ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в возбуждении уголовного дела
г. Москва «30» мая 2005 г.
Следователь Басманной межрайонной прокуратуры г.Москвы юрист З класса Ульянов А.С.,
рассмотрев
материалы проверки по заявлению Назарова М.В. и др., а также Ихлова
Е.В.и др., зарегистрированные в книге учета сообщений о преступлении
Пр-89,
УСТАНОВИЛ:
В Басманную межрайонную прокуратуру г.Москвы из прокуратуры
г.Москвы поступили обращения Назарова М.В., Хатюшина В.В. и других по
факту издания и распространения книги «Кицур Шульхан Арух», содержание
которой, по мнению заявителей, направлено на разжигание в обществе
национальной и религиозной вражды, унижение человеческого достоинства
по признакам национальности и отношения к религии. Также, в Басманную
межрайонную прокуратуру из прокуратуры г.Москвы поступили
обращения Ихлова Е.В., Ламма Л.Л. и других в связи с обращениями
Назарова М.В. и других к Генеральному прокурору РФ, которые, по мнению
заявителей, содержат высказывания, направленные на возбуждение
национальной вражды. В ходе проведенной проверки установлено, что Конгрессом
еврейских религиозных организаций и объединений в России издана книга
«Кицур Шульхан Арух». Указанная книга была издана в 1999 г. в Москве
издательством «Астра семь» тиражом 2000 экз. В 2000 г. «Кицур Шульхан
Арух» переиздана в г.Ульяновске тиражом 3300 экз. Опрошенный в ходе проверки Назаров М.В. сообщил, что с
1970-х годов изучает «Еврейский вопрос» и пришел к выводу, что иудаизм
является расистской религией, скрывающей свою истинную суть. Этого же
мнения придерживается немало современных еврейских ученых и писателей,
стремящихся очистить иудаизм от человеконенавистнических компонентов.
Назаров М.В. считает, что именно расистская суть иудаизма является
первопричиной экстремизма, проявляющегося в русско-еврейском конфликте
с обеих сторон. По поводу изданной в недавнее время книги «Кицур
Шульхан Арух», он сообщил, что купил ее в книжном киоске на факультете
журналистики МГУ и нашел в ней подтверждение сказанного. Цитаты из этой
книги использовались как основа заявления в Генеральную прокуратуру.
Также Назаров М.В. сообщил, что еврейские лидеры попытались возразить,
что эта книга - исторический памятник, однако, в предисловии они книгу
рекомендуют к изучению именно в настоящее время, и указывают, что все
ее законы продолжают действовать в наши дни. Они признают, что еще
более оскорбительные для других наций положения изучаются в еврейских
школах. Также они пытаются возразить, что эти законы применимы только к
идолопоклонникам, но, даже в сокращенном варианте книги отмечается, что
к идолопоклонникам причисляются и те, кто поклоняется кресту - главному
символу христианства. Назарову М.В. не удалось до сих пор прочесть в
еврейских средствах массовой информации ни одного существенного
опровержения тех примеров, которые приведены в обращении. В виде
опровержений публикуют только голословные обвинения в экстремизме,
фашизме, ксенофобии, не подтвержденные ни одним фактом. При опросе Хатюшин В.В. пояснил, что в разных переводах
читал выдержки из книги «Кицур Шульхан Арух». По его мнению, положения,
изложенные в книге оскорбительны по отношению к русской и другим
нациям, они унизительны, так как в книге прямым текстом изложены
оскорбительные выпады по отношению к не евреям. В частности в
книге сказано, что с не евреями надо обращаться как с животными. Лично
его возмущает издание книги «Кицур Шульхан Арух» на русском языке в
современной России. Кроме того, считает, что факт издания книги «Кицур
Шульхан Арух» необходимо расценивать как разжигание национальной розни
против неевреев. В ходе проверки директором Института развития дошкольного
образования Российской Академии Образовательных наук, специалистом в
области общей, социальной, медицинской и возрастной психологии,
доктором психологических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО
Слободчиковым В.И. проведено исследование текста книги «Кицур Шульхан
Арух». В ходе исследования специалист пришел к выводу, что
используемые в книге «Кицур Шульхан Арух» словесные средства выражают
негативные установки в отношении любого - без конкретизации -
иноплеменника (нееврея, гоя) и любого - без конкретизации - иноверца
(неиудея, акума). Все иноверцы без исключения - идолопоклонники.
Содержание главы 167 #8212; «Законы идолопоклонства» некоторые читатели
интерпретируют, как относящееся к христианству и христианам. Однако
прямых указаний на это в книге нет. В книге содержится информация,
предписывающая максимальное отчуждение (самоизоляцию) еврея от любого
нееврея и любого неиудея (без конкретизации), от образа их жизни и
вероисповедания. Например - «Всякая насмешка запрещена, кроме насмешки
над идолопоклонством, которая разрешена» (гл. 167, п. 13).
