СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

   
27:12:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Проект Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Печать E-mail
  
03:12:2009 г.

с приложением заключений комитетов и Правового управления

Законопроект принят в первом чтении 31 марта 2004. За – 294 голоса, против – 137, воздержался 1.
«За» голосовали 293 из 305 депутатов фракции «Единая Россия» и независимый депутат А.Невзоров. «Против» - все 52 депутата фракции КПРФ, все 36 депутатов фракции ЛДПР, 36 из 38 депутатов фракции Родина, 13 независимых депутатов. Воздержалась И.А.Панченко (Единая Россия). Не голосовали 11 членов фракции «Единая Россия» (Н.Ф.Герасименко, К.Ф.Затулин, А.К.Исаев, В.Д.Катальников, Ю.В.Лосский, А.М.Макаров, И.Н.Морозов, Б.Л.Резник, Д.В.Саблин, В.А.Семенов, Г.Е.Шевцов), 2 члена фракции «Родина» (Е.Ю.Мухина и Ш.З.Султанов), 1 независимый депутат (А.А.Баков).

Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
N320661-3

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (далее - публичное мероприятие).
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о публичном мероприятии
1. Законодательство Российской Федерации о публичном мероприятии основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на Проведение публичного мероприятия. '
2; Публичное мероприятие, проводимое в рамках избирательных кампаний, референдумов и всенародных обсуждений, регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
публичное мероприятие- открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм, акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, общественных и религиозных объединений. Целью акции является свободное выражение и формирование мнений, а также требований по различным вопросам жизнедеятельности;
собрание - совместное присутствие граждан, собравшихся для коллективного обсуждения каких-либо профессиональных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте;
митинг - массовое присутствие граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных событий преимущественно общественно-политического характера;
демонстрация - организованное публичное выражение общественно-политических настроений;
шествие - массовое прохождение граждан с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;
пикетирование - форма публичного выражения мнения, осуществляемая без шествия и звукоусиления путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;
уведомление - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти) или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия, за исключением собрания, в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;
территории, непосредственно прилегающие к зданиям и объектам -земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия
Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:
законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
добровольность участия в публичном мероприятии.

 

