Анализ
Письма «представителей русской общественности» Генеральному прокурору
РФ, опубликованного под заголовком «Еврейское счастье, русские слезы»
в газете «Русь православная» (11.01.05)
1. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«В
« Законах об идолопоклонстве» говорится, что «фигура из двух перекрещенных
палок, которой поклоняются, запрещена к использованию», то есть христианство
причисляется к идолопоклонству и все предписания об отношении к идолопоклонникам
(«акумам») подразумевают в России (стране с преобладающим православным
вероисповеданием) прежде всего православных христиан (с. 389)» (Все ссылки
в письме даны по книге р. Шломо Ганцфрид «Кицур Шулхан Арух». М., КЕРООР,
1999.)
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.
«Акум» — сокращенное от «овдей кохавим умазалот» — «те, кто верит в звезды».
Таким образом, ни христиане вообще, ни православные христиане, в частности,
не могут относиться к идолопоклонникам.
2.
Еврейский мыслитель XII века рабейну Яков Там сказал: «Если нееврей верит
в единого Б-га, и если при этом он верит и в другие высшие силы, мы не
относимся к нему как к идолопоклоннику» (Вавилонский Талмуд, комментарий
Тосфот, трактат Санхедрим, 63 б).
Это
утверждение рабейну Тама вошло в Галаху — еврейский закон и зафиксировано
в кодексе еврейских законов «Шулхан Арух» (раздел Орах Хаим, 156 а).
Таким
образом, утверждение, что христиане, в том числе православные христиане,
рассматриваются еврейской традицией как идолопоклонники, противоречит
кодексу еврейских законов.
3.
Приведенная цитата вырвана из контекста. Полностью текст говорит следующее:
«Фигура из двух перекрещенных палок, которой поклоняются, запрещена
к использованию, если ее предназначение для религиозных целей не отменено.
Однако та же фигура, которую носят на шее просто для напоминания, разрешена
к использованию» (Кицур Шулхан Арух, гл. 167: Законы идолопоклонства,
п. 5, с. 389).
4.
Еврею запрещено верить в каких-либо других Б-гов, кроме одного Б-га. Но
для неевреев это не есть идолопоклонство. (Талмуд, комментарий Тоcфот,
трактат Санхедрим, 63Б; Шулхан Арух, раздел Орах Хаим, 156 А).
2. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Предписание
при виде «идолопоклонского дома» (то есть храма) произносить ему проклятие:
«Дом гордых выкорчует Б-г», а при виде разрушенного храма восклицать:
«Б-г возмездия проявился!» Мало того, далее предлагается такой
вариант этого предписания: «некоторые полагают, что речь идет о домах
неевреев, живущих в мире, спокойствии и Б-гатстве» (с. 389-390)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.
См. 1.1 и 1.2.
2.
Основываясь на комментариях рабейну Тама (см. 1.2), некоторые раввины,
как, например, раввин доктор Мордехай Горовиц, живший в Германии в начале
XX века, в его галахическом труде «Мате Леви» разрешает евреям жертвовать
деньги на строительство церквей при условии, что там не молятся евреи.
3. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Приравнивание
нееврея к экскрементам (с. 47 и 48)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
Вырвано
из контекста: «Все вышесказанное относится только к объединению группы
из десяти человек в миньян. Но если уже есть десять человек, которые произносят
Кадиш, Барху или Кдушу, то всякий, кто слышит, может ответить вместе с
ними, даже если их отделяют от него несколько домов, поскольку «даже железный
занавес не может отделить евреев от их Отца, Который на Небесах»; необходимо
только, чтобы между миньяном и отвечающим не было экскрементов или идолопоклоннического
капища» (Кицур Шулхан Арух, гл. 15 : Законы Кадиш, Барху и как объединяются
в миньян десять человек, и что будет, если часть миньяна вышла, и законы
о Хазане, с. 47).
Таким
образом, данное предписание запрещает евреям:
а)
молиться в туалетных комнатах и в местах, покрытых нечистотами («И
послал Фараон и призвал Моисея и Аарона и сказал им… Помолитесь Господу;
довольно же быть громам Божьим и граду, и я отпущу вас, и более не останетесь.
И сказал ему Моисей: как выйду из города, простру я руки к Господу…»
(книга Исход-Шмот, Ваикра, 9:27-29);
б)
молиться, если миньян физически разделен не евреями.
4. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Запрещение
обучать неевреев ремеслу (с. 390)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.
Фраза искажена. Сказано: «Запрещено обучать идолопоклонника ремеслу»
(Кицур Шулхан Арух, гл. 167: Законы идолопоклонства, п. 20, с. 390).
2.
Данное предписание было внесено в закон как предостережение евреям против
совершения действий, которые в случае несчастного исхода повлекли бы за
собой обвинения в ритуальном убийстве. «Потому что, если он умрет или
заболеет, евреи будут обвинены в этом» (Шулхан Арух, Иоре де’a 154,
д).
3.
Толкование определения идолопоклонников — см. 1.1 и 1.2.
5. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Еврейке
не следует помогать нееврейке при родах» (с. 390)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.Фраза
вырвана из контекста: «Еврейке не следует помогать нееврейке при родах,
кроме как в случае, когда эта еврейка известна как акушерка — и
в этом случае ей это разрешается (чтобы не вызывать вражды к нам),
но только за плату и в будний день» (Кицур Шулхан Арух, гл. 167: Законы
идолопоклонства, п. 19, с. 390).
2.
См. 4.2. «Ребенок может заболеть или умереть и тогда еврейка будет
обвинена. Но если она акушерка и получает зарплату, то она может не опасаться
обвинения, поскольку у них есть правило, что профессиональный человек
не будет совершать намеренно неправильных действий, чтобы не потерять
плату» (Шулхан Арух, Иоре де’a 154, б).
3.
Данное предписание, как и запрет еврею-врачу оказывать помощь нееврею
в Шабат (которое имело те же причины, что указаны выше), было отменено
раввином Овадией Йосефом — крупнейшим ныне живущим авторитетом в области
Галахи, на Конференции европейских раввинов в 2004 г.
6. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Если
человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить
его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца»
(с. 405)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
Фраза
вырвана из контекста и искажена: «Например, если человек взял в долг
у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить его сыну, который
не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца. Если же нееврей
знает точно, что еврей лжет, — это запрещено делать из-за «осквернения
Имени Б-га». И даже в том случае, если нееврей не знает точно, лжет
ли еврей, тот имеет право только отрицать заем или другой долг, который
обязан выплатить ему. Однако если у еврея в доме есть некоторая
вещь, принадлежащая нееврею, запрещено не отдать ее, поскольку это — настоящий
грабеж. И более того, даже если еврей купил у нееврея какую-то вещь, запрещено
обманывать его в счете, выплачивая ему деньги, как сказано: «…и рассчитается
с покупателем…» — речь здесь идет про нееврея, который ведь продает вещь
еврею только в обмен на определенную сумму денег, о которой они договорились,
если же еврей не выплачивает ему всю эту сумму, то он является уже не
скрывшим долг; а укравшим вещь» (Кицур Шулхан Арух, гл. 182: Законы
воровства и грабежа, п. 4, с. 405).
7. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«При
денежных расчетах «если нееврей ошибся сам, разрешается воспользоваться
его ошибкой» (с. 406)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
Фраза
вырвана из контекста: «Если нееврей ошибся сам, разрешается воспользоваться
его ошибкой, если это не приведет к «осквернению Имени Б-га», то есть
нееврею не станет известно о происшедшем; и правильно было бы, чтобы
в этом случае еврей сказал нееврею: «Смотри, я полагаюсь на то, что ты
посчитал правильным!» (Кицур Шулхан Арух, гл. 182: Законы воровства
и грабежа, п. 4, с. 406).
8. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Запрещено
предавать еврея в руки нееврея, идет ли речь о жизни еврея или о его имуществе;
и неважно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами;
и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано его имущество»
(с. 408) — настоятельно просим заметить: это касается предписанного
евреям поведения на следствии и суде».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
Еврейский
закон предписывает то же, что предписывают законы целого ряда стран, в
частности, Пятая поправка к Конституции США, а именно: право не свидетельствовать
против родственника.
9. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Его
[нееврея] семя рассматривается как семя скотины» (Тосефта — дополнение
к талмуду Кетубот, 3б)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.
Талмуд цитирует книгу пророка Иезекиля: «И пристрастилась к любовникам
своим, у которых плоть — плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов»
(Глава 23:20). (Цитируется по: Библия, Книги Священного Писания Ветхого
и Нового Завета. Канонические.).
2.
В Талмуде данное предписание относится к запрету прелюбодеяния (7-я заповедь,
книга Шмот-Исход, 20:2-14).
10. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Ради
[умерших] слуг и служанок… не говорят слов утешения, оставимся после
них, а надо сказать ему [еврею-хозяину]: «Да возместит тебе Б-г
твой убыток», совершенно так же, как говорят человеку, когда у него околеет
бык или осел» (Иоре де’а 377-1)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.
Данное предписание запрещает еврею двоедушие и цинизм: нельзя делать вид,
что ты относишься к рабу после смерти лучше, чем относился к нему же при
его жизни (Авраам Ицхак Кук, первый Главный раввин Израиля, комментарий
к Талмуду «Ин Айя»).
2.
Утратило смысл после ликвидации рабства.
11. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Запрещается
спасать их [неевреев-акумов], когда они близки к смерти. Например,
когда увидишь, что один из них упал в море, то не выручай его, даже если
он хочет заплатить… Дозволено испытывать на акуме лекарство, полезно ли
оно?» (Иоре де’а 158-1)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.
Фраза извращена: «Запрещается спасать акумов из семи народов» (Шулхан
Арух, Иоре де’а 158-1).
2.
Данные предписания относятся к семи народам земли Ханаан, с которыми Б-г
повелел евреям сражаться, дабы освободить землю Ханаан (Тора, книга Дварим-Второзаконие,
20: 17-18).
12. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Деньги
акума суть как бы добро бесхозное, и каждый, кто пришел первым, завладеет
им». «По отношению к акуму не существует обмана» (Хошен га-мишпат
156-5, Хага; 227-26;348-2бХага)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.
