В Курдистане снова воюют |
Григорий Белонучкин | |
04:07:2010 г. | |
1 июля в московском Независимом пресс-центре лидеры курдской общины рассказали о причинах возобновления военных действий в турецком Курдистане.
Перед журналистами выступили председатель Международного союза курдских общественных объединений Мераб Шамоев, редактор русскоязычной газеты «Свободный Курдистан» Ишхан Мироев, а также гость, судя по его нерусскоязычности, с места событий – Хамза Амат из Ассоциации обществ Курдистана. Они представляют ветвь курдского национального движения, группирующуюся вокруг Рабочей партии Курдистана и её лидера Абдуллы Оджалана, после многолетних скитаний по планете оказавшегося в турецкой тюрьме. История курдского повстанческого движения в Турции насчитывает 37 лет. Лидер РПК Абдулла Оджалан вначале придерживался ортодоксального марксизма-ленинизма, но позже несколько расширил идеологический спектр своей партии, сформулировав новую идеологию, основанную на гуманизме, экологизме и элементах феминизма, которую, уже находясь в тюрьме, сформулировал в виде книги «В защиту народа» (русский перевод вышел в Москве в 2007 году). В легальном политическом поле – турецком парламенте и органах местного самоуправления – интересы курдов представляет Партия мира и демократии. Официально она не вправе называть себя курдской партией, так как слово «Курдистан» относится к числу запрещённых в турецкой политике. Репрессии, применённые правительством Партии справедливости и развития против избранных депутатов и мэров от ПМД и стали причиной прекращения перемирия, объявленного Абдуллой Оджаланом (в пятый раз с 1993 года). На выборах 2009 года курдские и прокурдские кандидаты получили более 20 мест (из 550) в турецком парламенте и 99 на городском и районном уровнях. После этого, 13 апреля 2009, Оджалан в камере смертников сформулировал и передал властям «Дорожную карту» решения курдской проблемы, но правительство отказалось её не только обсуждать, но даже публиковать. Уже 14 апреля начались массовые аресты курдов: под стражу взято более 1500 человек, в том числе сотни детей и подростков. Вскоре правящая ПСР выдвинула пакет поправок к конституции страны, но требования курдов не были учтены в этих поправках. Не оправдались и надежды на диалог турецких властей с политическими партиями Иракского Курдистана, недавно появившимися в легальном политическом поле. 31 мая Оджалан объявил, что отказывается от дальнейших попыток диалога, что развязало руки его сторонникам из РПК для возобновления партизанской войны. На вопрос корреспондента Панорамы, может ли в турецком Курдистане быть использован опыт Иракского Курдистана, где народ пользуется широким самоуправлением и неплохо представлен на общегосударственном уровне (лидер Патриотического союза Курдистана Джаляль Талабани является президентом Ирака), участники мероприятия ответили диалектически. Да, в Иракском Курдистане много позитивного, но много и негативного. Во-первых, это зависимость от американских оккупационных властей, во-вторых, неспособность отстоять курдские притязания на районы Киркука и Мосула, богатые нефтью, откуда много курдов было выселено при прежнем режиме. Богатство курдского народа стало причиной его трагедии, отметил Мераб Шамоев. Один из журналистов задал организаторам вопрос, когда в течение истории существовал независимый Курдистан, и получил ответ: национальные государства сами по себе появились не очень давно: в эпоху буржуазных революций. До этого в мире были княжества, были они и у курдов. Кроме того курды поучаствовали в создании империй, к примеру, Саладин, объединивший Египет и Сирию в XII веке, был из курдской семьи. Севрский договор 1920 года, положивший конец I Мировой войне, предусматривал создание курдского государства (а также независимость турецкой Армении и передачу Греции Восточной Фракии, т.е. всей европейской части Турции), однако после прихода к власти светского правителя Ататюрка великие державы пересмотрели решение о разделе Турции, и Лозаннский договор 1923 года оставил за ней эти территории. Участники пресс-конференции подчеркнули, что сейчас курды на самостоятельную государственность не претендуют: «О расчленении Турции, Сирии, Ирака и Ирана не может быть и речи!». Курды требуют лишь самоуправления, какое предоставлено народам в других современных государствах. |
« Акция против пивных корпораций | Миллион за право не служить » |
---|