продемонстрировали. Идея реформы состоит в том, чтобы "предложить
обществу вместо многолетних обещаний неких, по определению,
непопулярных реформ, конкретный и реальный социальный пакет".
Сокращение т.н. социальных гарантий (иначе говоря, перераспределения
денег через государственные органы социального надзора) - совершенно
необходимое дело. Однако проблема - и об этом говорили депутаты -
состоит как минимум в том, что социальный пакет, о котором говорит
правительство, является пакетом благих намерений, несмотря на все
уверения Фрадкова, что кабинет будет предлагать "только реальные вещи
вместо обещаний, которые то и дело приходится стыдливо замораживать". В ходе дискуссии премьер не смог дать четкого ответа ни на
один из конкретных вопросов, связанных с реформированием социального
сектора, зато выдал замечательную формулу, достойную Виктора
Степановича Черномырдина: "Мы (правительство) руководствуемся тем,
чтобы не только не ухудшить, но в общем-то улучшить". Пример улучшения.
Правительству не нравится дифференциация доходов между самыми бедными и
самыми богатыми, когда разница достигает 14-15 раз. Чтобы уменьшить
разницу, оно предлагает снизить единый социальный налог, одновременно
повысив налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины. При
этом, разумеется, налоги на нефтянку уже повышены, а снижение соцналога
еще только обсуждается. Особенно трогательно то, что правительство
ставит себе в заслугу тот факт, что повышение налогов прошло в Думе и
Совете Федерации "без лишнего шума и пыли", и, как сообщил Фрадков,
собирается и в дальнейшем совершенствовать налогообложние бесшумно и
непыльно. Кроме конкретных задач, премьер затронул в своем
выступлении и общие вопросы государственной экономической политики.
Поскольку изложению такие вещи поддаются с трудом, вот обширная цитата:
"Инаугурация президента - реальное начало второго срока - открывает
новое "окно возможностей" для прорывных действий правительства,
создания в максимально сжатые сроки заделов на среднесрочную
перспективу. […] Говорю именно об "окне возможностей" не потому, что
оно вот-вот захлопнется, и лимит на решительность закончится. […]
Конечно, последние несколько лет мы с вами привыкли жить в условиях
относительно стабильного роста, кому-то могло показаться, что теперь
можно, наконец, успокоиться и излучать оптимизм. Однако жизнь идет
вперед, и нам предстоит еще найти ответы на вопросы, как справляться с
наметившимся замедлением роста и внутреннего спроса, что нужно сделать
для насыщения показателей валового внутреннего продукта не только
сырьевым содержанием и торговыми операциями. Пока мы здесь, образно
говоря, собираем плоды только с самых нижних веток дерева. Не
задействовали весь спектр возможностей, которыми располагает страна. Не
буду вновь повторять хорошо известный набор слов: структурные сдвиги,
диверсификация, промышленная политика, точки роста, реальный сектор и
тому подобное. Как правило, слова эти от частого употребления уже
превращаются в заклинания, в застывшие лозунги. Дело в другом - в
поиске алгоритма действий, чтобы реализовать совершенно конкретные
текущие задачи с помощью самого разнообразного инструментария. Сегодня
правительство активно работает над использованием возможностей
системного анализа, целеполагания, развертывания поставленных целей в
конкретные задачи и концентрации на них необходимых ресурсов.
Необходимо создание целостной системы проектно-целевого управления, без
которого ни одна из задач, выходящих за рамки инерционного развития, не
может быть успешно решена. […] Использование всего нового, передового,
помогающего в решении задач роста производительности труда, качества
продукции и услуг - так бы я определил новую философию нашей
экономики." Ну что тут скажешь? Действительно, ни убавить, ни
прибавить. Черномырдин и Горбачев в одном флаконе. Поэтому, видимо, в
положенных им по регламенту выступлениях представители фракций говорили
не о программе премьера, а о своем, о девичьем. Олег Морозов от имени "Единой России" попросил, чтобы
побольше депутатов включали в различные комиссии правительства. Николай
Кондратенко (КПРФ) говорил о погоде, то есть о климатической
неполноценности РФ. Владимир Жириновский с неудовольствием
констатировал: "Правительство должно бояться прокурора и депутатов, а
они ничего не боятся". Добродушный лидер "Родины" Дмитрий Рогозин
пожелал большому кораблю правительства - большую торпеду. В
заключительном слове Михаил Фрадков поблагодарил депутатов, как он
выразился, "за крупицы", после чего был благополучно переутвержден -
несмотря на то, что его не поддержали коммунисты и "Родина", он получил
356 голосов, или на два голоса больше, чем в мае. После чего, излучая
оптимизм, пошел, используя возможности системного анализа и
целеполагания, создавать целостную систему проектно-целевого
управления.
Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")
|