СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow ЗАЩИЩАТЬ ПРАВО, А НЕ ЗАКОН  
15:11:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

ЗАЩИЩАТЬ ПРАВО, А НЕ ЗАКОН Печать E-mail
  
03:12:2009 г.
Интервью с правозащитником Львом Левинсоном

 

- Расскажите, пожалуйста, про закон об альтернативной гражданской службе. Какие у него плюсы и минусы? Что ждет человека, который идет на АГС?

 

- Российский закон "Об альтернативной гражданской службе" крайне несовершенен. Но саму альтернативную службу следует признать весьма полезным, общественно значимым и перспективным делом. Например, в Германии призыв на военную службу не отменяется по причине большой социальной роли, которую играет альтернативная служба. Если отменить призыв, то рухнет, естественно, и альтернативная служба, а это повлечет проблемы в социальной сфере, которую альтернативнослужащие в Германии буквально держат на руках.
В то же время, как правозащитники мы должны защищать интересы права, а не закона. Если закон дискриминационен, помощь гражданам в уклонении от такой альтернативной службы будет в полной мере отвечать задачам правозащитной работы. Потому что такая служба для человека хуже, чем то наказание, которое предусмотрено за уклонение от нее.
Фактически мы имеем сегодня альтернативную службу карательную и "наказательную" для молодых людей, которые по убеждениям отказываются от военной службы. Срок, место прохождения, ограничения с ним связанные - все это в совокупности придает АГС репрессивный характер, и, естественно, рекомендовать людям такую службу с точки зрения их прав и интересов не совсем правильно. Другое дело, что каждый сам делает выбор. Говорить, что кто пойдет на альтернативную службу - тот дурак, естественно, нельзя. Но в то же время, пользуясь определенными изъянами закона, защищать более значимые, более ценные права и свободы, в том числе от дискриминации по признаку убеждений - честная и нравственная позиция. Сегодня уголовный закон устанавливает за уклонение от АГС наказание, не связанное с лишением свободы (санкция предусматривает только штраф или обязательные работы), в отличие от уклонения от военной службы, которое влечет наказание по части первой статьи 328 УК в виде лишения свободы на срок до двух лет. Суды, как показала практика, не назначают за уклонение от АГС максимальный штраф, не из жалости даже, а в соответствии со статьей 46 УК, согласно которой при определении размера штрафа должно учитываться имущественное положение осужденного и его семьи, а также возможности получения им заработной платы или иного дохода. В части второй статьи 328 УК очень большая "вилка" по штрафу - от 2,5 до 80 тысяч рублей. Максимальный штраф еще некому не назначали, потолком до настоящего момента была сумма в 10-15 тысяч рублей. Другая мера наказания - это исполнение общественно-полезных работ в свободное от основных занятий время в течение 4 часов в день на срок от 180 часов до 240 часов. С учетом выходных получается, что это несколько месяцев труда с метлой в руках. По-моему, очень правильное наказание - штраф-то не всякий может заплатить.

 

- Зачем уходить от альтернативной гражданской службы, если призывники наоборот идут на нее, чтобы уйти от службы в рядах вооруженных сил?

 