ГЛАВА II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Статья 4. Организация публичного мероприятия
К организации публичного мероприятия относятся:
оповещение возможных участников и уведомление соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления;
ведение предварительной агитации;
изготовление и распространение средств наглядной агитации;
другие действия, совершаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Статья 5. Организатор (организаторы) публичного мероприятия
1. Организатором (организаторами) публичного мероприятия могут быть граждане Российской Федерации (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований - с 18 лет, собраний - с 16 лет), политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, общественные и религиозные объединения, взявшие на себя обязательство по его организации и проведению.
2. Не может быть организатором (организаторами) публичного мероприятия:
а) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
б) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения, общественное или религиозное объединение, деятельность которых приостановлена, прекращена или запрещена .в установленном законом порядке.
3. Организатор (организаторы) публичного мероприятия имеет право:.
а) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, указанных в уведомлении либо измененных в соответствии с предложением органа исполнительной власти .или, органа местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;
б) вести предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, допустимых законодательством Российской Федерации;
в) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
г) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
д) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающую аппаратуру и устройства (аудио-, видеоустановки и другие) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации. .
4. Организатор (организаторы) публичного мероприятия обязан:
а) направить в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия и прилагаемое к нему письменное обязательство по организации и проведению публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;
б) за 3 дня до даты проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении;
в) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении или измененных в соответствии с предложением органа исполнительной власти или органа местного самоуправления;
г) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и объявленного регламента его проведения. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора (организаторов), могут быть удалены с места проведения данного мероприятия;
д) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществлять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
е) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий, а также нарушения регламента проведения мероприятия;
ж) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения);
з) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
и) довести до сведения участников публичного : мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
к) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия (за исключением собрания).
5. Организатор (организаторы) публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление не было подано в срок или не было принято органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.
Статья 6. Участники публичного мероприятия
1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, общественных и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
2. Участники публичного мероприятия имеют право:
а) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
б) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
в) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
а) выполнять все законные требования организатора '(организаторов)
публичного мероприятия, уполномоченных им лиц и сотрудников
', органов внутренних дел;
б) соблюдать общественный порядок и регламент проведения мероприятия.
Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
1. Уведомление органов исполнительной власти или органов. местного самоуправления о намерении провести публичное мероприятие (за исключением собрания) и прилагаемое к нему письменное обязательство по организации и проведению публичного мероприятия направляются его организатором (организаторами) в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до даты проведения мероприятия.
2. Порядок направления уведомления органам исполнительной власти или органам местного самоуправления и прилагаемого к нему письменного обязательства по организации и проведению публичного мероприятия регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
3. В уведомлении указываются:
а) цель публичного мероприятия;
б) форма публичного мероприятия;
в) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
г) время начала и окончания публичного мероприятия;
д) предполагаемое количество участников;
е) формы и методы гарантированного обеспечения организатором (организаторами) общественного порядка, организации медицинской помощи, использование звукоусиливающей аппаратуры при проведении публичного мероприятия;
ж) фамилия, имя, отчество или наименование организатора (организаторов), сведения о его (их) месте нахождения (пребывания) и телефон;
з) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором (организаторами) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
и) дата подачи уведомления.
4. Уведомление и прилагаемое к нему письменное обязательство по организации и проведению публичного мероприятия в соответствии с основными принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписываются организатором (организаторами) публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором (организаторами) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.
Статья 8. Места проведения публичного мероприятия
1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах, за исключением мест, использование которых для таких целей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. К местам, запрещенным для . проведения публичного мероприятия, относятся:
а) территории, здания и сооружения, не обеспечивающие безопасности граждан при проведении публичного мероприятия;
б) территории, непосредственно прилегающие к опасным и вредным производствам и объектам, требующим поддержания повышенного уровня технологической и экологической безопасности;
в) путепроводы, транспортные магистрали, полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
г) территории, непосредственно прилегающие к больницам, поликлиникам, детским дошкольным учреждениям, а также школам и другим общеобразовательным учреждениям (во время проведения в них занятий);
д) территории, непосредственно прилегающие к культурно-зрелищным и спортивным объектам (во время проведения в них представлений и соревнований);
е) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, территории вероисповедальных и общественных кладбищ, места паломничеств (за исключением случаев проведения культовых публичных мероприятий);
ж) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, зданиям, занимаемым федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, представительствами иностранных государств и международных организаций, пользующихся международной защитой;
з) пограничная зона, если отсутствует разрешение войск или органов Пограничной службы Российской Федерации.
3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры местного или федерального (общероссийского) значения, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов.
4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
