В пятницу, 2 июля, Дума приняла в первом чтении закон под ужасным
названием "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", более известный как
закон о монетизации льгот. Объявленные разработчиками - правительством
РФ - цели закона состоят в том, чтобы отменить фактически
нефинансируемые (то есть чисто виртуальные, никогда не действовавшие)
социальные льготы, заменить натуральные льготы (бесплатный проезд в
городском транспорте, бесплатные лекарства и т.п.) денежными
компенсациями и распределить - точнее, перераспределить - обязанности
по т.н. социальной защите граждан между федеральным правительством и
регионами. По существу, принятие закона означает реформирование системы
социального обеспечения. При этом государство остается патерналистским;
речь идет не о том, чтобы сократить уровень социальной защиты (то есть
уровень изъятия денег у налогоплательщиков под предлогом нужд
социального обеспечения) и предоставить свободу экономической
инициативе и частной благотворительности граждан. Главное в реформе -
это деньги вместо льгот, увеличение социальной роли федерального центра
и, в особенности, социального министерства, а также передача наиболее
трудновыполнимых социальных обязательств от центральной власти на
региональный и местный уровень.
Предложенная правительством социальная реформа чрезвычайно
непопулярна в обществе. Большинство граждан уверено, что в результате
реформы произойдет демонтаж сложившейся за постсоветское десятилетие
системы социальных гарантий. Люди не склонны доверять словам
федеральных чиновников о том, что денежные компенсации, которые должны
придти на смену льготам, улучшат их жизнь. Нельзя сказать, что их
опасения беспочвенны; первые конкретные предложения правительства
относительно того, сколько стоят те или иные льготы, были просто
шокирующими. Например, компенсация для инвалидов первой группы должна
была составить около 300 рублей в месяц: предполагалось, что этих
копеек достаточно, чтобы покрыть их расходы, в частности, на транспорт
и лекарства. Шквал общественного возмущения и в частности, протесты
влиятельных депутатов от "Единой России", заставили правительство
скорректировать цифры. Важно отметить, что даже те общественные группы, которые в
принципе поддерживают минимизацию государственных социальных льгот (в
конце концов, большинство людей самостоятельны, а что касается слабых и
больных, то от помощи родственников, друзей и частных благотворителей
им гораздо больше толка, чем от государственной системы социального
обеспечения), были возмущены той бесчувственностью, которую
продемонстрировало правительство по отношению к предрассудкам людей
старших возрастов, воспитанных на советской социальной демагогии.
Допустим даже, что предложенные денежные пособия покрывают стоимость
натуральных льгот, хотя это и не так. Однако проблема в том, что
большинство неработающих (то есть немолодых) пенсионеров, будучи
советскими людьми, воспринимает натуральные льготы как дань уважения
возрасту и заслугам, а целевые денежные компенсации - как
оскорбительную подачку, и изменить это отношение невозможно. Поэтому
настойчивость правительства, особенно на фоне грандиозных резервов,
невиданных цен на нефть и известий об экономическом буме, выглядит
просто садистски. Почему бы, называя вещи своими именами, не дать
возможность старшему поколению дожить так, как им больше нравится и
вводить пресловутые денежные пособия постепенно? Почему в случае с
пенсионной реформой это было возможно, а в случае с социальной реформой
- нет? Уму непостижимо. Неудивительно, что и президент Путин, и премьер
Фрадков дистанцировались от реформы, предоставив отдуваться министру
финансов Алексею Кудрину и министру труда и здравоохранения Михаилу
Зурабову. За исключением, пожалуй, не представленной в парламенте
партии СПС, ни одна российская политическая партия не поддержала
правительственную реформу. Неудивительно, что коммунисты и другие левые
обвинили правительство в посягательстве на святое и намерении уморить
стариков. Очень многие регионы - и местные парламенты , и губернаторы -
не побоялись прислать в Думу отрицательные отзывы на правительственный
законопроект. Чрезвычайно существенно и то, что партия парламентского
большинства - "Единая Россия" - тоже отнеслась к правительственной
инициативе критически. С большим трудом и ценой ряда существенных
уступок (или обещаний пойти на уступки) правительству удалось уговорить
лояльнейшее парламентское большинство проголосовать "за". Правда,
нашлось десять непреклонных, которые голосовали против, но все они
одномандатники и ни один не является членом партии "Единая
Россия". Единороссы обставили своей согласие поддержать закон кучей
требований: от сохранения единой тарифной сетки до введения переходного
периода по наиболее чувствительным для населения льготам. При этом одна
из четырех групп, на которые разделена фракция ЕР - группа Олега
Морозова, в которой сильнее всего представлены люди из так называемого
"лужковского лобби" - так и не приняла официального решения о поддержке
законопроекта, несмотря на то что, когда дошло до голосования, её члены
проголосовали "за". Заключения думских комитетов на законопроект
выглядят так, как будто их писали отъявленные оппозиционеры, а не
представители считавшейся до сих пор карманной политической партии.
Например, от комитета по труду правительство не дождалось даже кислого
одобрения. В чем же дело? Вероятно, в том, что депутаты, пусть и самые
что ни на есть ручные, во-первых, зависят не только от Кремля, а и от
региональных властей (и, страшно сказать, даже от избирателей),
во-вторых, менее изолированы от жизни, чем члены правительства. Правительственная инициатива монетизации льгот вызвала
волну акций протеста, в ходе которых выяснилось, что идея сильного
социального (т.е. перераспределяющего) государства пользуется широкой
общественной поддержкой. В ходе дискуссии была практически
сформулирована некая лево-социал-демократическая платформа, которую
разделяют большинство коммунистов, часть т.н."демократов" (к примеру,
"Яблоко"), зависимые и независимые профсоюзы, правозащитники, многие
региональные лидеры а также иные политики левых взглядов, формально
принадлежащие к самым различным партиям. Можно сказать, что
правительство сделало все от него зависящее для подъема левого движения
в России, кое-что - для раскола партии власти, и, возможно, даже
поспособствовало некоторому падению популярности президента. Вот что
значит грамотный подход к реформе, которая между тем, вовсе не
ограничивается социальным сектором. Закон с непроизносимым названием
вносит изменения в 150 законодательных актов, и далеко не все из них
относятся к социальной сфере. Поправки вносятся, например, в Водный и
Лесной кодексы, в закон о газоснабжении и даже в закон об основных
гарантиях избирательных прав граждан. Направлены они в основном на
усиление полномочий федерального центра и отдельных министерств. Эта
сторона "закона о льготах" почему-то не обсуждается, а жаль.
Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")
|