|
|
НОВЫЕ ГУБЕРНАТОРЫ |
|
|
|
02:12:2009 г. |
На прошлой неделе Государственная дума приняла поправки в закон "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", установив новый порядок, по которому субъекты будут
обзаводиться высшими должностными лицами (губернаторами). Порядок этот,
как отмечали представители думского комитета, ответственного за закон,
не является ни выборами, ни назначением. Выборность губернаторов после
террористического акта в Беслане стала угрожать безопасности и
целостности России; а назначение губернаторов, даже по мнению авторов
политической реформы, плохо вяжется с действующей Конституцией. Поэтому
политреформаторы изобрели новый вариант - "наделение полномочиями". На
взгляд человека с улицы, "наделение полномочиями" состоит в том, что
президент будет назначать губернатора с согласия регионального
парламента - примерно так же, как сейчас он назначает премьер-министра
с согласия Государственной думы. Однако, с точки зрения лиц
посвященных, наделение полномочиями - это совсем не то, что назначение,
хотя объяснить публике эту очевидную для них разницу посвященные не в
состоянии. Введение нового порядка занятия должности губернатора
выглядит как разрушение основ российского федерализма и сосредоточение
в руках одного человека - Владимира Путина - дополнительных полномочий.
Однако надо понимать, что этот закон - декларация о намерениях.
Реальная власть на территориях (то есть в стране) не принадлежит
московским чиновникам, включая главного из них, и завладеть ею не
так-то просто. Как заметил представитель Госсовета (парламента)
Татарстана на парламентских слушаниях о законодательном обеспечении
президентской политической реформы, президент может распустить Госсовет
- но он получит в Татарстане вторую Чечню.
Тем не менее, прямых губернаторских выборов скоро не будет
(вероятно, последние состоятся 23 января в Ненецком автономном округе).
Вместо этого шумного и публичного мероприятия будет тихо и скромно
оформляться "решение о наделении гражданина РФ по представлению
субъекта РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ". Предложение о кандидатуре губернатора вносит президент, не
позднее чем за 35 дней до окончания срока полномочий предыдущего
губернатора. Перед внесением президент проводит "соответствующие
консультации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ".
Таким образом, закон не разрешает президенту предложить кандидата
просто так, без соответствующих консультаций. Он обязывает главу
государства посоветоваться с кем-нибудь - правда, с кем, не уточняется.
Упоминание о "соответствующих консультациях" появилось в законе между
первым и вторым чтениями. Первоначально никаких консультаций не
предполагалось. Представители регионов потребовали вписать в закон
обязательные предварительные консультации по кандидатуре губернатора с
регионом. Их пожелания были учтены - частично. Проконсультировавшись с местными "элитами", чиновниками
своей администрации, женой, лабрадором Кони или с Кондолизой Райс, что
тоже не запрещено законом, президент предлагает кандидата региональному
законодательному органу. Орган должен принять решение в течение двух
недель. Для наделения кандидата полномочиями достаточно простого
большинства от установленного числа депутатов. Если региональные депутаты отклонили президентскую
кандидатуру или не смогли принять решения, то президент, уже не
консультируясь, в течение недели вносит либо старого, либо нового
кандидата. Если депутаты упорствуют, президент назначает врио
губернатора (врио, в отличие от полноценного губернатора, не имеет
права распускать региональный парламент и вносить предложения об
изменении региональной конституции). Первоначально предполагалось, что
врио можно будет назначать на неограниченный срок - в итоге срок
удалось ограничить шестью месяцами. В результате ожесточенной борьбы между администрацией
президента РФ и представителями регионов РФ в законе появилась
возможность "третьей попытки". Если за два раза президенту не удалось
назначить своего протеже (тут возможны всякие варианты: кандидат
отклонен, решение не принято или комбинация этих двух событий), то он в
течение месяца "проводит соответствующие консультации" с региональным
законодательным органом по кандидатуре высшего должностного лица
региона. По прошествии месяца президент может либо внести кандидата в
третий раз, либо назначить врио, либо распустить региональный
парламент. Если и с третьего раза президентский избранник не проходит,
президент "вправе" распустить региональный парламент. По Конституции
президент РФ не имеет полномочий распускать законодательный орган
власти субъекта Федерации. Закон "об общих принципах организации
органов власти" предоставляет ему такое право. Возникает коллизия,
которая, весьма вероятно, в будущем потребует вмешательства
Конституционного суда. Несмотря на попытки ряда депутатов установить порядок
занятия губернаторской должности, обеспечивающий сменяемость
губернаторов, в законе нет ограничений на число сроков для высшего
должностного лица региона. Единственное ограничение - не реже чем
каждые пять лет губернатор должен проходить через процедуру "наделения
полномочиями". Президент может досрочно отрешить губернатора от
должности в связи с утратой доверия (президента) или ненадлежащим
исполнением обязанностей. Если региональный парламент выразил
губернатору недоверие, то президент может отрешить губернатора, а может
и не отрешать; то же относится к случаю, когда губернатор обвиняется в
совершении преступления. Таким образом, самое главное для губернатора -
пользоваться доверием президента. Губернаторы, избранные простым народом, могут, согласно
закону, поставить перед президентом "вопрос о доверии и досрочном
сложении своих полномочий". В ответ на это президент в течение неделе
должен решить, доверяет ли он губернатору. Если президент решит, что он
губернатору доверяет, то он вносит кандидатуру любимца в региональный
парламент для оформления решения о наделении полномочиями. Барская
любовь - конечно, важный фактор карьерного успеха, и наверно,
правильно, чтобы об этом было прямо записано в законе. Вероятно, было
бы полезно также записать в преамбуле закона, что в связи с незрелостью
российского общества, беспробудной глупостью российского избирателя и
неспособностью региональных парламентариев выбрать лучшего из
нескольких кандидатов, президент выполняет свою конституционную
обязанность по обеспечению согласованного функционирования и
взаимодействия органов государственной власти как умеет.
Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")
|
|
|
|
|
|