Статья 9. Время проведения публичного мероприятия
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени.
Предельный срок проведения публичного мероприятия одним и тем же организатором (организаторами) не должен подряд превышать пять дней.
Статья 10. Предварительная агитация
1. Организатор (организаторы) публичного мероприятия и иные граждане имеют право беспрепятственно вести предварительную агитацию среди граждан, сообщая им место, время, цели проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся мероприятии.
2. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления.
Недопустимо проведение агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина.
Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.
З.В случае отказа от проведения публичного мероприятия его организатор (организаторы) обязан принять меры к прекращению предварительной агитации и информированию о принятом решении граждан и органа исполнительной власти или. органа местного самоуправления, в адрес которого направлено уведомление о проведении данного мероприятия.
Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия
1. Материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия осуществляется его организаторами и участниками за счет собственных средств, а также средств и имущества, собранных и (или) переданных для проведения конкретного мероприятия.
2. Полномочия участников публичного мероприятия, занимающихся материально-техническим обеспечением проведения мероприятия, должны быть письменно удостоверены его организатором (организаторами).
Статья 12. Права и обязанности органа исполнительной власти или органа местного самоуправления
1. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия, если:
а) цели мероприятия и формы его проведения противоречат положениям Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам общественной морали и нравственности и . настоящему Федеральному закону;
б) уведомление не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;
в) организатор (организаторы) неоднократно не выполнял взятые обязательства по ранее проводившимся публичным мероприятиям.
2. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязан:
а) документально подтвердить принятие уведомления, указав при этом дату и время его принятия;
б) довести до сведения организатора (организаторов) не позднее 5 дней до даты проведения публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения, вызванное невозможностью проведения публичного мероприятия в месте и (или) во время, указанные в уведомлении;
в) в зависимости от вида публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору (организаторам) публичного мероприятия содействия в проведении мероприятия в рамках требований настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением и заблаговременно направляется организатору (организаторам) публичного мероприятия;
г) довести до сведения организатора (организаторов) публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
д) обеспечить в пределах своей компетенции , совместно с организатором (организаторами) публичного мероприятия и уполномоченным представителем органов внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при его проведении, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
е) информировать о целях публичного мероприятия органы государственной власти, которым оно адресуется;
ж) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах (маршрутах) проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом "О государственной охране",, своевременно информировать об этом федеральные органы государственной охраны.:
Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления
1. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления имеет право:
а) требовать от организатора (организаторов) публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
б) принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
2. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления обязан:
а) присутствовать на публичном мероприятии;
б) оказывать организатору (организаторам) содействие в проведении публичного мероприятия;
в) обеспечивать совместно с организатором (организаторами) публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел
1.По предложению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), заявленная для проведения публичного мероприятия, обязан назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания его организатору (организаторам) содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности проведения данного мероприятия.
Назначение указанного представителя оформляется в виде распоряжения.
2. Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:
а) требовать от организатора (организаторов) объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить на него допуск граждан в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);
б) требовать от организатора (организаторов) публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
в) удалять с места проведения публичного мероприятия граждан, не выполняющих законные требования организатора (организаторов) публичного мероприятия.
2. Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
а) оказывать содействие в проведении публичного .мероприятия в пределах своей компетенции;
б) обеспечивать совместно с организатором (Организаторами) публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного' самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
1.Если во время проведения публичного мероприятия произошло нарушение правопорядка, не влекущее опасности для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора (организаторов) публичного мероприятия самостоятельно устранить данное нарушение.
2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между организатором (организаторами) и уполномоченным представителем может быть продолжено.
3. Если же нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.
Статья 16. Основания для прекращения публичного мероприятия
Основаниями для прекращения публичного мероприятия являются:
создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц;
проведение публичного мероприятия с нарушением настоящего Федерального закона.
Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления:
а) дает указание организатору (организаторам) прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в дальнейшем оформляет его письменно;
б) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
в) обращается непосредственно к участникам мероприятия в случае невыполнения организатором (организаторами) указания о прекращении публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры к прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не применяется при возникновении массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других
случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность для этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА Ш. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия
Организатор (организаторы) публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия выражать свое мнение способом, не нарушающим общественный порядок и регламент данного мероприятия.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуется публичное мероприятие, обязаны рассмотреть по существу вопросы, явившиеся причинами проведения данной акции, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о них организатору (организаторам) публичного мероприятия.
Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание с целью обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.
Статья 19. Обжалование решения и действия (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.
Президент Российской Федерации

