СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Государственная Дума поделила кресла почти поровну  
28:04:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Государственная Дума поделила кресла почти поровну Печать E-mail
В.К., Д.Н.   
21:12:2011 г.

Сегодня прошло первое, организационное заседание Государственной Думы. На нём был избран спикер (шеф администрации президента Сергей Нарышкин), два его первых заместителя (бывший вице-премьер Александр Жуков, занимавший уже должность первого вице в позапрошлой Думе в 2003-2004 годах и коммунист Иван Мельников) и шесть «простых» вице-спикеров (Сергей Неверов, Андрей Воробьёв, Олег Морозов, Людмила Швецова – ЕР; Николай Левичев – СР, Игорь Лебедев – ЛДПР). Был утверждён список комитетов и одобрены их председатели. Согласно предварительной договорённости, Единая Россия получила 15 комитетов из 29, КПРФ 6, эсеры и жириновцы по 4. Мандатная комиссия упразднена как таковая с передачей её функций Комитету по Регламенту.

Вопросами своей легитимности депутаты не задавались. Проблема фальсификаций в ходе голосования и подсчёта его результатов 4 декабря будет, вероятно, обсуждаться в январе, когда на одно из заседаний придут представители ЦИК. Напомним, что прежде в начале работы каждой Думы общие результаты выборов оглашал председатель ЦИК, сегодня он в зале не появился.

Первое заседание Думы по праву старейшины открывал 87-летний Владимир Иванович Долгих, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС брежневских времён, ныне – член фракции «Единая Россия» и глава всех московских ветеранов. По этому случаю даже монитор в зале прессы переключился на чёрно-белое изображение. Журналисты с нетерпением ждали появления в президиуме товарищей Зимянина, Капитонова и Русакова, обычно перечисляемых вслед за т.Долгих в длинном списке товарищей, встречавших и провожавших дорогого Леонида Ильича у трапа самолёта. Но вместо них пришли академик Жорес Алфёров, трибун Владимир Жириновский (видимо, он теперь самый старый в своей фракции) и директор завода железобетонных конструкций Юрий Селиванов.

В отличие от коммунистов Варенникова, Алфёрова и Лигачёва, открывавших три предыдущие Думы более или менее лояльными речами, В.И.Долгих о политике практически не говорил и после регистрации депутатов прдоставил слово другим старейшинам. Жорес Алфёров призвал Думу не гнаться за числом законов. Эсер Юрий Селиванов процитировал Гумилёва: «Лишь небу ведомы пределы наших сил, Потомством взвесится, кто сколько утаил». Выступавший последним Владимир Жириновский призвал всех к демократии и свободе.

Избрав заранее согласованные секретариат, Счётную комиссию (для контроля за электронной системы, а может быть – на случай голосования бюллетенями) и Временную комиссию по Регламенту, разошлись на перерыв. Высокопоставленных гостей рангом выше Вячеслава Володина так и не дождались.

После перерыва, необходимого для регистрации фракций, Ильдар Габдрахманов от имени комиссии по Регламенту предложил выбирать спикера открытым голосованием через электронную систему. Тут вылез Жириновский и напомнил, что в Регламенте говорится о тайном голосовании бюллетенями. И хотя в последний раз спикера выбирали тайно в 1995 году,, лидер ЛДПР настоял на том, чтоб решение отступить от Регламента было хотя бы проголосовано. За открытое голосование высказались 387 депутатов, то есть как минимум три фракции из четырёх.

Фракция КПРФ в лице Геннадия Зюганова выдвинула на пост спикера Ивана Мельникова (зампреда предыдущеё Думы), уже согласованного временной комиссией на пост первого вице.

Игорь Лебедев предложил на пост председателя Думы своего папу Владимира Жириновского. Он сказал, что хотя Владимир Вольфович и не нуждается в представлениях, тем не менее, существенно то, что он знает думскую кухню изнутри и пять иностранных языков.

