СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow «Мягкая самооборона» депутата Сидякина  
29:04:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

«Мягкая самооборона» депутата Сидякина Печать E-mail
Э.Щ., Гр.Т.   
03:07:2012 г.

Сегодня, 3 июля, Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций на открытом заседании обсудил и единогласно (при отсутствии коммуниста Обухова) рекомендовал к принятию внесённый депутатами-единороссами Яровой, Красовым, Сидякиным, Старшиновым, Шхагошевым, Никоновым, Кривоносовым и Маркеловым законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Справедливоросс Андрей Туманов, подвергший закон критике, проголосовал очками (за).

Поскольку ни один из авторов законопроекта не является членом профильного комитета, то заседание началось с того, что Ирина Яровая, Александр Сидякин, Вячеслав Никонов, Адальби Шхагошев и Михаил Маркелов представили своё творчество, уже получившее письменное одобрение вице-премьера В.Суркова («Направленность законопроекта (…) заслуживает поддержки»).

Ирина Яровая сообщила, что цель поправок – в «расширении формата» воздействия общества на НКО. С её точки зрения, хоть Россия и страна молодой демократии, но российское общество готово к тому, чтобы получить информацию о том, кто является иностранным агентом (юридическими лицами – общественными объединениями, «получающими денежные средства и иное имущество из иностранных источников и участвующими в политической деятельности»). «Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.»

Яровая подчеркнула, что законопроект не предусматривает никаких ограничений. Для иностранных агентов введут заявительный порядок регистрации. Кроме того, они будут обязаны отчитываться отдельно по российским и по иностранным финансовым источникам. Минюст обяжут ежегодно делать для Думы доклад об иностранных агентах. По мнению Яровой, всё это не ограничивает поле деятельности НКО.

Александр Сидякин, прославленный автор миллионных штрафов за митинги, сказал, что законопроект в смягчённой форме воспроизводит европейский и американский опыт. В частности, он признался, что его вдохновил американский закон FARA (www.fara.gov), принятый в 1938 году, чтобы контролировать пропаганду нацистской Германии. Он отметил, что в российском законе понятие политической деятельности более узкое, чем в американском. Отдельно Сидякин остановился на возмутительном поведении государственного секретаря США Хиллари Клинтон, которая позволила себе критиковать идею российской FARA. Также Сидякина возмущает наличие НКО, которые получают деньги якобы на гуманитарные проекты, охрану животных и охрану природы, а занимаются совсем не этим. Наконец, он отметил в качестве источника вдохновения Ассоциацию «Голос», которая, как он выразился, поливает политические процессы грязью. Осталось непонятным, каким образом простая регистрация и указание источников финансирования решит задачу обуздания всех этих вредных организаций и наглых иностранцев.

Общество имеет право знать, кто влияет на олитические процессы, – заявил Сидякин. При этом он оговорился, что не собирается подводить Фонд «Подари жизнь» или Общество охраны дикой природы (вероятно, имеется в виду WWF-Russia) под «политическую деятельность.

Упоминание госсекретаря Клинтон чрезвычайно взволновало депутата Яровую, и она взяла слово повторно, чтобы осудить её за попытку вмешательства в российское законотворчество, к тому же скопированное с американского. «Мы считаем, что в России должны работать международные стандарты демократии», – сказала Яровая. Она добавила, что цель поправок также и в том, чтобы защитить интересы добросовестных иностранных агентов.

Следующим из авторов был глава Фонда «Русский мир» (агента российского правительства во внешнем мире) Вячеслав Никонов. Для начала он сообщил, что ни одно демократическое государство не допускает вмешательства в свою внутреннюю пролитику извне, и ЛДПР, в частности, зарегистрирована в США в качестве иностранного агента в FARA. «В первый раз слышу», – испуганно воскликнул председатель комитета Ярослав Нилов. «А Вы посмотрите!» – предложил Никонов (и он сказал правду, в чём может убедиться каждый, воспользовавшись функцией поиска на fara.gov).

Помянув тихим словом организацию Freedom House и посла США в РФ, который недавно оещал увеличить поддержку демократии на 70 млн. долл., Никонов поспешно оговорился, что законопроект имеет в виду не только западные фонды. Не меньшее беспокойство вызывает, например, радикальный ислам. И вообще, по мнению Никонова, не надо ограничиваться только НКО. Например, лоббистские структуры тоже должны быть предметом регулирования. Пока же закон коснётся очень небольшой группы организаций. По подсчётам Никонова, не более 1000 НКО или 0,4% зарегистрированных потенциально подпадают под определение иностранного агента.

Адальби Шхагошев выразил уверенность, что собравшиеся совершенно не представляют себе, как работают НКО на Северном Кавказе. «Вред, который принемли некоторые НКО, трудно переоценить», – сказал он. Позже Шхагошев объяснил, что не имеет в виду «Мемориал», который, с его точки зрения, иногда приносит пользу, а иногда «перегибает». «Агенты должны находиться под микроскопом», – считает депутат от Кабардино-Балкарии.

Депутат Михаил Маркелов подчеркнул, что речь идёт о гармонизации российского законодательства с опорой на международный опыт. Депутат Сидякин оспорил подсчёты коллеги Никонова. Он сказал, что по данным Минюста тысяча НКО – это те, кто вообще получает помощь из-за рубежа. Но среди них, например, сахалинские корейцы и хоккейный клуб «Металлург». Те, кто занимается политической деятельностью – это сотня организаций, не более того.

