СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Новосибирск и Москва обсудили перспективы протеста  
22:01:2025 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Новосибирск и Москва обсудили перспективы протеста Печать E-mail
Алексей Голубков   
27:12:2012 г.

22 декабря в Новосибирске, на очередной встрече клуба «Русский интерес» была поднята тема итогов и дальнейших перспектив протестного движения в России. Как известно, это движение зародилось прошлой зимой, после выборов в Государственную думу, на которых, по свидетельствам ряда наблюдателей, были отмечены массовые фальсификации. В дискуссии принимали участие:

Владимир Тор, председатель Исполнительного комитета Национал-демократической партии России, член Координационного Совета оппозиции;

Сергей Дьячков, Прогрессивно-демократическое движение России, член оргкомитета протестных мероприятий «Новосибирск требует перемен», экономист;

Алексей Мазур, политолог, руководитель аналитического отдела портала «Тайга.инфо».

Модератором беседы было суждено стать лидеру новосибирских национал-демократов Ростиславу Антонову.

В последнее время – по крайней мере, у новосибирских активистов – дискуссионные клубы приобретают всё большую популярность: представители различных левых движений регулярно проводят марксистские семинары, в конце лета по почину «Молодежного Яблока» стартовал либеральный клуб, об открытии дебатов в ближайшее время говорит оргкомитет «Новосибирск требует перемен», недавно о подобной площадке заявили и националисты – на первом заседании «Русского интереса» собравшиеся обсудили возможность сотрудничества с либералами.

Востребованность данного формата, по-видимому, обусловлена самим временем, в чем-то напоминающим горбачевскую перестройку – когда интерес к политике уже вернулся в общество, но возможности результативного действия здесь пока так и не появилось; отличие нынешней ситуации, пожалуй, в том, что несмотря на (пока еще) достаточно сильную цензуру в официальных СМИ, Интернет (пока еще) предоставляет весьма широкие возможности для обсуждения волнующих общество проблем, равно как и для организации публичных мероприятий.

Так, именно, благодаря Интернету, в дискуссии смог принять участие (по скайпу) Владимир Тор, ныне член Координационного совета оппозиции.

*

В такой ситуации, разумеется, одной из первых была поднята тема отношения к КС, весьма животрепещущая для новосибирских активистов (в свое время местный оргкомитет принял решение о бойкоте выборов в Координационный Совет).

В ответ на жесткие вопросы, жив ли до сих пор Совет и есть ли какой-либо смысл в этом органе, Владимир Тор начал доходчиво рассказывать своим региональным коллегам о том, что КС работает – он проводит заседания (следующее запланировано на 19 января) и недавно, 15 декабря, между прочим, организовал протестную акцию, согласование и ход которой были также подробно описаны. Всё это, впрочем, хорошо известно тем, кто – пусть и находясь в далекой Сибири – читает блоги оппозиционных лидеров.

На данный момент в КС можно выделить две группировки – «политическую» и «неполитическую», первая из которых (к ней принадлежит сам Тор) пока что побеждает с некоторым перевесом. То, что в нынешнем созыве в Совет попали медийные фигуры, было неизбежно – но поскольку каждый год он будет переизбираться, то через 2-3 ротации КС имеет шансы стать вполне жизнеспособным органом. Предполагается, что в дальнейшем избиратели будут руководствоваться не популярностью кандидатов, а их реальной проделанной работой.

В ответ на претензию Сергея Дьячкова, что КС не идет на контакт с региональными активистами, Владимир Тор заметил, что само его участие в данной конференции опровергает это. Скоро в Совете будет создан комитет по взаимодействию с регионами – который призовет избирать аналогичные советы на местах. Региональный ресурс до сих пор не задействован, и выстраивать институты гражданской самоорганизации в провинции крайне необходимо – хотя в России и тяжело без сильной государственной власти. Впрочем, активисты на местах могут организовываться и сами, не дожидаясь указки из Москвы. Более того: в случае действительной объективной необходимости, они обязательно сделают это – однако, данный процесс нельзя стимулировать из центра, нельзя никого насильно заставить объединяться.

В свою очередь, Дьячков парировал, что для самоорганизации регионов выборы совсем не обязательны – главное, чтобы были люди, делающие реальные дела, и в Новосибирске такие люди есть.

Наиболее скептическая позиция оказалась представлена политологом Алексеем Мазуром.

По его мнению, КС не может выступать представителем регионов – он был избран достаточно узким сегментом населения, численностью около 60 тыс. человек (не считая тех, кто голосовал по принуждению Сергея Мавроди), половина из которого приходится на столицы – так что даже сравнительно одинаковые политические предпочтения этих людей отнюдь не означают единства Москвы и остальной России, вопреки утверждению Леонида Волкова. И этот сегмент уже не может быть расширен – наоборот, в голосовании по поводу последнего митинга приняло участие всего лишь около 12 тысяч человек.

