В среду, 9 февраля, Государственная Дума обсуждала вопрос: а не
выразить ли правительству недоверие? Понятно, что при
трехсот-с-чем-то-головой "Единой России" ничего из этой затеи выйти не
могло. И не вышло. За недоверие проголосовали 112 депутатов
(коммунисты, почти все "родинцы" десяток жириновцев и пять членов
фракции ЕР из числа одномандатников), против - 20 (наиболее преданные
единороссы во главе с Борисом Грызловым). Зато спектакль получился. К
сожалению, гражданам всего показывать не стали, прежде всего -
получасового монолога председателя правительства Михаила Фрадкова,
которому чрезвычайно удалась роль отстающего ученика, который обещает
педагогическому коллективу родной школы, что непременно исправится.
Михаил Фрадков, получивший пост премьера благодаря путинскому
капризу - не частый гость в Думе. После того, как его утвердили главой
правительства, он не заглядывал в парламент. Предполагалось, что в
начале марта он расскажет депутатам о социально-экономическом положении
в России, но сложилось так, что пришлось ему тащиться в Думу раньше -
из-за злосчастной монетизации льгот. Выступление Фрадкова перед
депутатами было классикой жанра "учил, но забыл": ни одной цифры,
ничего конкретного, но зато куча ссылок на труднопреодолимые
обстоятельства и высокопарно-бессмысленные обороты. Например, начало
речи было таким: "Я отдаю себе отчет, что это не самый лучший повод
встречаться с вами по поводу недоверия правительству, но жизнь внесла
свои коррективы… Я проработал около года председателем правительства в
достаточно непростых условиях, и я извлек уроки". Уроки, извлеченные
г-ном Фрадковым за год учебы, вызывают живейшее желание оставить его на
второй год. Например, после того, как начались массовые протесты
пенсионеров, он усвоил, что ответственность центра и регионов в этом
вопросе невозможно разделить. Другой важный урок состоит в том, что
нужно расширить подходы к поддержке экономического роста. Кроме того,
что "ключевым элементом остается удвоение ВВП", ученик Фрадков выучил
слова "ипотека", "частно-государственное партнерство" и
"пространственная политика". Особенно поразил аудиторию последний урок
- что необходимо, как выяснилось, увязывать стоимость реформы с
имеющимися ресурсами. После этого высокопоставленный двоечник бойко
рассказал, как он займется бюджетированием от цели, реализует с помощью
10 стратегий имеющиеся у России сравнительные преимущества, а также
проведет реформы ЖСК, образования и здравоохранения в тесной увязке с
регионами. Закончил он в духе "честное пионерское": "У нас есть все
необходимое - и руки, и голова - чтобы эту надежду оправдать". Дополнительные вопросы, которые депутаты задавали г-ну
Фрадкову почти час, только подтвердили первоначальное впечатление о его
успехах в учебе. Искренность отвечавшего иногда была обезоруживающей.
Например, он признался, что административная реформа проходит тяжело и
о результатах говорить преждевременно. По поводу акций протеста он
выразился следующим образом: "То, что мы испытали через монетизацию, мы
за деревьями увидели лес". Где неуспевающий школьник, там должна быть строгая
учительница. Эту роль сыграла Оксана Дмитриева, бывшая яблочница, а
ныне независимый депутат. Главный тезис её выступления состоял в том,
что, находясь в исключительно благоприятных внешних условиях (высокие
цены на нефть и другие традиционные экспортные товары), правительство
добилось роста инфляции и уменьшения доходов граждан. Абсолютно все
заявленные реформы - административная, бюджетная, реформа ЖКХ - позорно
провалились. В чем причина провала реформ? Мнение Дмитриевой таково.
Все они проводились по одной схеме: изъять деньги у налогоплательщиков
и бизнеса, а потом сформировать финансовый поток и посадить на него
близких людей и близкие компании. К сожалению, г-жа Дмитриева не
назвала прямо имена близких людей и компаний. Странно также, что в
качестве лекарства она предложила потратить на социальную сферу
Стабилизационный фонд, поскольку нет никаких гарантий, что и на этот
финансовый поток не сядут близкие люди. "Проблема в том, что граждане, в отличие от правительства,
умеют считать до десяти" - заключила г-жа Дмитриева. Свое мнение об
успеваемости Фрадкова высказали и другие члены педсовета. Мнение
лояльного большинства "Единой России" выразил Олег Морозов: "У вас,
Михаил Ефимович, слишком много самокритики. У вас в правительстве
слишком много замечательных объясняльщиков, но люди хотят знать, когда
их положение изменится к лучшему". Завуч Морозов дал правительству два
месяца на работу над ошибками. Фрадков согласился на шесть.
Пионервожатый Жириновский предложил радикальный способ исправить
положение: собраться вшестером - Зурабов, Кудрин, Греф, Рогозин,
Жириновский и Зюганов - и "подышать угарным газом, как это практикуют
японцы". Молодой, но строгий преподаватель Рогозин не просто ругал
правительство неудачниками и безответственными, но еще и добивался у
Фрадкова, чтобы он ответил, как выглядит сторублевая бумажка. Геннадий
Зюганов, выступив в роли учителя начальной военной подготовки, пугал
войной и - единственный - упомянул правительство "Путина-Фрадкова". В
заключительном слове Фрадков сказал: "Я хотел почувствовать нерв, и я
его почувствовал. У меня сейчас не только воля, но и силы появились". Весь этот думский педсовет сам по себе был довольно
забавным зрелищем, но если представить себе, что воспитуемый двоечник
способен оказывать хоть какое-нибудь влияние на государственную
политику, то смеяться не хочется. Если же задуматься над тем, о чем
говорила Оксана Дмитриева - что путинский курс состоит всего-навсего в
том, чтобы посадить близких людей на финансовые потоки - становится уж
вовсе грустно.
Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")
|