СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

   
10:01:2025 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

ПАРТИЯ В ГУБЕРНАТОРА Печать E-mail
  
02:12:2009 г.
В пятницу, 11 ноября, Государственная дума приняла в первом чтении президентские поправки в законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "О политических партиях". Когда закон будет принят - а в этом никто не сомневается - партия, победившая на выборах в законодательное собрание субъекта федерации, получит право предлагать президенту кандидатуру губернатора. Это означает, что процедура прямого назначения губернаторов президентом (стыдливо называемая "наделением полномочиями") превращается в процедуру прямого назначения губернаторов президентом по совету доминирующей в регионе партии. Таким образом, выдвижение кандидатов должно стать менее кулуарным и в большей степени учитывать мнения регионов, чем это происходит сейчас. Напомним, что недавно президент внезапно назначил губернатором Нижегородской области вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, а губернатором Калининградской области - другого москвича, вице-спикера Государственной думы Георгия Бооса. Ни Шанцев, ни Боос в прошлой жизни не имели отношения к тем регионам, руководить которыми их поставили, и если нижегородцы были рады хотя бы тому, что их избавили от непопулярного Геннадия Ходырева, то земляки Иммануила Канта позволили себе даже легкую фронду по адресу "варяга".
В силу вышесказанного понятно, что большинство думских фракций и депутатов, включая стороников прямых губернаторских выборов вроде Сергея Глазьева, с легкой душой поддержали президентские поправки, рассматривая их в худшем случае как маленький, но всё-таки шажок в правильном направлении. Против высказались только коммунисты. По их мнению, поправки направлены вовсе не на повышение прозрачности процедуры назначения губернаторов, а на утверждение политической монополии "Единой России". Именно этим представители левой оппозиции объясняют некоторые странные особенности президентских поправок.
Законопроект предполагает, что партия-победительница (или блок-победитель; с 1 января 2006 года избирательные блоки запрещены, но пока они существуют) предлагает кандидатуру губернатора президенту не напрямую - она должна получить одобрение большинства депутатов местного парламента. Это звучит вполне разумно. Не совсем понятно, правда, почему своих кандидатов на рассмотрение региональному парламенту не могут предлагать другие представленные в нём партии (это, в частности, удивило независимого депутата Владимира Рыжкова), но, допустим, такое право, точнее, привилегия - это премия победителям от президента. Но вот почему двум партиям, получившим одинаковое число мест по партийным спискам, не разрешается создавать коалицию для выдвижения общей кандидатуры - это действительно загадка. И уж совсем уму непостижимо, почему победившей на выборах партией считается не та, у которой больше всего мест в законодательном собрании, а та, у которой больше всего мандатов в части заксобрания (в среднем - 50% мест либо 50%+1 мандат), избранной по партийным спискам Коммунистическое объяснение - это, мол, делается ради вящего торжества "Единой России" - критики не выдерживает. Как правило, многие единороссы (во всяком случае, формальные члены ЕР) проходят в местные парламенты именно по одномандатным округам. Возможно, авторы поправок при написании текста держали в уме прежде всего ситуацию в Петербурге, где по новым правилам все депутаты должны быть избраны по партийным спискам. А может, дело в том, что с отменой одномандатных округов на выборах в Думу все депутаты, избранные "на местах", а не по партийным спискам, стали считаться второсортными? Бог весть.
В практическом отношении тезис о том, что слова "партия ... список кандидатов которой получил наибольшее количество мандатов" в тексте законопроекта можно смело заменить на слова "партия "Единая Россия", верны почти на сто процентов. Есть, тем не менее, небольшое количество исключений. Их настолько мало, что перечислим все.
В Амурской области в марте этого года больше всего мандатов получил список блока "Мы - за развитие Амурской области". Блок, образованный местными отделениями "Яблока" и Российской партии жизни, завоевал 4 места в Амурском областном совете народных депутатов; у "Единой России", КПРФ и СПС - по 3 места. Губернатором области был за месяц до выборов переназначен Леонид Коротков, бывший член КПРФ. В Ненецком автономном округе "Единая Россия" и КПРФ в феврале получили по три места в Собрании депутатов. В тот же день в округе прошли последние на территории РФ общенародные выборы губернатора, на которых победил не пользовавшийся поддержкой федерального центра Алексей Баринов.
В марте 2004 года на выборах в Алтайском крае победил блок КПРФ, Аграрной партии и НПСР, получивший 11 мандатов (у ЕР - 9). После гибели в августе 2005 года в автомобильной катастрофе избранного губернатора Алатайского края Михаила Евдокимова, президент назначил губернатором бывшего заместителя министра юстиции РФ Александра Карлина. Можно ручаться, что если бы кандидатуру президенту предлагал победивший на выборах блок, до Карлина они бы не додумались.
В декабре 2004 года на выборах Думы Корякского автономного округа победил партийный список КПРФ, представители которого получили 3 мандата (ЕР - 2). В марте 2005 года президент отправил в отставку губернатора округа Владимира Логинова (по официальной версии - за срыв отопительного сезона) и назначил на его место крупного приморского рыбопромышленника с богатым прошлым Олега Кожемяко. В октябре 2005 года в Камчатской области и Корякском автономной округе прошел референдум об объединении этих двух регионов. За объединение проголосовали больше 80%. В губернаторы нового субъекта прочат то г-на Кожемяко, то миллиардера Виктора Вексельберга (губернатор Камчатской области - популярный среди населения коммунист Михаил Машковцев). В общем, не доживут корякские депутаты от КПРФ до того момента, когда они могли бы инициировать кандидатуру губернатора. Не повезло. Зато на Сахалине возможны сюрпризы. В октябре 2004 года на выборах в Сахалинскую областную думу победил блок "Наша Родина - Сахалин и Курилы" в составе Аграрной партии, партии Сергея Бабурина "Народная воля" и даже Евразийской партии (не визионера Дугина, а бывшего управделами Павла Бородина). "Наша Родина" получила 4 мандата, а "Единая Россия" и коммунисты - по три. Губернатор Сахалинской области Иван Малахов избран всеобщим голосованием в декабре 2003 года, его полномочия истекают в декабре 2007 года. Таким образом, право выдвинуть кандидатуру губернатора области принадлежит блоку аграриев, бабуринцев и бородинцев. Правда, в поправках не написано, что президент обязан подчиниться воле региональных парламентариев. Представитель президента в Думе Алесандр Косопкин сказал, что после принятия закона президент, "наверное, будет вынужден ориентироваться" на кандидата, получившего поддержку местного парламента, и даже, наверное, если внесет другую кандидатуру, не поддержанную региональными депутатами, объяснит мотивы своего поступка. Или не объяснит.

Екатерина Михайловская
(статья написана для газеты "Русская мысль")

 
« ВОЕННО-ПРЕЗИДЕНТСКИЙ БЮДЖЕТ   РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