Новая старая Счетная палата |
Элла Щукина | |
13:12:2012 г. | |
В среду, вернувшись из Кремля, Дума приняла в первом чтении изменения и дополнения в закон "О Счетной палате Российской Федерации". По сути дела, как подчеркнул один из докладчиков, единоросс Андрей Макаров, речь идет о новом законе. Первый закон о Счетной палате был принят в 1995 году в соответствии со статьей 101 Конституции РФ. В Конституции говорится, что "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом" Однако с 2004 года палата фактически назначается президентом. При этом, если в определении кандидатов на пост председателя СП и его заместителей Федеральное собрание участвует хотя бы формально (по модели "наделения губернаторов полномочиями"), то простых аудиторов президент просто вносит на утверждение. Соответственно, Счетная палата, безусловно, являясь органом государственного финансового контроля, органом независимого парламентского контроля быть не в состоянии - хотя бы в силу способа формирования. В новом законе порядок формирования СП принципиально не меняется. Отличие новой версии назначения СП президентом от старой состоит в том, что палаты Федерального собрания получают право предлагать президенту кандидатуры не только председателя СП и его замов, но и прочих аудиторов. Президент же по новому закону вправе либо внести одну из предложенных ему кандидатур, либо проигнорировать предложения депутатов и членов и дать им на утверждение любых других российских граждан с опытом работы и без иностранного вида на жительство. Поразительно, но в ходе обсуждения вопрос о способе формирования СП не поднимался вообще. Только Макаров в своей речи подпустил тонкий намек на толстые обстоятельства, назвав СП элементом системы разделения властей. Председателя СП Степашина волновало, назовут ли его учреждение высшим органом финансового контроля или просто органом, депутаты беспокоились о правомочиях СП в отношении госкорпораций и мягко журили аудиторов за то, что они не разоблачили Оборонсервис, когда в Думе незадолго до отставки выступал Сердюков. Законопроект, внесенный представителями трех фракции Думы (эсеры от чести уклонились), был поддержан почти единогласно: "за" проголосовали 440 человек. |
« Дело - табак | Планы Думы на декабрь 2012 » |
---|