«...Поскольку обмануть нееврея, назначив неправильную цену,
разрешается» (гл. 183, п. 1)» и др. В тексте книги «Кицур Шульхан Арух»
использованы специальные языковые средства для целенаправленной
передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональньих
оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо
нации или отдельных лиц как ее представителей, поскольку книга «Кицур
Шульхан Арух» - это свод Законов, предписывающий еврею (иудею)
определенные действия, определенное отношение, определенное поведение
среди неевреев (неиудеев), которое может быть интерпретировано
последними как негативное и оскорбительное отношение к ним». Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и
объединений в России Коган З.Л. при опросе пояснил, что в нынешнем виде
«Кицур Шульхан Арух» является историческим документом, памятником
культуры иудаизма. История создания «Кицур Шульхан Арух» начинается с
конца 12 века. «Кицур Шульхан Арух» дает представление об истории
иудаизма, о становлении традиций ортодоксального иудаизма. В ней
содержатся положения, законы иудаизма, такие как законы еды,
благотворительности, похорон, свадеб, молитв, праздников, поста, то
есть все те положения, которыми руководствовались ортодоксальные иудеи
начиная с конца 13 века. Ряд приведенных в «Кицур Шульхан Арух»
положений в настоящее время потерял актуальность вследствие
исторического развития, в частности нормы о жертноприношении,
содержащиеся в главе «Идолопоклонство», так как многие положения в
настоящее время запрещены законодательством практических всех стран
мира. В иудаизме существует правило не противоречия религиозных норм
местному законодательству, иудеи обязаны соблюдать законы страны, в
которой они проживают, в том числе и поэтому некоторые заповеди,
содержащиеся в «Кицур Шульхан Арух», не соблюдаются иудеями. Однако
такие заповеди важны для изучения истории иудаизма современными
нудеями. Книга «Кицур Шульхан Арух» издана для студентов ешив,
готовящихся стать равнинами, для ортодоксальных евреев, в том числе и
хасидов, а также для интересующихся иудаизмом. Книга не находилась в
свободной продаже, часть тиража была отправлена в Израиль для изучения
в ешивах русскоязычными иудеями, часть направлялось в ешивы,
расположенные на территории России и в синагоги. Правила, содержащиеся
в «Кицур Шульхан Арух» ни в коем случае нельзя расценивать как
принижение других религий, вероисповеданий, как констатацию
превосходства иудаизма над другими религиями, евреев над другими
национальностями. «Кицур Шульхан Арух» является лишь своего рода
учебником истории иудаизма. Применяемым понятиям во время написания
книги придавалось несколько иное значение, чем придается в настоящее
время. Принимая во внимание, что ходе проверки в связи с изданием
и распространением книги «Кицур Шульхан Арух» не установлен умысел на
возбуждение в обществе национальной и религиозной вражды, унижение
человеческого достоинства по признакам национальной и религиозной
принадлежности, публикация и распространение данной книги не образует
состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ. В поступивших в Басманную межрайонную прокуратуру
заявлениях Ихлова Е.В., Ламма Л.Л. и других сообщается о направлении в
Генеральную прокуратуру РФ обращения, подписанного Назаровым М.В.и
другими о запрете иудейских религиозных и еврейских общественных
объединений на территории России, которое, по мнению заявителей,
разжигает национальную и религиозную вражду и унижение по признаку
принадлежности к еврейской национальности и иудейской религии. Опрошенный в ходе проверки Ламм Л.Л. сообщил, что 02
февраля 2005 года состоялось заседание коллегии общественной
организации «Добровольческий корпус», в котором принял участие I4хлов
Е.В. заявивший, что обращение ряда лиц о запрете еврейских организаций
направлено на разжигание национальной и религиозной розни. Коллегия
поддержала Ихлова Е.В. и обсудив его проект заявления приняла его.