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях''
Представленный проект федерального закона направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и. Проведении гражданами Российской Федерации, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых -в порядке реализации своих прав, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта обусловлено необходимостью создания единой правовой базы, которая урегулировала бы порядок организации и проведения вышеуказанных публичных мероприятий на всей территории Российской Федерации.
В настоящее время такая база отсутствует. Вопросы организации публичных мероприятий регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988г. № 9306-Х1 "О порядке . организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, а также отдельными указами Президента Российской Федерации.
Из-за отсутствия единой нормативной базы по этому вопросу некоторые субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения публичных мероприятий, хотя согласно статье 71 Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод граждан относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Отличительной особенностью законопроекта является то, что им предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований в Российской Федерации, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, что соответствует положениям статьи 19 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г.
Другим нововведением законопроекта является необходимость создания реальных и безопасных условий для проведения указанных мероприятий.
Законопроект закрепляет порядок организации и проведения публичных мероприятий, раскрывает правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения.
Проект закона содержит перечень мест и территорий, где проведение публичных мероприятий запрещено, поскольку там не может быть обеспечена безопасность граждан или они имеют специальный правовой режим.
Введение в действие настоящего Федерального закона не предусматривает дополнительных финансовых расходов.

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

103265, Москва, Георгиевский пер., д. 2 Тел. 292 43 61
«18» 03 2004 г. № 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона № 320661-3 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенного Правительством Российской Федерации
Комитет, рассмотрев проект федерального закона № 320661-3 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенный Правительством Российской Федерации, пришел к следующему заключению.
Указанный законопроект направлен на реализацию права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия пикетирование, закрепленного в статье 31 Конституции Российской Федерации. Целью его является создание системы правовых норм, обеспечивающие оптимальные безопасные условия организации и проведения публичных мероприятий.
Весьма положительным моментом является то, что законопроектом закрепляется принцип единства прав и обязанностей организаторов публичных мероприятий, его участников, а также глав исполнительно^ власти и органов местного самоуправления в пределах их полномочий. Законодательно закрепляются порядок и основания приостановления или прекращения публичных мероприятий и органы, в чьей компетенции это находится.
Вместе с тем законопроект не лишен отдельных недостатков.
Так, например, пунктом 1 статьи 6 законопроекта установлено, что участниками публичного мероприятия могут быть граждане, члены политических партий, общественных и религиозных объединений. Данная норма не согласуется с положениями Федерального закона "Об общественных объединениях". По указанному закону далеко не все общественные объединения являются членскими - к ним относятся лишь общественные организации. Все иные организационно-правовые формы общественных объединений не основаны на членстве. По смыслу заложенной в статье 6 нормы получается, что участвовать в публичных мероприятиях могут не все общественные объединения, а лишь общественные организации, т.е. одна из организационно-правовых форм объединений.
В этой связи представляется целесообразным п.1 статьи 6 изложить в следующей редакции: "1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, общественных и религиозных организаций, а также участники иных общественных объединений.".
В статье 12 п.1, пп. а) указано, что орган исполнительной власти или орган местного самоуправления вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия, если цели и формы его противоречат, в частности, общепринятым нормам общественной морали и нравственности. Однако понятия "общественная мораль", "общественная нравственность" законодательно нигде не закреплены и с юридической точки зрения не являются правовыми. И, в случае принятия закона, данным положением чиновнику будет предоставлено право решать вопрос о целях публичного мероприятия в соответствии с собственными представлениями о нормах морали и нравственности, что может привести к злоупотреблениям в правоприменительной практике.
На наш взгляд, более углубленной проработки требуют также статьи 7 и 8, где говорится о сроках уведомления и местах проведения публичных мероприятий.
В тексте законопроекта встречаются некоторые неточности технико-юридического и редакционного характера.
В целом Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" с учетом устранения отмеченных недостатков в ходе его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.

Председатель Комитета С.А.Попов

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Комитет по безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«19» 02 2004 г. № 4/9
по проекту федерального закона № 320661-3 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, внесенному Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по безопасности изучив и проанализировав названный законопроект, считает следующее.
Необходимость законодательного урегулирования порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований назрела достаточно давно. Еще Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года № 524 было поручено Министерству юстиции. Министерству внутренних дел и Министерству безопасности в месячный срок подготовить проект закона о порядке организации и проведения таких публичных мероприятий.
В настоящее время обеспечение прав граждан на проведение митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований осуществляется на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года №9306-Х1 "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР", Указов Президента Российской Федерации: от 25 мая 1992 года №524 "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования"; от 24 мая 1993 года № 765 "Об утверждении временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти города Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 1998 года № 1272).
Положения указанных нормативных актов и легли в основу внесенного в Государственную Думу законопроекта. Поэтому нельзя согласиться с тем, что в пояснительной записке указывается на то, что отличительной особенностью законопроекта является уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований.
В рамках данного законопроекта не решен ряд важных вопросов, возникающих в случае его принятия.
Не раскрыты понятия "регламент проведения публичного мероприятия" и "обязательство по организации и проведению публичного мероприятия". В этой связи необходимо было бы дополнить статью 2 соответствующими положениями.
Пункт 4 статьи 8 изложен неопределенно. По смыслу данной нормы порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, должны определяться Президентом Российской Федерации. В соответствии же с Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 1992 года № 806 "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" проведение массовых мероприятий на территории Московского Кремля, в его зданиях и сооружениях, включая Красную Площадь и Александровский сад, осуществляется с разрешения Президента Российской Федерации и по согласованию с комендантом Московского Кремля.
В статье 10 не указаны сроки начала и окончания предварительной агитации, связанной с подготовкой и проведением публичного мероприятия. На практике могут складываться различные ситуации, в том числе, связанные с такими моментами, когда предварительная агитация о месте и времени проведения публичного мероприятия начинается раньше, чем будет направлено уведомление о нем органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, а эти органы, приняв уведомление, могут предложить изменить место и время его проведения.
В содержании статьи 11 нет ясности об "участниках публичного мероприятия, занимающихся его материально-техническим обеспечением" и не понятно, зачем они должны быть письменно удостоверены организатором (организаторами). Наименование статьи также необходимо привести в соответствие с его содержанием, поскольку в нем отсутствуют положения, связанные с организационным обеспечением проведения публичного мероприятия.
Представляется целесообразным в статье 16 сформулировать конкретный перечень нарушений, предусмотренных данным законопроектом, которые являются основанием для прекращения публичного мероприятия. Это необходимо с целью исключения неправильного толкования уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления нарушения закона, что влечет за собой дачу им указания организатору о прекращении публичного мероприятия.
В подпункте "а" пункта 1 статьи 17 целесообразно установить срок письменного оформления указания организатору о прекращении публичного мероприятия.
Комитет Государственной Думы по безопасности в целом поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении. Председатель Комитета В.А.Васильев