- Вместо того, чтобы 3,5 года корячиться на АГС, лучше несколько месяцев обязательных работ. И то, и другое - фактически бесплатно, потому что те зарплаты, которые им платят за исполнение обязанностей альтернативной гражданской службы - смешные.
Сегодняшний закон, повторяю, крайне жесткий. Он устанавливает самый высокий в мире срок АГС, из тех стран, в которых есть призыв. 42 месяца - то есть 3,5 года! Это в 1, 75 раза больше срока военной службы, с учетом длительности нашей военной службы. Есть, конечно, страны, где двойной срок альтернативной гражданской службы. Это не самые прогрессивные страны, однако там общий срок военной службы значительно меньше российского. Это первое.
Второе - это преимущественно экстерриториальный принцип прохождения АГС, означающий направление на альтернативную службу в другие субъекты РФ - не по месту жительства гражданина, что совершенно не эффективно и бессмысленно с экономической точки зрения, с точки зрения полезности для общества самой службы. АГС призвана закрывать те бреши в социальной сфере, которые не могут быть обеспечены на свободном рынке труда. Те сферы, которые "провисают" из-за низкой заработной платы, непрестижности. Вместо этого законом создаются новые проблемы. Если человеку приходится жить в общежитии, то требуется общежитие, отвечающее установленным требованиям, требуются дополнительные деньги - на проезд до места службы и обратно, на проезд в отпуск. Кстати, по закону оплата проезда гражданина в отпуск возлагается на работодателя. Да и общежития нужно еще найти, ведь сейчас многие жилые площади ушли на муниципалку, в коммерческое жилье. К тому же молодой гражданин отрывается от семьи, от своей социальной среды, и попадает в другую, незнакомую. В отличие от воинской части, от казармы, где при всех ее минусах, существуют определенный контроль и ответственность за жизнь, здоровье, безопасность гражданина-военнослужащего, при экстерриториальном порядке прохождения АГС за альтернативнослужащего никто не отвечает. Он гражданский человек, свободно передвигается по городу и в свободное от работы время может делать все, что угодно. Поэтому в этой экстерриториальности много минусов даже в плане криминогенном.
Третье - это предусмотренная законом возможность направления в организации военного подчинения. Все-таки АГС, достоинство которой и состоит в отказе от военной службы по убеждениям, по определению не может осуществляться в военных организациях. Тем более что Конституция говорит об альтернативной гражданской службе, а не о службе нестроевой. В документах ООН, которые по этому поводу принимались, виды альтернативной службы различаются в зависимости от правовой системы той или иной страны. Это может быть, как минимум, служба без оружия или служба гражданская, т.е. не связанная с военной. В России Конституцией предусмотрен либеральный вариант- гражданская служба, а закон не соответствует Конституции, потому что допускает прохождении службы в качестве гражданского персонала в организациях, подведомственных вооруженным силам.
Четвертый важный момент - это запрет совместительства при прохождении альтернативной службы. Зарплаты на тех местах, которые предлагаются, как правило, ниже или на уровне прожиточного минимума, а работать в других организациях гражданин не может. Допускается только внутреннее совместительство. С учетом экстерриториальности человек попадает в очень жесткие условия.
И, последнее. Порядок направления на АГС оставляет желать лучшего. Антиконституционно в этом порядке то, что гражданин должен подать заявление о желании проходить альтернативную гражданскую службу за 3 месяца до того призыва, которому он подлежит. Фактически семнадцатилетний гражданин, юридически еще ребенок, обязан в течение полугода определиться со своими убеждениями. В противном случае, если он нарушил срок подачи заявления, ему может быть отказано в прохождении АГС. То есть получается, что конституционное право ставится в зависимость от формального срока, придуманного для удобства чиновников. Это создает дополнительные трудности в самой организации призыва. Дело в том, что гражданин два раза проходит комиссию - сначала за полгода до своего призыва, потом непосредственно в призыв, после чего отправляется на службу. Между этими двумя призывами проходит полгода. На момент направления на АГС неизвестно состояние его здоровья, самому гражданину неизвестно, будет ли он признан годным. Получается, что призывник доказывает свое право на АГС до того, как будет решен вопрос о его годности и, соответственно, о его обязанности. Сначала претендента на АГС, прошедшего первую комиссию, распределяют, подбирают ему место службы с учетом его образования, трудовых навыков и т.п., а потом могут не отправить на АГС по состоянию здоровья. Таких случаев - процентов сорок. Это совершенно бессмысленное, искусственное препятствие, придуманное военными в процессе написания закона для того, чтобы придать процедуре попадания на АГС запутанный, лабиринтообразный характер.
Хотя, конечно, закон оставляет право призывным комиссиям при нарушении срока подачи заявления этот срок считать нарушенным по уважительной причине. Но, как правило, на этом основании отказывают.
Сам порядок признания АГС заявительный, хотя гражданин должен назвать причины, почему военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, но он не должен это доказывать и бремя доказательства обратного ложиться, по закону, на призывную комиссию. То есть отказать фактически могут только по формальным причинам и в этом закон написан нормально, цивилизованно. Другое дело, что на практике отказывают и по недоказанности, но это уже нарушение закона, что можно обжаловать в суде.

 

- Вы говорили о том, что семнадцатилетние за полгода до своего призыва имеют возможность подать заявления о прохождении АГС, а есть ли такое право у студентов, заканчивающих ВУЗ?