Впоследствии это заявление было направлено в Генеральную прокуратуру
РФ. Ихлов Е.В. при опросе сообщил, что он обратился с
заявлением на имя Генерального прокурора РФ об экстремистской
деятельности группы лиц, которые организовали две публичные кампании
вокруг поддержки текстов, имеющих по его мнению целью разжигание
национальной и религиозной вражды и унижение по признаку принадлежности
к этнической (евреев) и религиозной (иудеи) группам, без различия
направлений в нудаизме. Лично его данные обращения оскорбили и унизили
так как он стал непосредственным свидетелем роста антисемитизма. Ему
известно, что тезисы,аналогичные используемых в обращениях, а именно -
утверждение о сатанинском и человеконенавистническом характере иудаизма
как религии, утверждение, что иудаизм предусматривает ритуальные
убийства и, перенос негативных поступков отдельных представителей
еврейского этноса и иудеев на всю общность, являются основными
аргументами религиозного антисемитизма. Директором Института развития дошкольного образования
Российской Академии Образовательных наук, специалистом в области общей,
социальной, медицинской и возрастной психологии, доктором
психологических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО
Слободчиковым В.И. проведено исследование текста обращения к
Генеральному прокурору РФ и статьи «Еврейское счастье, русские
слезы...». В ходе исследования специалист пришел к выводу, что
используемые в обращении к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову
группы лиц (Назаров М.В. и др.) не содержится информации, побуждающей к
действиям против какой-либо нации, расьи, религии или отдельных лиц как
ее представителей. данный текст является сугубо адресным, не
предполагающим массового распространения; по составу - это цитаты из
книги «Кицур Шульхан Арух» с соответствующими авторскими
интерпретациями. В статье «Еврейское счастье, русские слезы...»,
распространенной в компьютерной сети «Интернет», фактически
воспроизведен текст вышеуказанного обращения к Генеральному прокурору
РФ, но с редакционной рубрикацией. Названия отдельных рубрик могут быть
восприняты читателями как «оскорбительные и негативные». В частности,
такие, как - «Мораль еврейского фашизма», «Провокаторы и
человеконенавистники», «Иудейская агрессивность как форма сатанизма». В ходе проверки опрошен Хатюшин В.В., который сообщил, что
в конце 2004 г. к нему обратился Назаров М.В. с предложением подписать
письмо в Генеральную прокуратуру РФ об издании книги «Кицур Шульхан
Арух». Так как взгляды на эту книгу у него с Назаровым совпадают, он
согласился поставить свою фамилию под этим письмом. До того как он дал
согласие на размещение фамилии под текстом обращения, Назаров ему
рассказал содержание письма. В письме обращается внимание Генеральной
прокуратуры на беспрецедентное в истории России издание оскорбительной,
на его взгляд, книги «Кицур Шульхан Арух». Согласившись на подписание
этого письма, он не преследовал цель унизить достоинство, оскорбить
евреев, не желал возбудить национальную рознь против еврейской нации. У
него имеется убеждение, что книга «Кицур Шульхан Арух» унижает
достоинство русской нации. Назаров М.В. пояснил, что целью публикации обращения в
средствах массовой информации было привлечь внимание к этому вопросу и
дать оборонительные аргументы тем людям, которых еврейская сторона
обвиняет в антисемитизме и разжигании национальной розни во многих
городах России. Обращение относится только к тем еврейским организациям
и гражданам, у которых мораль основана на расистских законах «шульхан
аруха». Существуют еврейские организации, отвергающие эту мораль,
например, организация, чей сайт носит имя http://М. Этих евреев, а
также упомянутых в обращении Израеля Шамира и профессора Израеля Шахака
считает своими единомышленниками. То есть своим обращением они, вместе
с названными еврейскими деятелями обвинили в расизме не всех евреев, а
только сторонников человеконенавистнических законов Шулхан Арух.
Назаров М.В. считает недопустимым насаждение морали «Шулхан Арух» в
среде российского еврейства. Данное обращение готовил он лично, берет
полную ответственность за его содержание. Лица, которые указаны в конце
обращения, лично дали ему полномочия разместить их фамилии и вести от
их имени возможные переговоры со всеми оппонентами (в том числе и
правоохранительными органами) по этому вопросу. Анализ материалов проверки свидетельствует о том, что в
действиях Назарова М.В., Хатюшина В.В. и других, направивших обращение
Генеральному прокурору РФ о запрете иудейских религиозных и еврейских
общественных объединений, отсутствует объективная сторона преступления,
предусмотренного ст. 282 УК РФ, так как текст обращения не содержит
информации, побуждающей к действиям против какой-либо нации, расы,
религии или отдельных лиц как ее представителей. Кроме того, в ходе
проверки не установлен их прямой умысел на возбуждение ненависти,
вражды, унижение достоинства группы лиц по признакам национальности,
отношения к религии, то есть субъективная сторона преступления. Принимая во внимание, что имеются достаточные данные,
указывающие на отсутствие признаков преступлений, предусмотренных ст.
282 к РФ и руководствуясь п. 2 части первой ст. 24, ст. 144, 145 и 148
УИК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Отказать в возбуждении уголовного дела по
сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ по
основаниям, предусмотренным п. 2 части 1 ст. 24 УИК РФ в связи с
отсутствием в действиях Когана З.Л. состава преступления при издании
книги «Кицур Шульхан Арух». 2. Отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению о
совершении преступления, предусмотренного ст. 2, РФ по основаниям,
предусмотренным п. 2 части 1 ст. 24 УИК РФ в связи с отсутствием в
действиях Назарова М.В. и других признаков преступления при направлении
обращения Генеральному прокурору РФ.
Следователь
межрайонной прокуратуры
А.С.Ульянов
Текст получен от информационного агентства "За права человека"
|