Следующий же всплеск политической активности, как это всегда происходит, не будет связан с предыдущим: те, кто к тому времени пробудится к политической жизни, не будут видеть какой-то реальной силы в тех, кто был до них (как это произошло с «Национальной ассамблеей»).

Кроме того, события, подобные «делу Pussy Riot» вбили клин между разными оппозиционными течениями. В результате, деятельность КС сводится преимущественно к подготовке очередных массовых акций.

*

Таким образом, по мнению Мазура, потенциал протестов прошлой зимы отработан полностью, и эту страницу нашей истории пора закрыть. События декабря 2011 года были апогеем, а точнее – результатом предыдущей рутинной работы: антикоррупционной деятельности Алексея Навального, подготовки наблюдателей на выборах и т.п..

Между тем, власть по-прежнему представляет собой работающую, четко отлаженную машину – и по крайней мере, держаться за власть Путин умеет очень хорошо.

Владимир Тор оценил перспективы протестного движения гораздо более оптимистично.

В данный момент повод для массового протеста действительно отсутствует, но вообще такие поводы возникают постоянно, и следующая потенциально острая точка – Олимпиада в Сочи в 2014 году. Социальный взрыв трудно спрогнозировать, но в любом случае, тренд идет вниз: инфраструктура изношена, техногенные катастрофы будут нарастать – и рано или поздно власть с этим не справится.

Для того, чтобы в данной ситуации остаться на плаву, нынешней власти не хватит авторитета – это вызовет раскол элит, которые скорее всего выберут кого-нибудь в качестве «козла отпущения». Лучше всего, как утверждает Тор, на эту роль подходит Владимир Владимирович Путин: как показывает последняя пресс-конференция, он уже утратил адекватное восприятие действительности, равно как утратил способность слышать собеседника, слышать свою страну… От него начинает отворачиваться даже самый преданный избиратель – женщины среднего возраста из провинции – что наиболее красноречиво иллюстрирует диалог с журналисткой из Владивостока Марией Соловьенко. Скорее всего, одна из элит пойдет на переговоры с контрэлитой – и в этой ситуации КС вполне может стать центром мирной антикриминальной революции.

Отвечая на вопрос, выходил ли кто-нибудь из элиты на переговоры с КС, Тор сказал, что официально пока нет: их общение с властью на данный момент ограничивалось согласованием митинга в мэрии.

На вопрос, готов ли КС взять власть, член Совета ответил, что они готовы работать в направлении того момента, когда народ сам сможет определить, кому доверить власть.

Сергей Дьячков, предлагая свою версию развития событий, согласился с утверждением, что Путин деморализован и теперь будет ошибаться всё чаще – а оппозиции надо этим пользоваться, помогать системе рушиться. Кроме того, ряд экономических показателей по Новосибирской области свидетельствуют о начале кризисного периода.

Тем не менее, быстрых политических перемен ждать не стоит: так, во Франции голлизм, во многом схожий с современным путинизмом и вызвавший массовые протесты 1968 года, отнюдь не был изжит с отставкой генерала де Голля – для этого потребовалось еще более 10 лет президентства правых и два экономических кризиса. Ситуация в России, по мнению эксперта, может смениться лет через пять – и этим промежутком надо воспользоваться для формирования институтов гражданского общества и более тесного взаимодействия оппозиционных сил, поскольку реальных результатов может добиться только коалиция.

Алексей Мазур согласился, что если режим и падет, то будет очень плохо – поскольку у народа нет пока что возможности самоорганизации, в силу отсутствия политической культуры. Пока Путин сидит, он особо не мешает – заметил политолог – и эту эпоху стабильности надо использовать для того, чтобы учиться говорить друг с другом. На это действительно может понадобиться около пяти лет, и существует опасность, что власть рухнет раньше: тренду сотрудничества и образования коалиций противостоит тренд распада как государства, так и общества. При отсутствии же связи между политическими активистами и остальным обществом, не будет иметь смысла даже местный «координационный совет».

*

Пожалуй, данная встреча предельно наглядно продемонстрировала наличие весьма ощутимой преграды между центром и регионами: сибирские участники, в отличие от московских, обнаружили гораздо меньший оптимизм в отношении перспектив и протеста в целом, и КС в частности, и сотрудничества между столичными и региональными оппозиционерами. При этом как те, так и другие признали, по крайней мере, необходимость такого сотрудничества, равно как долгой, кропотливой самоорганизации институтов будущего гражданского общества.

 
« Центризбирком: Годовой отчёт перед журналистами   «Россия без сирот» »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