В субботу, 10 июля, завершилась первая сессия Государственной думы
четвертого созыва. Самое время подводить итоги первых шести месяцев
работы новой Думы, что и сделал председатель (Думы и фракции "Единая
Россия") Борис Грызлов. По его мнению, работа парламента нового созыва
была "интенсивной и результативной". За сессию Дума приняла 5
федеральных конституционных законов, которые уже вступили в силу, и 100
обычных федеральных законов, из которых 60 подписаны президентом. Много
времени депутаты уделили разбору завалов, оставшихся от предыдущего
созыва. Грызлов подчеркнул, что первая сессия парламента совпала со
сменой состава правительства и административной реформой. Дума
утверждала премьер-министра Фрадкова два раза, что дало депутатам
возможность как следует узнать взгляды главы правительства. Начало
административной реформы и, в частности, реформа кабинета, означала для
Думы необходимость срочного принятия поправок в закон о правительстве и
законы об отдельных ведомствах, с чем депутаты успешно справились. Другим важным направлением работы Думы, по мнению Грызлова,
стало развитие налоговой системы. Депутаты снизили единый социальный
налог, что должно привести к общему облегчению налогового бремени . С
другой стороны, по предложению правительства Дума увеличила экспортные
пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых, что позволит,
как выразился спикер, "изымать сверхприбыль".
Наиболее важным вопросом, который обсуждала Дума в ходе весенней
сессии, по мнению Грызлова, стал закон о разграничении полномочий между
различными уровнями власти, в том числе в социальной сфере, более
известный как "закон о монетизации льгот". Принятый в первом чтении
закон, сообщил лидер "Единой России", нуждается в серьезной доработке.
Другие актуальные законы, над которыми работала Дума, относятся к
решению жилищных проблем. За полгода Дума ратифицировала 21 международный договор. Из
них спикер отметил Соглашение об адаптации ДОВСЕ в связи с расширением
НАТО и соглашение о ЕЭП, экономическом союзе четырех стран - России,
Украины, Белоруссии и Казахстана. В целом, отметил Борис Грызлов,
работа Думы развивается в русле задач, поставленных президентом России
в послании Федеральному собранию 26 мая 2004 года. Регламент пленарного заседания отводит спикеру всего 10
минут на подведение итогов сессии, поэтому у него не хватило времени на
все законы, принятые Думой в этом году. К примеру, он не упомянул о
двух законах - о митингах и демонстрациях и о референдуме - которые
вызвали бурную дискуссию в стране. Напомним: чтобы позволить гражданам
митинговать и демонстрировать не только на лесных опушках, но и рядом с
органами власти (за исключением судов и президентских резиденции),
понадобилось вмешательство общественности и поправки президента. Что
касается референдума, то процедура, которую вводит новый закон,
гарантирует: организаторам референдума нужно будет пройти огонь, воду,
медные трубы и истоптать двенадцать пар железных башмаков для того,
чтобы добиться всенародного обсуждения волнующих их вопросов. Шести месяцев достаточно, чтобы начал складываться
внутренний распорядок думской жизни. Если в двух словах, то нынешняя
Дума устроена так: Есть мега-фракция "Единая Россия" и все остальные.
"Единая Россия" контролирует Совет Думы, все комитеты, повестку
пленарных заседаний, аппарат, назначение слушаний и т.п. Возможности
остальных трех фракций (КПРФ, ЛПДР и "Родины") влиять на принятие
решений в Думе, мягко говоря, близки к нулю, что прекрасно осознают
члены этих фракций. Зато у них есть возможность излагать свои взгляды,
выступая на пленарных заседаниях Думы, чем они и пользуются. Кроме
того, КПРФ и "Родина" заняты внутрифракционной грызней. В КПРФ
зюгановцы и тихоновцы-семигинцы решают, кто из них имеет право на
партийный брэнд, в связи с чем ожидается массовый исход раскольников из
фракции. Во фракции "Родина" лидер одноименной партии Дмитрий Рогозин
занимается нейтрализацией потенциальных конкурентов; уже подсижен
Сергей Глазьев, еще недавно - надежда российских левых, на очереди -
Сергей Бабурин. "Единая Россия", как показывает практика, является
пропрезидентской фракцией, но больше не является фракцией стопроцентно
проправительственной. В начале сессии реакция единороссов на любые
инициативы исполнительной власти, что Кремля, что Белого дома, была
однозначной: "Рады стараться, ваше благородие!" Однако через некоторое
время, по мере того. как депутаты осознавали, что в течение следующих
четырех лет никакое начальство уволить их не в состоянии, дисциплина
начала расшатываться. Налоговые инициативы правительства не вызвали
бурного и единодушного одобрения среди единороссов, а уж первоначальный
вариант закона о монетизации льгот и вовсе вызвал бурный протест. В
феврале или марте правительство приказывало, а Дума, то есть "Единая
Россия", повиновалась. Сейчас солидарному голосованию единороссов за
инициативы правительства предшествуют длительные переговоры и поиски
компромисса. Задачу поиска компромисса усложняет то, что "Единая
Россия" не едина. Например, депутаты, близкие к мэру Москвы Юрию
Лужкову, неформально обозначаются как "московская группа". Андрей
Исаев, один из лидеров официальных профсоюзов, считается неформальным
лидером "левой платформы" в "Единой России". "Правыми" единороссами
принято считать Виктора Плескачевского и Владислава Резника. В общем,
серая масса при ближайшем рассмотрении оказалась довольно разноцветной,
причем по преимуществу розовой. Думские каникулы будут недолгими. В начале августа депутаты
соберутся на дополнительные заседания, чтобы допринять законы из
"жилищного пакета" и утвердить реформу социальной сферы. Это означает,
что те парламентарии, которые заинтересованы во внесении поправок в
законопроекты, продолжат ругаться с правительством, несмотря на
формальное завершение сессии. Результат их усилий будет виден примерно
через две недели.
Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")
|