СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow «Агентом быть почётно». Первое чтение закона в Государственной Думе  
23:12:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

«Агентом быть почётно». Первое чтение закона в Государственной Думе Печать E-mail
Элла Щукина   
07:07:2012 г.

Сегодня, 6 июля, Государственная Дума приняла в первом чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Предполагается, что закон будет принят во втором и третьем чтениях до конца следующей недели и вступит в силу через 90 дней после опубликования.

Закон поддержали 323 человека: все 237 единороссов; 28 из 92 коммунистов, в том числе Жорес Алфёров, Геннадий Зюганов, Иван Мельников, Олег Куликов, Виктор Коломейцев, Анатолий Локоть, Сергей Муравленко, Сергей Решульский, Светлана Савицкая, Вадим Соловьёв и др.; 55 из 56 жириновцев и 3 члена фракции, но не партии эсеров (Игорь Зотов, Николай Лакутин, Алексей Митрофанов). Против проголосовало 4 человека, все они эсеры (Иван Грачёв, Геннадий Носовко и оба Гудковых). Воздержался один депутат – коммунист Леонид Калашников. Не голосовали вовсе 63 коммуниста (68,5% членов фракции); один либерал-демократ – Сергей Калашников; 57 эсеров (89,1% фракции). Для принятия закона было достаточно 226 голосов, так что оппозиционные фракции голосовали от души.

Так как повестка заседания была очень насыщенной, то заранее договорились, что дадут возможность задать по одному вопросу от фракции и выступать будут тоже по одному от фракции, по 5 минут.

С основным докладом выступила инициатор законопроекта Ирина Яровая (бывшая яблочница и бывший начальник следственного отдела прокуратуры Камчатской области). Она рассказала, что законопроект отражает формат развития гражданского общества и представляет собой реализацию в Российской Федерации международных стандартов. Наша цель, – сказала Яровая, – «максимальная публичность, известность и понимаемость о том, как НКО занимаются политикой на территории РФ за счёт иностранных источников».

Яровая объяснила логику законопроекта: раз политическим партиям запрещено использовать иностранные источники финансирования, то это ограничение должно распространяться и на НКО, занимающиеся политической деятельностью. До сих пор, считает она, в этой области существует правовой вакуум и законодательный пробел.

С точки зрения депутата, наименование «иностранный агент» максимально точно отражает суть деятельности такого рода организаций. В гражданском праве широко распространены агентские договоры. А если источник финансирования иностранный, то и агент иностранный. Это, по мнению Яровой, международная практика. Она уверяла, что в цивилизованных странах слова «иностранный агент» пишут даже на визитных карточках. Яровая сообщила, что определение политической деятельности в её законопроекте уже, чем в образце, который послужил источником вдохновения – американском акте FARA (www.fara.gov). Политическая деятельность по будущему российскому закону – это участие в политических акциях с целью влияния на государственную политику, сказала Яровая. Однако в тексте законопроекта определение иное: «Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.»

Яровая также отметила, что НКО, выполняющие функции иностранного агента, не оспаривают того, что они таковыми являются.

Докладчица рассказала коллегам, что в США информация о каждом иностранном агенте сообщается государственному секретарю (сейчас в списке – 379 организаций). В России Минюст будет ежегодно докладывать Государственной Думе об иностранных агентах.

На заседании думского комитета Яровая уже порицала поведение Хиллари Клинтон, которая обсуждала инициативу относительно иностранных агентов с российскими НКО. На пленарном заседании Яровая осудила ещё и Людмилу Алексееву, гражданку США (у Алексеевой есть и российское гражданство, которое ей вернул президент Ельцин в начале 90-х, когда она вернулась из эмиграции). «Если вы действуете открыто и честно, вам нечего бояться», – обратилась Яровая ко всем иностранным агентам. В заключение она сказала, что в качестве соавтора к законопроекту об иностранных агентах присоединились почти все члены фракции ЕР и несколько депутатов из других фракций (полный список новоиспечённых соавторов закона можно увидеть на законопроектном сайте Думы). Это сообщение зал встретил аплодисментами.

Содокладчик – председатель профильного комитета Ярослав Нилов (ЛДПР) был необычно лаконичен. Он отметил, что в проекте есть ряд технических неточностей, но это «не ущемляет его актуальности».

От фракции КПРФ вопрос задал Олег Смолин. Он явно ознакомился с реальным, а не с укороченным определением политической деятельности. Он предложил несколько примеров: организация инвалидов продвигает идею инклюзивного образования; негосударственный вуз учреждает образовательный телеканал; НКО проводит в Думе круглый стол с участием всех фракций. Все ли эти организации должны объявлять себя иностранными агентами, если они получают внешнее финансирование?

Яровая сказала на это, что участие в политических акциях – вопрос выбора самого НКО. Нилов же сказал, что у него возник такой же вопрос, но он решил, что права неполитических НКО в случае чего отстоит суд.

От фракции ЛДПР Ян Зелинский спросил, нельзя ли ужесточить меры ответственности. Яровая с грустью в голосе согласилась, что меры действительно мягче, чем в зарубежных странах.