Реального кандидата на пост спикера – Сергея Нарышкина из администрации президента – представила фигуристка Ирина Роднина. Она подчеркнула, что умения, накопленные Нарышкиным за время работы на ключевых постах в АП и правительстве, пригодятся ему в шестой Думе, отличающейся «политическим разноцветьем».

Эсер Валерий Гартунг от имени фракции выдвинул кандидатуру Сергея Миронова. Он обосновал это тем, что рейтинг парламента неуклонно снижается, и чтобы изменить эту тенденцию, нужно, чтобы парламент возглавил представитель оппозиции.

Чем была вызвана именно такая последовательность выступлений от фракций, мы объяснить не в состоянии. Первая Дума установила для фракций и групп (тогда они ещё были) порядок выступлений в порядке убывания численности, но спикер Иван Рыбкин своей властью каждый раз заменял его на алфавитный. Геннадий Селезнёв, переизбравшись спикером в начале 2000 года, сказал афоризмом: «Фракции будут выступать в том алфавитном порядке, который мы сами им утвердим», но видимо, утверждённый им алфавит совпадал с кириллическим. С момента избрания спикером Бориса Грызлова в 2003 году фракция «Единая Россия» взяла себе привилегию выступать последней, и так было все 8 лет.

Каждый из кандидатов произнёс краткую речь.

Владимир Жириновский начал с вопроса: «Разве мы с вами не слышим гул на улице? Наш народ недоволен». Отрекомендовавшись «действительно оппозиционным человеком, лидер ЛДПР сформулировал несколько конкретных предложений. Он обещал, если будет избран, искоренить практику лишения депутатов слова, сократить время на обсуждение законопроектов и отдать сэкономленное под политическую дискуссию, разделить бюджет Думы между фракциями и выгнать Кожина (управляющий делами Президента РФ, к которому Дума, не имея собственного хозуправления и даже юридического лица, обращается с нижайшими просьбами по всем социальным делам). Кроме того, Жириновский предлагает избирать президента на один пятилетний срок на заседании Думы, дать всем мэрам и губернаторам, у которых «Единая Россия» получила меньше 40% по Ордену мужества и уволить всех, у кого ЕР получила больше. Также главный либерал-демократ обещал в случае своего избрания президентом (а не спикером) провести перевыборы Думы, не объяснив, как это укладывается в Конституцию, позволяющую распускать Думу лишь в специально оговоренных случаях.

Иван Мельников сказал, что народ возмущён фальсификациями, и поэтому в случае победы Зюганова на выборах состоятся новые парламентские выборы в декабре. Кроме того, партия требует отставки В.Е.Чурова, национализации минерально-сырьевой базы (которая формально и так государственная) и хочет вместе с гражданами конструктивно оппонировать правительству. Он сказал, что продуктом дискуссий в Думе должен быть консенсус, и позиция каждой фракции в результате обсуждения должна хоть в какой-то мере учитываться.

Сергей Миронов начал с того, что он реалист и поэтому не будет тратить время на саморекламу. «Народ России требует перемен», – заявил он, а именно приостановить действующие законы и реформы, которые наносят колоссальный вред гражданам: 83-й фз (об автономных учреждениях); ликвидировать ЕГЭ; приостановить все непродуктивные реформы Фурсенко и вредные реформы в армии. Миронов подчеркнул, что не считает протест на Болотной проплаченным. Эсеры обещают добиться пересчёта там, где есть доказательства фальсификаций, а также уголовного преследования фальсификаторов. Он напомнил коллегам, что партия не признала результаты выборов в Санкт-Петербурге и Астрахани (мандаты эсеры при этом взяли). Миронов призвал коллег потратить первые 2-3 месяца работы Думы на пересмотр избирательного законодательства и переход к избранию Думы по новой системе с многомандатными мажоритарными округами. Все избиркомы должны формироваться только из представителей партий, причём не только парламентских. Досрочное голосование нужно ликвидировать, открепительные талоны тоже. В заключение лидер эсеорв сообщил что если его выберут президентом, он распустит Думу в июле 2012 года, сославшись на Конституцию (которая на самом деле запрещает распускать Думу в течение года, а вовсе не полугода, с момента избрания).