 

- Конечно, есть. Более того, для граждан с высшим образованием срок АГС в два раза меньше, равно как и военной, что, как мне кажется, делает для них АГС более приемлемой, потому что тот же коэффициент (1,75), взятый по отношению к году - это все-таки другой срок. Тем более, если гражданин отправляется на АГС в военные организации - там больше платят. Но трудность-то в том, что человек может отказаться по религиозным убеждениям - в некоторых конфессиях неприемлемо любое соприкосновение с военной службой. Поэтому многие не идут ни на пороховой завод в Казани, ни в подобные организации. Между тем на том же пороховом заводе уже около 40 альтернативно служащих работают, получают зарплату около 9 тысяч рублей и больше, в зависимости от цехов, и работают исключительно на конверсионном производстве, не связанным с военной промышленностью, хотя завод военного подчинения. Они довольны. Плюс они здесь 36 месяцев служат, так как это военная организация, а в невоенной срок службы 42 месяца. Соответственно, граждане, имеющие высшее образование, могут служить здесь 18 месяцев.
Поэтому мне кажется что тем гражданам, которые после окончания ВУЗа оказываются перед перспективой призыва на военную службу, прежде всего, надо вовремя подать заявление - за полгода до того, как у них кончится образовательная отсрочка. Если срок подачи заявления не будет нарушен, то отказать им призывная комиссия не может. В противном случае можно опротестовать ее решение комиссии в суд. На время обжалования в суде исполнение решения приостанавливается.
Тем не менее, я по-прежнему готов отстаивать допустимость уклонения от призыва. Все равно условия жесткие, соотношение с военной службы дискрминационное. Все это противоречит международному праву, в том числе Международному пакту о гражданских и политических правах. На что указывал комитет ООН по правам человека в 2003 и в 2004 годах, также Совет Европы указывал на чрезмерную продолжительность срока АГС.

 

- Вы обладаете какой-то статистикой, сколько граждан проходит АГС сейчас?

 

- Около 500 на сегодняшний день.

 

- И какому проценту не разрешают проходить, отказывают?

 

- Процент достаточно большой. 20-30 процентов не пускают на АГС. Из них, правда большая часть те, которым отказывают по причине пропуска срока подачи. Кстати, и такой отказ по формальным основаниям также можно обжаловать в суд. При этом обосновывать пропуск срока можно, например, тем, что убеждение сформировалось не за шесть месяцев до призыва, а за пять. По конституции никто не должен быть принужден к указанию своих убеждений, это все равно принимается в заявительном порядке. Только поступки гражданина могут свидетельствовать об обратном. Но, по моим оценкам, примерно 10 процентам заявителей призывные комиссии отказывают по недоказанности, что незаконно.

 

- Правозащитники, должны, как вы сказали, "защищать интересы права, а не закона". Что посоветуете молодым людям, подлежащим призыву? Уклоняться от АГС или нет?

 

- Механизм уклонения - это тоже отдельная тема. Надо сказать, что правительство в одном из отзывов, которые оно направляло в Думу, пишет, что уклонением можно считать только отказ от работы, невыход на работу, уклонение от исполнения предписания. То есть если гражданин не поехал на АГС, значит, он уклоняется. Соответственно материал передается Федеральной службой по труду и занятости, которая у нас является уполномоченным органом по АГС, в прокуратуру, и прокуратура решает вопрос о возбуждении уголовного дела. Потом суд. Гражданина, естественно, не могут взять под стражу, потому что санкция не предусматривает лишения свободы.
Если же человек не явился за предписанием, то он не может считаться и уклоняющимся. На практике против таких людей пытаются возбуждать уголовные дела, но возбуждение уголовного дела в таком случае можно обжаловать в суд.

 

- Могут ли людей, уклонившихся от АГС, призвать на военную службу?

 

- Законом предусмотрено, что если человек подавал заявление на прохождение АГС, затем уклонился, а потом опять подает на заявление на АГС, то в таком случае ему может быть отказано в праве на АГС. Правда, такой отказ можно обжаловать в суд, ссылаясь на то, что уклонение от АГС было вынужденным, обусловленным, например, низкой заработной платой, не обеспечивающей элементарных жизненных потребностей.
Если человек начинает путь уклонения с 18 лет, то через определенное время он столкнется с призывом. Если же уклоняется человек, имевший отсрочки - по образованию или социальные, и ему уже лет 25-26, то в таком случае, мне кажется, выгоднее избегать АГС.

Беседовал Игорь Яковлев

 
« КТО ШАГАЕТ ЛЕВОЙ?   ЛЕБЕДЬ Алексей Иванович »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