От Единой России вопрос задал автор законопроекта Александр Сидякин. Вопрос был риторическим: действительно ли финансирование сотни НКО, занимающихся политической деятельностью, резко выросло во второй половине 2011 года? Да, – сказала Яровая. – В период избирательного цикла иностранные финансовые поступления возросли. Поэтому закон об агентах обеспечит дополнительные гарантии избирательных прав граждан РФ.

Эсер Геннадий Гудков задал сразу три вопроса. Знают ли докладчики, что крупнейшие получатели иностранных грантов – это Минобороны и Росатом? Почему докладчики не упомянули о резко отрицательной позиции Совета по правам человека при президенте и критическом отзыве Общественной палаты? И всё ли божья роса?

Нилов ответил, что министерства не подпадают под закон об НКО, а заявление Совета по правам человека доставили в Думу только сегодня, и его обязательно включат в досье законопроекта.

Серию выступлений от фракций открыл Владимир Кашин. Он заявил, что КПРФ поддержит законопроект (как теперь известно, действительность обманула его ожидания). Кашин помянул развал великой державы СССР и Арабскую весну как пример насаждения политических режимов, которые работают на ту или иную страну. «Россия для нас святая, и мы должны её оберегать» – сказал коммунист №3 и добавил, что ко второму чтению фракция готова предложить расширяющие поправки. А если будут перегибы, то можно обратиться в суд. У НКО, считает Кашин, возможности в десятки раз больше, чем у КПРФ, ЛДПР и СР.

От ЛДПР выступал депутат с хвостом на затылке Максим Шингаркин. Он гордо сказал, что примкнул к авторам законопроекта, потому что много лет был агентом международных природоохранных организаций. В 90-е годы Шингаркин уволился из Вооружённых сил, потому что должностные лица Росатома в сговоре с Минобороны передали контроль над ядерным оружием в неправильные руки. Это побудило Шингаркина пойти в Гринпис и стать международным агентом. Там, по его собственному признанию, он вместе с Сидякиным боролся против Адамова (министра атомной промышленности). Международная агентская деятельность, заявил Шингаркин, является необычайно престижным занятием, особенно в области экологии. Он привёл пример: Если бы существовали только российские природоохранные организации, они находились бы под управлением российского олигархата. Другой пример высокого авторитета международных агентов – это организация «Международная амнистия» (Amnesty International) «Быть международным агентом я считаю почётным», – заключил Шингаркин, выразив надежду, что законопроект стимулирует развитие в Российской Федерации фондов, финансируемых из-за рубежа.

От фракции Единая Россия выступил Сергей (Александрович) Попов (в прошлой Думе – председатель, а сейчас – первый зампред комитета по общественным организациям). Он сказал, что ЕР будет солидарно голосовать за, несмотря на то, что слышит в связи с законом немало упрёков и даже угроз (под угрозой он имел в виду гипотезу о том, что инициаторам законопроекта закроют въезд в США и Евросоюз). Он напомнил, что иностранное финансирование бывает не только американским: оно может исходить и из Юго-Восточной Азии, и из Европы. Попутно он заметил, что в российском законодательстве «ещё много лагун».

Эсер Илья Пономарёв начал свою речь словами «Спасибо вам, дорогие коллеги». На следующих выборах, сказал Пономарёв, избирателям предстоит увидеть биллборды, на которых Единая Россия будет фигурировать не только как партия жвуликов и воров, но ещё и как партия иностранных агентов. Единая Россия, сказал Пономарёв, единственная партия, которая получает иностранные гранты. Чуть подумав, он добавил, что надо ещё на входе в Белый дом и Кремль повесить таблички: «Здесь сидят иностранные агенты». Из единороссов Пономарёв отдельно отметил Исаева, который «представляет международное анархистское движение» (Исаеву по этому поводу пришлось разъяснять журналистам, что в бытность его анархистом на рубеже 80-х-90-х годов международного анархистского движения уже не было – оно осталось в XIX веке). Пономарёв торжественно провозгласил, что СР – единственная фракция, которая не собирается голосовать за этот закон. Как выяснилось, он был неправ, поскольку за закон не голосовало и заметное большинство коммунистов.

Взяв на себя труд посчитать единороссов и членов других фракций, присоединившихся к инициаторам проекта в течение дня 6 июля, мы увидели, что три из четырёх внутрипартийных групп Единой России (группа Тимченко, группа Савельева и группа Булаева) почти поголовно подписались под законопроектом (исключения – Р.Хайров, И.Игошин, В.Якушев), а из группы Аршбы подписались всего 3 человека – к изначальным авторам Красову и Шхагошеву присоединился бывший замминистра МВД Владимир А.Васильев. Таким образом, эта группа, насчитывающая 60 депутатов, осталась вне тенденции, а ведь в ней состоят, например, В.Бурматов, Н.Валуев, А.Жуков, В.Звагельский, М.Кожевникова, П.Крашенинников, В.Пивненко, П.Пимашков, В.Плигин, С.Попов, В.Ресин, И.Роднина, М.Сафин.

 
« Америка – лучший друг депутата   Конституционный Суд провёл слушания по делу ВТО »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