См. 1.1.
2.
Фразы «по отношению к акуму не существует обмана» в оригинальном
тексте «Шулхан Арух» не существует.
3.
Предписание: «Деньги акума суть как бы добро бесхозное, и каждый, кто
пришел первым, завладеет им» имеет следующее продолжение: «Есть
мнения, которые это запрещают».
4.
В этой главе «Шулхан Арух» идет речь о законах конкуренции между евреями.
Несправедливая конкуренция запрещалась. В Средние века, когда был составлен
«Шулхан Арух» (XVI в.), еврею запрещалось использовать власть идолопоклонников
и неевреев, среди которых они жили, против другого еврея при совершении
коммерческих операций. Но еврею разрешено обратиться к властям за разрешением
на открытие коммерческого предприятия.
5.
Это предписание также указывает, что запреты, которые устанавливались
для предпринимателей-евреев, не имели силы в отношении неевреев.
13. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Когда
еврей обокрал акума и его [еврея] принуждают к присяге.., тогда
он должен в сердце своем объявить присягу недействительною, потому что
он принуждается к ней» (Иоре де’а 329-1, Хага). — Внимание: это
вновь касается поведения евреев во время следствия и суда!»
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.
Данная ссылка (Иоре де’а 329-1,Хага) в оригинальном издании «Шулхан Арух»
на иврите отсутствует.
2.
Внимание: лжесвидетельство запрещено заповедями, которые Б-г дал народу
Израиля и обязал к исполнению под страхом смерти (9-я заповедь, книга
Шмот – Исход, 20:2-14).
14. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Когда
о ком-нибудь установлено, что он трижды предавал еврея или его деньги
акуму, тогда надо подыскивать пути и способы сжить его со света». «В расходах,
сделанных для того, чтобы сжить предателя со света, повинны участвовать
все жители местности» (Хошен га-мишпат 388-15, 16)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.Данное
предписание устанавливает запрет на донос (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат
388-9).
2.
Толкование слова акум см. 1.1.
15. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Предателя
дозволяется убивать на всяком месте, даже в наше время. Убить его дозволено
раньше, чем он успевает сделать донос [могущий принести убыток «либо
на теле, либо в деньгах, хотя бы их было немного»]… и каждый, кто первый
убьет, приобретает заслугу» (Хошен га-мишпат 388-10)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
Запрет
на донос. См. 14.1.
16. ПРЕДЪЯВЛЕНО
(цитата из письма)
«Еврей-вольнодумец,
то есть тот, который совершает Б-гослужение акумов… убивать всех таких
— доброе дело. Когда есть власть убить их всенародно мечом, тогда пусть
это свершится; если же нет, то их надо опутывать всячески, дабы причинить
им смерть. Например, когда увидишь, что один из них упал в колодец и в
колодце стоит лестница, тогда спеши вытащить ее, говоря: «Вот у меня забота
— надо снять моего сына с крыши, и я тебе сейчас принесу ее обратно» и
т.п.» (Хошен га мишпат 425-5)».
НА
САМОМ ДЕЛЕ
1.
Согласно комментариям Талмуда и Галахи, этот закон относится только до
конца эпохи Первого храма, который был разрушен 2500 лет назад (Авраам
Ешаягу Карелиц в его комментарии к «Мишнэ Тора» Маймонида, глава Швиит).
2.
Тора запрещает преднамеренное убийство (6-я заповедь: «Не совершай
преступления убийства», книга Шмот — Исход, 20:2-14). Таким образом,
данное предписание не может толковаться иначе, как предписание общине
относится к еврею-идолопоклоннику как к человеку, который духовно для
общины умер.
17. ПРЕДЪЯВЛЕНО
№№
8-15
НА
САМОМ ДЕЛЕ
Следует
особо подчеркнуть, что приведенные в письме аргументы, относящиеся к №№
8-15, взяты авторами антисемитского манифеста из знаменитого дела Менахема
Менделя Тевьева Бейлиса, который в 1911 году в Киеве был обвинен в ритуальном
убийстве.
Суд
присяжных оправдал Бейлиса. В состав присяжных входили: Митрофан Кутовой
— крестьянин села Хотово, Савва Мостицкий — киевский извозчик, Георгий
Оглоблин — чиновник, Константин Синьковский — служащий почты, Порфирий
Клименко — крестьянин, работник Демидовского винного склада в Киеве, Митрофан
Тертычный — житель села Борщаговка, Петр Калитенко — служащий киевского
вокзала, Фауст Савенко — крестьянин села Кожуховка, Архип Олейник — крестьянин
из Гостомеля, Иоасаф Соколовский — крестьянин, контролер киевского трамвая,
Иван Перепелица — домовладелец на Вознесенском спуске и Макарий Мельников
— губернский секретарь, помощник ревизора контрольной палаты.
Редакция
благодарит главу Раввинского суда СНГ р. Пинхаса Гольдшмидта, председателя
КЕРООР
р. Зиновия Когана и публициста Евгению Альбац за предоставленный материал
|