Сергей Нарышкин выступал так, как будто его уже избрали, то есть демонстрировал реалистичный подход. Его речь несколько раз прерывалась аплодисментами. Возможно, потому, что он елинственный из кандидатов не грозил депутатам немедленными перевыборами. Нарышкин обратил внимание зала на то, что шестая Госдума будет сущственно отличаться от своей предшественницы: «В неё увеличится представительство фракций, не имеющих большинства». Он сказал, что политическая система страны нуждается в развитии, и завтра президент Медведев в своём послании предложит конкретные инициативы в этом направлении. Задача Госдумы, отметил он, обеспечить законодательное сопровождение этой программы.

Сергей Иванов (ЛДПР) напомнил «Единой России», что она получила меньше 50%, причём это большинство, как он выразился, по принципу «Не пойман – не вор». И спросил Нарышкина, как он намерен учитывать мнение оппозиции. В ответ Нарышкин наверил его, что парламент – это место для самых серьёзных и самых конкретных дискуссий.

Михаил Тарасенко из ЕР упрекнул Миронова в политической непоследовательности: вчера он поддерживал Медведева, а сегодня сам выдвигается в президенты. Миронов ответил, что когда эсеры поддерживали Медведева, они надеялись, что будут перемены. А сейчас они – «единственная реально ппонирующая сила в Российской Федерации».

Александр Четвериков спросил Нарышкина, зачем Единой России собираются отдать две трети должностей в Государственной Думе, если у единороссов чуть больше половины депутатов. Нарышкин сказал, что фракциями было достигнуто такое пакетное соглашение.

Николай Коломейцев сказал Нарышкину: у Вас нет опыта депутатской деятельности, есть только опыт управляемой демократии, а управляемая демократия щакончилась на Болотной площади. На это утверждение председательствующий Олег Морозов разрешил Нарышкину не отвечать, т.к. «тут нет вопроса».

Валерий гартунг спросил у Нарышкина, поддерживает ли он законопроект о гарантиях деятйльности оппозиционных партий. Нарышкин выразил желание с документом познакомиться.

После этого слово взял Владимир Жириновский и сказал: раз мне не было задано ни одного вопроса, значит моё выступление было самым впечатляющим.

После этого прошло рейтинговое голосование по четырём кандидатурам, результаты которого, как положено, показали уже после того, как все 4 кандидатуры были проголосованы. За Жириновского было подано 204 голоса, за Мельникова 208, за Миронова 203 и за Нарышкина 238. Это означает, что за Нарышкина голосовали только единороссы, а за всех остальных – все три оппозиционные фракции.

Избранный Нарышкин занял место в президиуме и поблагодарил за доверие всех: и тех, кто за него голосовал, и тех, кто голосовал за других кандидатов.

Следующим вопросом было утверждение числа замов спикера. Сергей Миронов взял слово и объявил согласованный расклад (три зама от оппозиционных фракций, в том числе первый от КПРФ, и пять замов плюс спикер от ЕР) несправедливым и предложил: три зама от ЕР, по одному – от остальных фракций.

Олег Морозов сказал, что это несущественно, потому что Совет Думы будет формироваться не так, как раньше, в него войдут лидеры фракций (наряду с вице-спикерами), так что у ЕР не будет подавляющего перевеса. Николай Харитонов (КПРФ) поддержал Миронова. Тут вмешался Габдрахманов от имени Временной комиссии по Регламенту и сказал, что все документы согласованы с руководителями фракций, в том числе с Мироновым, и надо не заниматься ерундой, а голосовать. Вслед за нима Жириновский на пальцах разъяснил, что можно сто раз включать любые предожения, но «Единая Россия», обладая большинством, всё отвергнет. Они могут вообще всё отменить и все комитеты взять себе. Проголосовали за проект по числу замов 327 депутатов, против был 61.