Законопроект длинный (21 страница), поэтому депутаты в своих выступлениях отразили не всё. Например, организации, намеревающиеся получать средства из иностранных источников и участвовать в политической деятельности, должны сами ставиться на учёт в качестве агентов заранее. При этом иностранным источником считается, в том числе, иностранный гражданин или лицо без гражданства (поскольку по закону такой человек может состоять в российской НКО, его членские взносы – уже деньги из иностранного источника) или российское юрлицо, получающее иностранные деньги (исключение сделано для ОАО с госучастием, например – Газпрома). Бухгалтерская отчётность агента подлежит ежегодному аудиту, заключение аудитора сдаётся в Минюст. Отчёты о расходовании иностранных средств сдаются туда же ежеквартально. А на распространяемых агентом, в том числе через СМИ и Интернет, материалах, должна стоять пометка, что он – агент. Минюст проверяет агентов не чаще раза в год. Это по плану. А вне плана – по любому доносу гражданина или средства массовой информации.

Деятельность организации, не вставшей на учёт в качестве агента, но признанной таковым по решению Минюста может решением Минюста же быть приостановлена на 6 месяцев до решения суда. В этом случае «приостанавливаются ее права как учредителя средств массовой информации, ей запрещается проводить массовые акции и публичные мероприятия, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов». В Административный кодекс вносится норма о штрафах до миллиона рублей за уклонение от внесения в реестр или нарушения порядка деятельности, установленного для агентов. А в Уголовный – о сроках до трёх лет за создание НКО, посягающего на личность и права граждан. Злостное уклонение от записи в реестр может быть наказано исправительными работами или тюрьмой на срок до двух лет.

Депутат-эсер Андрей Туманов попросил разъяснить ему определение политической деятельности (см. выше). Он привёл пример: три бабушки сият на лавочке и беседуют о воздействии на государственную политику (а они только о этом и беседуют). Если эти аушки получают, например, гуманитарную помощь из-за границы, то они – агенты. «Нет», – возразил Никонов. Они – не юрлицо. Но Туманов сказал, что он, депутат, и то не может отличить политическую деятельность от неполитической, опираясь на предложенное определение. Кроме того, он убедился на опыте, что если термины чётко не прописаны, то с ними будут манипулировать. Тут Никонов признал, что определение можно детализировать, а Яровая, наоборот, вслух задумалась, не начать ли регистрировать индивидов.

Вслед за Тумановым слово получили журналисты, которых тоже интересовали границы между политической и неполитической деятельностью в понимании Яровой и Ко. Общий настрой авторов проекта был таким, что сколько раз журналисты спрашивали о критериях «иностранности» и «политичности», столько раз им отвечали не об этом, а о подрывной деятельности, которой не надо заниматься и тогда не накажут. Один из вопросов был про общество защиты кошек, активисты которого выходят на демонстрацию с требованием принять закон о защите кошек от жестокого обращения со стороны правительства. Это политическая деятельность? Авторы от ответа уклонились, только Вячеслав Никонов сказал, что он большой друг кошек и у него прямо сейчас есть три котёнка на раздачу. Председатель комитета Нилов сказал, что он долго думал над этим вопросом и пришёл к выводу, что решать в каждом конкретном случае будет суд. Он привёл такой пример: представим себе общество инвалидов, которые требуют отставки мэра из-за того, что мэр отказывается строить пандусы. Представим себе чиновника из местного управляние юстиции, который на этом основании признаёт инвалидов агентами и приостанавливает их деятельность. Тогда, считает Нилов, инвалиды должны пойти в суд, и чиновник-идиот получит по заслугам.

Эсер Туманов рассказал, что провёл сегодня полевой эксперимент: опросил 54 депутата, двух уборщиц и пятерых журналистов. Все опрошенные должны были указать синоним словосочетания «иностранный агент», Все дружно ответили: «шпион». На это авторы сказали, что слово «агент» есть в Гражданском кодексе, а Никонов признался, что за свою жизнь подписал сотни агентстких соглашений.

Журналистов также интересовало, почему законопроект протаскивают в таком темпе именно сейчас. Никонов заверил их, что ничего экстраординарного в России произойти не должно, хотя и отметил, что количество денег, направляемых в Россию иностранными принципалами, беспрецедентно высоко и сравнимо лишь с теми странами, где смена режима уже произошла. Председатель комитета резюмировал: «исходя из интересов национальной безопасности, некоторые законы не терпят отложения». Единственный раз взявший слово депутат Андрей Красов (до избрания – начальник Рязанского училища ВДВ) сказал, что 6 мая было организовано на зарубежные деньги. Никонов поспешно сказал, что абсолютно с этим не согласен.

В письменном заключении по документу Комитет признал, что в проекте содержатся некоторые непроработанные моменты, но перечислять их не стал. Что касается опасений некоторых НКО, Комитет считает, что они «в большей степени вызваны отдельными эмоциональными выступлениями в некоторых средствах массовой информации».

Законопроект явно расчитан на избирательное применение к неугодным, поскольку при буквальном истолковании под него может попасть любая организация.

 
« Конституционный Суд провёл слушания по делу ВТО   Петербуржцы провели митинг против прозападной политики »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