СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

   
10:01:2025 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

ВЫБОРЫ НЕ ДЛЯ ВСЕХ Печать E-mail
  
02:12:2009 г.
В пятницу, 20 мая, Государственная дума приняла в первом чтении президентский законопроект "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации". Этот законопроект уже успели окрестить "избирательным законом номер 122". "Закон номер 122", он же закон о "монетизации" льгот, успешно разрушил органически сложившуюся в пост-советской России систему социального обеспечения, создав на её месте административный хаос. Законопроект об изменениях в избирательном законодательстве разрушает сложившуюся избирательную систему и является очередным примером истерического регулирования, которым зачем-то занимается Кремль.
За день до рассмотрения избирательного законопроекта президент подписал новый закон о выборах в Государственную Думу, направленный на сокращение политической конкуренции. Закон запрещает создание избирательных блоков, в том числе политическим партиям, ликвидирует выборы по одномандатным округам, закрепляет семипроцентный барьер для участников выборов и разрешает политическим партиям (точнее, одной политической партии - приближенной к исполнительной власти) использовать в качестве лидеров избирательных списков знаменитостей (губернаторов, министров, поп-звезд и др.), заведомо не заинтересованных в депутатском мандате. Законопроект продолжает дело, начатое законом. Он запрещает создание избирательных блоков на выборах всех уровней - областных, городских, местных. Напомним, что после введения осенью 2003 года обязательной системы частичного пропорционального представительства на выборах в региональные парламенты блоки успешно выдерживали конкуренцию с политическими партиями, включая "Единую Россию" и КПРФ.
Президентский законопроект снижает с 25 до 5% предельное число т.н. недостоверных подписей. Если пять процентов подписей (одна из двадцати) будут забракованы избирательной комиссией, то партия не допускается к выборам. При этом она лишается возможности подстраховаться, внеся избирательный залог. Вводится единый день голосования по американскому образцу - во второе воскресенье марта, с резервным днем - первым воскресеньем октября, а в год думских выборов - первым воскресеньем декабря. У политических деятелей, не принадлежащих к правящей бюрократии, даже этот шаг вызывает тревогу - они полагают, что совмещение выборов увеличивает возможности аппаратного манипулирования волеизъявлением граждан. Предусмотрена возможность проведения безбумажного электронного голосования. Это невинное, на первый взгляд, нововведение также беспокоит оппозицию, поскольку дает лицам, контролирующим системы электронного голосования, то есть государственным чиновникам, возможность ранней "корректировки" его результатов.
Законопроект вводит в Государственной Думе рабовладение, запрещая депутатам всех уровней переход из одной фракции в другую. Депутат не имеет также права сменить партийную принадлежность в момент формирования Думы нового созыва и войти в неродную фракцию. Естественно, до сих пор фракционные переходы были совершенно обычным явлением. Партии-рабовладельцы также приписывают депутатов, входящих в общефедеральную (в отличие от региональной) часть избирательного списка к субъектам федерации, с которыми эти депутаты обязаны поддерживать связь. Формы, способы и частота связей депутата с избирателями подробно оговариваются в законе. В целом посли принятия закона степень самостоятельности каждого отдельного взятого депутата резко снизится. По мнению идеологов избирательной реформы, это должно привести к усилению политических партий.
Действительно, партии по новому закону получают полный контроль над депутатами, а также повышенное в десять раз (до пяти рублей за голову избирателя) государственное финансирование. С другой стороны, законопроект предусматривает усиление государственного регулирования деятельности партий. Например, детально регламентируется порядок принятия устава и программы партии. Но это еще не всё. Президентский закон предписывают региональному отделению политической партии в обязательном порядке рассматривать заявления беспартийных, желающих быть включенными в избирательный список партии. Для этого необходимо всего-навсего заручиться поддержкой десяти членов регионального отделения. Совершенно очевидно, что для желающих заблокировать деятельность той или иной политической партии в том или ином регионе тут открываются огромные перспективы. Также закон ограничивает право исполнительных органов партии ликвидировать региональные отделения. Суммируя предложенные изменения, следует, вероятно, считать потерпевшими от президентских инициатив не только депутатов, но и партии.
К потерпевшим от законопроекта можно отнести и помощников депутатов, которые теряют ряд профессиональных льгот, в том числе статус госслужащих. По этому поводу на доске объявлений Госдумы даже появилось дацзыбао. Анонимный автор призывал помощников повлиять на своих депутатов, чтобы воспрепятствовали прохождению деструктивного закона. Однако влияние помощников оказалось несопоставимо с влиянием президентской администрации, и закон был принят в первом чтении 338 голосами. Перед этим произошло краткое обсуждение. Отличился Владимир Жириновский (ЛДПР), предложивший выдавать каждому думцу положенные на его содержание 60 тысяч долларов в год наличными.
По мнению коммунистов, президентский законопроект сводит на нет саму идею народного волеизъявления. Их особенно печалит то, что неминуемое принятие закона заблокирует возможность проведения т.н. референдума "народно-патриотических" сил (КПРФ - НБП Эдуарда Лимонова - Родина). Независимый депутат Владимир Рыжков, в настоящее время пытающийся вдохнуть жизнь в Республиканскую партию, почтенную, но маловлиятельную организацию демократического фланга, назвал законопроект отвратительным, антидемократическим, антидумским и антиконституционным. Это, конечно, эмоции, но понять, зачем президенту нужно демонтировать до основания работающую избирательную систему, довольно трудно. Допустим, он стремится установить в России диктатуру. Тогда нужны куда более резкие телодвижения, чем законопроекты. Просто переместить борьбу групп влияния из света в тень, а оппозицию из парламента на площадь - это никак не способ усилить режим личной власти. Если же президент и его окружение добиваются создания подконтрольной им двух- или трехпартийной системы, то в лучшем случае они получат муляж такой системы, а также полностью отмороженных радикалов на улице, апатию лоялистов и невиданный градус подковерной борьбы.

Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")

 
« ПОЗВОНИТЕ БЕЛЫХ   Перемены в партии «Единая Россия» »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