После этого Дума без особых обсуждений внесла изменения в Регламент и утвердила согласнованный список вице-спикеров и председателей всех комитетов.

Основное новшество в Регламенте – изменение должностного состава Совета Государственной Думы, который формирует повестку дня и согласовывает некоторые аппаратные и кадровые вопросы.

Напомним, что в I-III Думах (1994-2003) формировался на паритетной основе в составе Председателя ГД и руководителей фракций и групп (председатели комитетов участвовали в работе Совета с совещательным голосом). Это создавало дисбаланс в пользу того крыла Думы, у которого было меньше депутатов, но больше фракций и групп. В первой Думе сторонники президента вышли из положения, создав под конец работы две новых группы ("Россия" и "Стабильность"). В третьей Думе сложившееся в 2001-2002 гг. новое проправительственное большинство лишило председателя Думы (Г.Н.Селезнёва) решающего голоса в Совете. В Думе IV-V созывов (2003-2007) Совет Думы был сформирован в составе Председателя ГД (вновь получившего решающий голос) и его замов, подавляющее большинство которых были членами фракции "Единая Россия".

Теперь же в Совет Думы войдут с решающим голосом и спикер, и все его замы, и руководители фракций, и сверх того двое из руководителей внутрифракционных групп (они могут создаваться во фракциях численностью не менее 100 человек и насчитывать не менее 50 депутатов в каждой – т.е. в случае нынешней Думы могут быть созданы лишь во фракции ЕР). Таким образом, у ЕР будет в Совете 8 голосов (а если бы Андрей Воробьёв не совмещал посты лидера фракции и вице-спикера – было бы 9), а у всей оппозиции вместе взятой – 6. Так что, например, в случае бойкота заседаний Совета Думы всеми тремя оппозиционными фракциями он сохранит кворум и работоспособность.

После избрания замов Сергей Нарышкин пригласил в президиум двух первых: Мельникова и Жукова. Ярослав Нилов (ЛДПР) попросил (видимо, для телевизионной картинки) посадить туда ещё двух замов – от СР и ЛДПР. Нарышкин отказал. Ему пришлось отказывать ещё два раза, когда того же попросил сначала Владимир Жириновский, затем ещё какой-то депутат, уже от эсеров. При этом Морозов (как председатель рабочей группы по подготовке первого заседания) с Габдрахмановым (как главный по Регламенту) разъясняли, что мест в президиуме мало и простым вице-спикерам они не положены.

Под конец заседания Дума одобрила распорядок работы на весеннюю сессию (пленарки – 13, 24, 25, 27 января; 7, 8, 10, 21, 22, 24 февраля; 13, 14, 16, 27, 28, 30 марта; 10, 11, 13, 24, 25, 27 апреля; 15, 16, 18 мая; 5, 6, 8, 19, 20, 22 июня; 3, 4, 6 июля) и утвердила предварительный состав комитетов. При этом благодаря депутату Митрофанову выяснилось, что список членов комитетов, за который голосовали, успели раздать только единороссам, и то не всем. Так что голосовать пришлось вслепую. Депутату-эсеру Илье Пономарёву, попросившемуся в другой комитет, новый спикер пообещал было учесть его пожелание, но хранитель Регламента Габдрахманов не допустил такого попрания иерархии, потребовав с Пономарёва письменного согласования с лидером фракции.

Следующее заседание Думы назначено на 12 января. Олег Морозов попросил комитеты провести до этого времени заседания, чтобы можно было наполнить законопроектами январскую повестку.

 
« Марш на Смольный: Ветви оппозиции выставляют провокаторами друг друга   СПб: Застройщики сносят памятники архитектуры »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