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аппарат Государственной Думы
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1 Тел.: 292 13 66

Комитет Государственной Думы
по делам общественных объединений
и религиозных организаций

24 03 2004 г. №ви 2.2 1/1014
На № 3.21-13/143 от 17.03.2004
Заключение
по проекту федерального закона № 320661-3
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»,
внесенному Правительством Российской Федерации (первое чтение)

 

Неясно, каким образом будет регулироваться в законе субъекта Российской Федерации порядок направления уведомления о проведении публичного мероприятия (часть 2 статьи 7 проекта), поскольку в этой же статье 7 определены сроки подачи уведомления и его содержание, а в статье 12 - права и обязанности органа исполнительной власти или органа местного самоуправления при получении уведомления. Необходимо также уточнить, в каком случае уведомление направляется органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а в каком - органу местного самоуправления.
Считаем некорректным предлагаемое в статье 2 законопроекта сокращение -органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти), так как использование такого сокращения может ввести в заблуждение лиц, применяющих закон.
В статье 5 проекта указано, что организаторами публичных мероприятий могут быть граждане Российской Федерации. При этом организаторами митингов, демонстраций, шествий и пикетирований могут быть граждане, достигшие 18 лет, а собраний - 16 лет. В этой связи обращаем внимание, что статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливает, что, например, членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Кроме того, пункт «а» части 2 статьи 5 проекта лишает граждан, признанных судом ограниченно дееспособными, права быть организаторами публичного
мероприятия. Полагаем, что ограниченная дееспособность гражданина не может являться основанием для ограничения его конституционного права, поскольку в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение дееспособности допускается только в отношении гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материально положение, и это ограничение распространяется на совершение сделок, получение доходов и распоряжение ими.
Терминологию пункта «б» части 2 статьи 5 о приостановленной, прекращенной или запрещенной деятельности общественного или религиозного объединения, необходимо согласовать с терминологией, примененной в статье 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», а именно, что деятельность общественного или религиозного объединения может быть приостановлена, а само объединение ликвидировано или запрещено.
Ввиду того, что участникам публичных мероприятий вменено в обязанность во время проведения публичного мероприятия выполнять все законные требования уполномоченных организатором лиц (пункт «а» части 3 статьи 6), полагаем, что уполномоченные организатором лица, как и организатор публичного мероприятия, обязаны иметь отличительные знаки (пункт «к» части 4 статьи 5 проекта).
В соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» в пункте «з» части 2 статьи 8 проекта слова «войск или органов Пограничной службы Российской Федерации» необходимо заменить словами «пограничных органов или пограничных войск».
Часть 2 статьи 10 проекта, предусматривающую, что для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться'листовки, плакаты и объявления, необходимо согласовать с пунктом «б» части 3 статьи 5 проекта, регулирующим право организатора (организаторов) публичного мероприятия вести предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия не только в указанных выше формах, за исключением устных призывов, но и путем изготовления транспарантов, лозунгов и в иных формах, допустимых законодательством Российской Федерации.
Полагаем, что приостановление публичного мероприятия должно осуществляться не только в случае невыполнения требования об устранении нарушения (часть 2 статьи 15 проекта), но и в случае невозможности выполнения указанного требования без приостановки публичного мероприятия.
Письменное указание организатору прекратить публичное мероприятие должно также содержать причины принятия такого решения, о чем необходимо указать в пункте «а» части 1 статьи 17 проекта.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола № 187 заседания Совета Государственной Думы 20 ноября 2003 года), преамбула не должна содержать легальные дефиниции, что обуславливает необходимость исключения из преамбулы слов «(далее - публичное мероприятие)».
Структурные единицы законопроекта необходимо привести в соответствие с указанными Методическими рекомендациями, согласно которым статья подразделяется на части; части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой; части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Начальник управления Г.П.Ивлиев

 
« ЖУКОВ Александр Дмитриевич   ЮРЬЕВ Михаил Зиновьевич »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